г. Санкт-Петербург |
|
09 октября 2012 г. |
Дело N А42-2820/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16334/2012) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.07.2012 по делу N А42-2820/2012 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
по Мурманской области,
3-е лицо: Прокуратура города Мончегорска Мурманской области,
и признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: извещен, не явился;
от ответчика: извещен, не явился;
от прокуратуры: извещен, не явился;
установил:
открытое акционерное общество "Кольская горно-металлургическая компания" (ОГРН 1025100652906, адрес: 184500, Мурманская обл., г. Мончегорск; далее - заявитель, Общество, ОАО "Кольская ГМК") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (ОГРН 1045100180388, адрес: 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 24-а; далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 18.04.2012 N 04-33/2012 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Прокуратура г. Мончегорска Мурманской области (далее - прокурор).
Решением суда от 11.07.2012 требования Общества удовлетворены, постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм процессуального права, просит отменить решение суда от 11.07.2012, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления Общества отказать. Податель жалобы указывает, что судом первой инстанции нарушены положения статей 29.9 и 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
В отзыве на апелляционную жалобу Общество, считая доводы Управления несостоятельными, просит оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 24.01.2008 Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора Мурманской области было выдано разрешение N 1657, которым установлен Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух для ОАО "Кольская ГМК" комбинат Североникель" на промплощадке г. Мончегорск (основное производство), содержащий в том числе ангидрид сернистый (серы диоксид), углерода окись, формальдегид.
По сведениям Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 27.09.2011 в атмосферном воздухе в г. Мончегорске 26.09.2011 были выявлены превышения максимально-разовых ПДК вредных веществ с 12 час. до 19 час. 26.09.2011: по диоксиду серы - 2,6 раза, по формальдегиду - в 7,1 раз (выше метода чувствительности прибора), по окиси углерода - в 1,4 раза.
В связи с поступлением информации о негативном воздействии на атмосферный воздух в г. Мончегорске 26.09.2011 прокуратурой города Мончегорска с участием специалистов Управления и Беломорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена совместная проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды.
В ходе проверки было выявлено, что 26.09.2011 в 11 час. 28 мин. в адрес Общества поступила информация Мурманского Гидрометцентра о наступлении неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) 1 степени опасности, способствующих увеличению загрязнения атмосферного воздуха в г. Мончегорске в период с 12 час. 26.09.2011 до 09 час. 27.09.2011.
Согласно журналу Общества для записей предупреждений о НМУ конвертерная печь N 2 (далее - КВК N 2) в металлургическом цехе была остановлена в 14 час. 50 мин.
26.09.2011 (введен II режим НМУ), в то время как окончательно печь после прожарки была остановлена в 16 час. 45 мин., что свидетельствует о продолжении в период с 14 час. 50 мин. до 16 час. 45 мин. 26.09.2011 технологических процессов в конвертере N 2. Также прокурором было выявлено наличие противоречивой записи о том, что КВК N 2 была остановлена и II режим НМУ введен в 13 час. 15 мин., в связи с чем прокуратура указала на сомнения в достоверности данных записях.
Установив, что Общество, продолжая технологические производственные процессы, не приняло своевременные и эффективные мероприятия, указанные в приложении N 2 к Положению по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосфере при НМУ, не отразило исполнение мероприятий согласно пункту 3 при II и III режимах, прокурор пришел к выводу о нарушении заявителем части 3 статьи 19 Закона N 96-ФЗ и вынес в отношении ОАО "Кольская ГМК" постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.03.2012 по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ.
Рассмотрев административный материал, старший государственный инспектор РФ по охране природы по Мурманской области постановлением N 04-33/2012 от 18.04.2012 признал ОАО "Кольская ГМК" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, однако прекратил производство по делу, применив положения статьи 2.9. КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции установил, что из оспариваемого постановления Управления не представляется возможным установить, за какое именно нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, Общество привлечено к административной ответственности - за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, либо за вредное физическое воздействие на него.
К указанному выводу суд пришел на основании того, что на листе 2 оспариваемого постановления Управление указывает, что в ходе проведения проверки прокуратурой сделан вывод о том, что причиной повышенного содержания вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе г. Мончегорска 26.09.2011 явилось нарушение Обществом условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу, выразившееся в несвоевременном уменьшении в процессе осуществления производственной деятельности количества вредных выбросов в атмосферу 26.09.2011 в условиях НМУ, но в то же время на листе 5 акта проверки Управление указывает, что Общество не предотвратило загрязнение атмосферного воздуха в городе Мончегорске диоксидом серы, что является объективной стороной нарушения. При этом, в чем именно выразилось оказание Обществом вредного физического воздействия на атмосферный воздух, административный орган в постановлении не указал.
Указанные обстоятельства послужили суду основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмене.
Не оспаривая выводов суда касательно существа спора, Управление в своей апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом норм процессуального права, а именно на то, что при принятии решения суд первой инстанции должен был руководствоваться не только статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, но и положениями, закрепленными в пункте 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ. Данная норма должна была быть применена судом первой инстанции в силу пункта 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71) в случае принятия арбитражным судом решения об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении материалы дела о соответствующем административном правонарушении направляются административному органу, постановление (определение) которого было отменено, для рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами подателя жалобы в том, что в связи с отменой оспариваемого постановления от 18.04.2012 о прекращении производства по делу об административном правонарушении материалы дела о соответствующем административном правонарушении подлежат направлению административному органу для рассмотрения, в ходе которого Управление обязано оценить собранные прокурором доказательства и приводимые заявителем доводы и с учетом этой оценки вынести постановление по делу об административном правонарушении.
Однако, в обжалуемом решении суда уже дана оценка собранным Управлением доказательствам, суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие в действиях Общества события вмененного ему правонарушения.
Более того, срок привлечения к административной ответственности за нарушение условий специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, квалифицированный по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ, составляет один год с момента обнаружения; правонарушение обнаружено прокуратурой 26.09.2011. Таким образом, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (02.10.2012) срок привлечения заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ истек.
Поскольку вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения не может быть поставлен за пределами срока привлечения к административной ответственности, суд апелляционной инстанции полагает, что основания для изменения решения суда и направления материалов административного дела в Управление в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.07.2012 по делу N А42-2820/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2820/2012
Истец: ОАО "ГМК", ОАО "Кольская ГМК"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области
Третье лицо: Прокуратура г. Мончегорска, Прокуратура города Мончегорска Мурманской области