г. Воронеж |
|
10 октября 2012 г. |
Дело N А36-3335/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.10.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Князевой Г.В.,
при участии:
от ООО "Медицинская дезинфекция": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления муниципального заказа администрации г.Липецка: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Муниципального учреждения "Городской родильный дом N 1": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская дезинфекция" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.07.2012 по делу N 36-3335/2012 (судья Захарова Е.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинская дезинфекция" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 13м/12 от 16.02.2012,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская дезинфекция" (далее - ООО "Медицинская дезинфекция", общество), обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 13м/12 от 16.02.2012 г.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 28.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление муниципального заказа администрации города Липецка и Муниципальное учреждение "Городской родильный дом N 1".
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 25.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "Медицинская дезинфекция" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт.
В обоснование требований апелляционной жалобы приводит следующие доводы:
- правом произвольно требовать поставку конкретного товара с определенной торговой маркой Заказчик не наделен;
- заведомым ограничением конкуренции (ограничением количества участников размещения заказа) является указание в качестве основных характеристик препаратов и, соответственно, критериев эквивалентности этим препаратам, точного процентного состава действующих веществ и иных добавок;
- для определения эквивалентности дезинфицирующих средств в соответствии с разъяснениями НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора следует руководствоваться следующим принципом: эквивалентными могут считаться дезинфицирующие средства, имеющие одинаковые свойства, в частности, активность, безопасность, стабильность, моющие свойства и др. и одинаковую сферу применения, т.е. могут полностью заменить друг друга, при этом они могут иметь различный состав и массовое содержание действующих веществ и функциональных добавок;
- согласно оспариваемому решению УФАС Липецкой области, представителем Заказчика при рассмотрении жалобы ООО "Медицинская дезинфекция" было заявлено о намеренном установлении как можно более подробного химического состава запрашиваемых дезинфицирующих средств, чтобы не получить иного дезинфицирующего средства, кроме запрошенного. Т.е. представителем Заказчика признан факт ограничения конкуренции путем установления требований к товару;
- необходимость учета фактора выявленной у Заказчика резистентности, на которую имеются ссылки в решениях УФАС и Арбитражного суда области в обоснование ограничения конкуренции, в техническом задании следовало отразить, указав те конкретные вещества/препараты, на которые резистентность выявлена и запретив предлагать их к поставке;
- ссылки в оспоренном решении УФАС и обжалуемом решении Арбитражного суда области на нормы СанПин и задачи Заказчика не имеют значения для рассматриваемого дела, т.к. не касаются существа жалобы на положения документации заказа.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Согласно свидетельству серии 77 N 013995829 Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская дезинфекция" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1107746853257, о чем 19 октября 2010 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица.
ООО "Медицинская дезинфекция" 09.02.2012 обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области с жалобой на положения котировочной документации, в которой просило признать техническое задание запроса котировок 0146300030212000132 от 06.02.2012 г., составленным с нарушением Федерального закона N 94-ФЗ в части защиты конкуренции, обязать заказчика и уполномоченный орган устранить нарушения путем приведения технического задания в вид, удовлетворяющий требованиям ФЗ N 94 в части защиты конкуренции, а именно - указать характеристики препаратов, позволяющие предложить не одно, а несколько дезинфицирующих средств от разных производителей, удовлетворяющих требованиям заказчика.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области, 16.02.2012 рассмотрев вышеуказанное обращение, приняла решение N 13м/12, с учетом исправления 22.05.2012 г. описки в вышеуказанном решении, в котором признала жалобу ООО "Медицинская дезинфекция" на действия уполномоченного органа - Управление муниципального заказа администрации города Липецка, при размещении заказа путем запроса котировок на право заключения муниципального контракта на поставку дезинфицирующих средств (муниципальный заказчик - МУЗ "Городской родильный дом N 1") (извещение N 0146300030212000132) необоснованной.
Полагая, что вышеуказанный ненормативный правовой акт не соответствует требованиям пункта 4 статьи 43, статье 45 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и нарушает права общества, так как последнее было лишено возможности участвовать в размещении заказа N 0146300030212000132 с предложением поставки товаров, эквивалентных запрошенным в конкретных целях и условиях применения, но имеющим другие наименования, изготовленных иными производителями, ООО "Медицинская дезинфекция" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что решение УФАС по Липецкой области N 13м/12 от 16.02.2012 соответствует Закону о размещении заказов и не нарушает прав и интересов заявителя.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст.198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов требуется одновременно наличие двух условий, несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушающие права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регламентируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В соответствии со статьей 5 данного Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном этим Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 указанного Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Одним из способов размещения заказа, как следует из части 1 статьи 10 указанного Закона, является размещение заказа без проведения торгов путем запроса котировок.
Согласно пункту 1 статьи 42 названного Закона, под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Как следует из материалов дела, согласно извещению N 0146300030212000132, предметом запроса котировок, проведенного муниципальным заказчиком - МУ Городской родильный дом N1", была поставка дезинфицирующих средств.
Из указанного извещения следует, что для муниципальных нужд необходимо было поставить: Антибактериальное жидкое мыло "Шелк с антисептиком" с дозатором; "Пергидроль; "Триосепт-Экспресс"; дезинфицирующие салфетки "Трилокс"; "Клинэкс"; "Трилокс спрей с дозатором" ; "Абсолюцид окси"; "Пергидроль"; таблетки "Дез Таб", "Клинэкс"; "Трилокс спрей" с дозатором, дезинфицирующие салфетки "Трилокс"; "Тримицин-ЭМ", "Абсолюцид окси"; "Софтаскин".
В соответствии с положениями статьи 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать, в том числе, наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Таким образом, требования к упаковке или фиксированному объему товара не противоречат Закону о размещении заказов.
Кроме того, в п. 11 Инструкции (приложение N 1 к извещению о проведении запроса котировок)указано, что в случае предложения альтернативы в стандартной фасовке производителя допускается замена на уменьшенную пропорционально целым числам фасовку, например, вместо 2 упаковок по 20 шт. продукции допустимо предложить 4 упаковки по 10 шт. или 8 упаковок по 5 шт., но не допускается предложить 2 упаковки по 30 шт. или 1 ненарушенную упаковку с 30 шт. и 1 нарушенную упаковку с 10 шт. или 1 упаковку с 40 шт., т.е. требования заказчика по фасовке дезинфицирующих средств не являются ограничивающими конкуренцию.
В силу части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов, извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии со статьей 45 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа вправе предложить эквивалентный товар на основании характеристик, указанных в ч. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов.
Пунктом 3.6.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 131 установлено, что выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяется особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции.
Согласно СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденным Постановлением Гласного государственного санитарного врача от 18.05.2010 N 58, в целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией (последовательная замена дезинфектанта из одной химической группы на дезинфектант из другой химической группы) при необходимости (п. 1.9 раздел II СанПин 2.1.3.2630-10).
В ООМД должен быть не менее чем месячный запас разнообразных дезинфицирующих средств (ДС) различного химического состава и назначения в соответствии с расчетной потребностью (п. 1.9 раздел II СанПин 2.1.3.2630-10).
Выбор метода дезинфекции зависит от особенностей изделия и его назначения (п. 2.5 раздел II СанПин 2.1.3.2630-10).
Следовательно, муниципальный заказчик определяет необходимость того или иного дезинфицирующего средства в зависимости от своих потребностей, результатов мониторирования, специфики лечебного учреждения, количества и ассортимента имеющихся на данный момент дезинфицирующих средств.
Как следует из материалов дела, УФАС по Липецкой области при принятии решения N 13м/12 от 16.02.2012 были проанализированы данные микробиологического мониторинга, результаты исследования смывов с объектов внешней среды, исследования смывов на УПМ, чувствительности к дезсредствам, выполненные "Городским центром бактериологических исследований", доказательства отрицательного воздействия на работников учреждения ранее применяемых дезсредств, а также случаев возникновения аллергических реакций у медицинских работников в процессе их использования.
Согласно СанПин 2.1.3.2630-10, при выборе средств учитываются рекомендации изготовителей изделий медицинского назначения, применяемых в организации, касающиеся воздействия конкретных дезинфекционных средств на материалы этих изделий.
Апелляционная коллегия учитывает, что сила бактерицидного воздействия дезинфицирующих средств зависит от химического состава, концентрации растворов, резистентности микроорганизмов. В зависимости от процентного содержания компонентов, изменения качественного и количественного состава того или иного химического вещества ведет к изменению его свойств.
Кроме того, по результатам микробиологического мониторинга за циркулирующей микрофлорой у рожениц, родильниц и новорожденных, при выделении штаммов с признаками госпитализма определяется их чувствительность к антибиотикам и дезинфектантам. В случае отсутствия чувствительности у микроорганизма к используемым к работе дезинфектантам, производится их смена. Так, в ноябре 2011 г. при проведении микробиологического мониторинга с объектов внешней среды выделен эпидермальный стафилококк, не чувствительный к используемому для проведения текущей дезинфекции 0,5% раствору Велтоцида. Приказом главного врача отделение переведено на использование для текущей дезинфекции поверхностей "Триосепт-экспресс" и 0,5% раствор Гексакварта.
Учитывая, что в СанПин 2.1.3.2630-10 большое внимание уделено безопасности дезинфицирующих средств для каждого работника, муниципальным заказчиком при проведении запроса котировок характеристики поставляемых товаров были определены согласно специфике и потребностям больницы по данным микробиологического мониторинга.
Таким образом, требования к конкретному составу дезинфицирующих средств определены в извещении о проведении запроса котировок N 0146300030212000132 исходя из интересов больных, медицинского персонала, потребностей медицинского учреждения.
Апелляционная коллегия обращает внимание, что в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 14.02.2012 г. N 0146300030212000132-1 на участие в запросе котировок было подано три котировочные заявки (ООО "БизнесМед", ООО "МедКор", Быкова И.В.), что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции потенциальных участников размещения заказа требованиями запроса котировок. Все заявки допущены к участию в запросе котировок. ООО "Медицинская дезинфекция" участие в данном запросе котировок не принимало, не являлось участником размещения заказа. Муниципальный контракт заключен с победителем 27.02.2012.
В связи с изложенным, отмена решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 13м/12 от 16.02.2012 не повлияет на восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд области правильно определил предмет доказывания по делу, полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, и сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.07.2012 по делу N 36-3335/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3335/2012
Истец: ООО "Медицинская дезинфекция"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области, УФАС РФ по Липецкой области
Третье лицо: МУЗ "Городской родильный дом N1", Управление муниципального заказа администрации г. Липецка, Управление муниципального заказа администрации города Липецка