г.Ессентуки |
|
18 06 2007 г. |
Дело N А15-1767/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2007 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Афанасьевой Л.В., судей Винокуровой Н.В., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лобановым Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), Управления по недропользованию по Республике Дагестан (Дагестаннедра), ООО "РосИнвест"
на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.03.2007
по делу N А15-1767/2006
по исковому заявлению Прокуратуры Республики Дагестан
к Территориальному агентству (управлению) по недропользованию по Республике Дагестан (Дагнедра), ООО "РосИнвест"
о признании недействительным решения аукционной комиссии, оформленного протоколом от 26.09.2006,
при участии в судебном заседании представителей:
- Прокуратуры Республики Дагестан - Золотаревой В.Г., удостоверение N 85827, Омаровой П.М., удостоверение N 89884,
- Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) - Рамазанова А.А., доверенность от 12.02.2007 N АЛ-01-32/942,
- Управления по недропользованию по Республике Дагестан (Дагестаннедра) - Рамазанова А.А., доверенность от 05.04.2007 N 125/07, Богатаева Р.М., удостоверение от 23.05.2007 N 148
- Муниципального образования "Село "Хнов" - главы Абдурагимова Ф.Ф.,
- ООО "РосИнвест" - Шабаровой А.А., доверенность от 01.12.2006,
- Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан - Алимова М.А., доверенность от 09.06.2007 N 20-05/1205, Ганиева Р.Д., доверенность от 11.01.2007 N 20-05/02,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Дагестан в интересах Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Территориальному агентству по недропользованию по Республике Дагестан (в настоящее время - Управлению по недропользованию по Республике Дагестан), ООО "РосИнвест" о признании недействительным протокола заседания аукционной комиссии Территориального агентства по недропользованию по Республике Дагестан от 26.09.2006 по проведению аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи медноколчеданных руд на месторождении "Кизил-Дере" в Республике Дагестан.
Исковые требования Прокуратуры Республики Дагестан мотивированы тем, что передача прав на разведку и добычу полезных ископаемых ООО "РосИнвест" проведена с нарушением установленного законом порядка, что непосредственно нарушает государственные интересы. В частности, организатором конкурса нарушен подпункт 11.2 пункта 11 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, в соответствии с которым конкурсы и аукционы проводятся не ранее чем за три месяца, а для крупных объектов - не ранее чем за шесть месяцев со дня публикации информации об их проведении в средствах массовой информации. Информационное сообщение о проводимом аукционе было опубликовано Территориальным агентством по недропользованию по Республике Дагестан в газете "Дагестанская правда" от 30.08.2006 N 218, то есть за 27 дней до проведения аукциона.
Определениями суда первой инстанции от 15.11.2006 и 08.12.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ООО "Фортэкс", муниципальное образование "Ахтынский район", муниципальное образование "Село "Хнов" Ахтынского района, Правительство Республики Дагестан и Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан.
Определением суда первой инстанции от 29.01.2007 по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Федеральное агентство по недропользованию.
Протокольным определением от 22.02.2007 суд первой инстанции удовлетворил заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца.
Прокуратура Республики Дагестан в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до принятия судебного акта по существу уточнила требование по иску, просила признать незаконным решение аукционной комиссии по проведению аукциона на право пользования недрами, оформленное протоколом от 26.09.2006 и утвержденное приказом Федерального агентства по недропользованию от 05.10.2006 N 864.
Уточненные требования прокуратуры мотивированы следующим.
Месторождение Кизил-Дере в Перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование на аукционной основе с целью разведки и добычи полезных ископаемых, не включено.
В нарушение пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации "О недрах", ООО "РосИнвест" при подаче заявки на участие в аукционе не представило доказательства того, что оно обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
В нарушение пункта 3 статьи 39 Закона Российской Федерации "О недрах", Постановления Правительства Российской Федерации N 73 от 29.12.2004 "Об утверждении положения о возмещении расходов государства на поиски и оценку полезных ископаемых при предоставлении права пользования участком недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых в случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участка недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств", Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 344 от 15.12.2005 "Об утверждении методики определения конкретного размера платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр" при предоставлении права пользования недрами на месторождении Кизил-Дере не учтены затраты государства на геологоразведочную работу.
Население села "Хнов" Ахтынского района не информировано о предстоящем предоставлении земельного участка, расположенного в местности "Кизил-Дере" для последующей разведки и добычи полезных ископаемых.
Не соблюден порядок изъятия или выкупа земельного участка, не осуществлен перевод земель в другую категорию.
Не проведена экологическая экспертиза, а также межевание объекта землеустройства.
Предоставление прав на пользование недрами с целью разведки и добычи медно-колчеданных руд с нарушением законодательства нарушает государственные интересы и законные права и интересы граждан муниципального образования "Село "Хнов".
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.03.2007 решение аукционной комиссии по проведению аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи медноколчеданных руд на месторождении "Кизил-Дере" в Республике Дагестан, оформленное протоколом от 26.09.2006 и утвержденное Приказом Федерального агентства по недропользованию от 05.10.2006 N 864, признано незаконным как не соответствующее требованиям статей 5, 13.1, 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", в иске к Территориальному агентству по недропользованию по Республике Дагестан отказано.
Указанное решение суда мотивировано тем, что до проведения аукциона граждане, юридические лица, субъекты предпринимательства, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Дагестан, были лишены возможности получить информацию о предстоящем аукционе на право пользования недрами, расположенными на месторождении "Кизил-Дере", и быть участниками аукциона, поскольку, как следует из письма Управления Федеральной почтовой связи Республики Дагестан от 21.02.2007 N 02.4-32/2, журнал "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление" с приложением "Недропользование в России" в Республику Дагестан по подписке и в розницу не поступает. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что до проведения аукциона граждане, юридические лица, субъекты предпринимательства, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Дагестан были лишены возможности получить информацию о предстоящем аукционе на право пользования недрами, расположенными на месторождении "Кизил-Дере", и быть участниками аукциона, что привело к ограничению конкуренции при его проведении 26.09.2006.
Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан не располагало на день проведения аукциона информацией о включении месторождения "Кизил-Дере" в перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование на аукционной основе с целью разведки и добычи полезных ископаемых.
Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан не проводило экологическую экспертизу правовых актов Федерального агентства по недропользованию об организации аукциона на право пользования недрами на месторождении "Кизил-Дере" (письмо от 08.02.2007 N 02-161) и такие доказательства в подтверждение обратного последним также не представлены.
Однако в Порядке и условиях проведения аукциона на право пользования недрами на месторождении "Кизил-Дере" в Республике Дагестан к приказу Роснедра от 27.07.2006 N 622 (приложение N 1), в основу которого взяты утвержденные тем же протоколом Госкомиссии по запасам полезных ископаемых от 22.06.1984 N 9503 и технико-экономическое обоснование целесообразности освоения указанного месторождения 1995 года, указан состав и количество лишь медноколчеданной руды, при этом не указаны состав и количество запасов полезных ископаемых: халькозиновых руд, цинковоколчеданных руд и серноколчеданных руд, кроме как в процентном отношении.
На день проведения аукциона вопрос об отводе земельных участков не был согласован с муниципальным образованием "Село "Хнов" Ахтынского района, где расположено данное месторождение. С населением села Хнов вопрос о предстоящем предоставлении земельного участка для разведки и добычи полезных ископаемых в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации не был обсужден.
На день проведения аукциона также не был решен вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию с собственником земли в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Законом Республики Дагестан "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан", отсутствует такое решение Правительства Республики Дагестан или уполномоченного им органа.
Аукцион проведен в отсутствие представителя Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан, доказательства извещения последнего о дне проведения аукциона отсутствуют. Технико-экономическое обоснование месторождения "Кизил-Дере", составленное институтом "ГИПРОНИКЕЛЬ" в 1995 году, взятое в основу проведения аукциона, не прошел государственную экологическую экспертизу.
В нарушение требований статей 28, 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" лицензионный объект выставлен на аукцион в отсутствие государственной историко-культурной экспертизы, в то время как на указанной местности расположены Хновская крепость и средневековый могильник, являющиеся памятниками археологии республиканского значения, взятые под охрану государства.
Кроме того, Федеральным агентством по недропользованию не доказано в порядке статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что оспоренное прокурором решение соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.03.2007, Федеральное агентства по недропользованию, Управление по недропользованию по Республике Дагестан, ООО "РосИнвест" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят указанное решение суда отменить.
Апелляционные жалобы мотивированы следующим.
Срок опубликования сведений о проведении аукциона соблюден (не позднее чем за 15 дней до даты проведения аукциона), первая публикация была дана 10.08.2006 в бюллетене "Недропользование в России". Подпункт 11.2 пункта 4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами в данном случае неприменим, так как приоритет имеет Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Судом первой инстанции применен недействующий нормативный акт, а именно Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2003 N 1116, действующим является приказ N 658 от 29.12.2004. Месторождение Кизил-Дере включено в перечень участков недр по Республике Дагестан предлагаемых для предоставления в пользование на 2006 год, что подтверждено выпиской из Приказа от мая 2006 года.
Отсутствие экологической экспертизы не является на данной стадии нарушением, так как в соответствии с Федеральным Законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" отсутствует объект экспертизы (статья 11), то есть еще не создан проект, а технико-экономическое обоснование не является предметом экспертизы. Статья 3 указанного Федерального закона судом первой инстанции истолкована неверно.
Закон не предусмотрел ответственности за не указание количественных характеристик всех полезных ископаемых в Порядке и условиях проведения аукциона на право пользования недрами и не предусмотрел обязанности их указывать.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" основанием для проведения аукциона или конкурса является получение предварительного согласия собственника или органа управления земельными ресурсами. Предварительное согласие муниципального образования "Ахтынский район" суду было представлено. Согласие имеется и от муниципального образования "Село "Хнов".
Ссылка в решении суда на статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации необоснованна, так как предоставление права землепользования, в отличие от прав недропользования, осуществляется позднее и лишь тогда будут применяться нормы земельного законодательства.
Отсутствие государственной историко-культурной экспертизы не считается на данной стадии нарушением, так как в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" экспертизе также должна быть подвергнута проектная документация, которая на данной стадии еще не создана.
В ходе судебного разбирательства заявитель изменил предмет, основание иска и ответчика.
Иск предъявлен прокуратурой без указания нарушения интересов конкретного лица, ни одно из нарушений в обосновании иска не относится к принятию решения аукционной комиссии.
Суд неправильно применил статью 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Доказательством извещения Управления Росприроднадзора о дне проведения аукциона является копия книги исходящих писем.
Приказы Федерального агентства по недропользованию от 20.09.2006 N 814, от 27.07.2006 N 622 не оспорены и не признаны судом незаконными.
Кроме того, в решении не указано, каким законам или иным нормативно-правовым актам противоречат решения аукционной комиссии по проведению аукциона.
На вышеуказанные апелляционные жалобы поступили отзывы Прокуратуры Республики Дагестан, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, в которых они просят оставить решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.03.2007 без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
В нарушение статьи 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах", информационное сообщение о проводимом аукционе в газете "Дагестанская правда" от 30.08.2006 N 218 Территориальным агентством по недропользованию по Республике Дагестан опубликовано за 27 дней до даты проведения аукциона, при этом срок подачи заявок претендентам ограничен до 8 дней (последний день подачи заявки - 08.09.2006). Таким образом, на территории Республики Дагестан заявки могли быть поданы претендентами, желающими принять участие в аукционе, в течение 8 дней, что нарушило законные права и интересы соответствующих субъектов.
Бюллетень "Недропользование в России" в Республику Дагестан по подписке и в розницу не поступает, о чем свидетельствует информация Управления Федеральной почтовой связи Республики Дагестан, в связи с чем ссылка Территориального агентства по недропользованию по Республике Дагестан о том, что нарушение закона при публикации объявления не допущено, является не состоятельной.
Федеральным агентством по недропользованию в Бюллетене "Недропользование в России", приложение к журналу "Минеральные ресурсы России" от 25.08.2006 N 16 опубликовано объявление об изменениях, вносимых в Порядок и условия проведения аукциона на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи медно-колчеданных руд на месторождении Кизил-Дере. Однако, эти изменения на территории Республики Дагестан не опубликованы, в результате чего граждане Республики были лишены возможности получить информацию о предстоящем аукционе и принять в нем участие.
В нарушение пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации "О недрах" о том, что отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе может последовать в случае, если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, ООО "РосИнвест" при подаче заявки на участие в аукционе такие доказательства не представило.
В нарушение пункта 3 статьи 39 Закона Российской Федерации "О недрах", Постановления Правительства Российской Федерации N 873 от 29.12.2004 "Об утверждении Положения о возмещении расходов государства на поиски, оценку полезных ископаемых при предоставлении права пользования участками недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых", Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 334 от 15.12.2005 "Об утверждении методики определения конкретного размера платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр", при предоставлении права пользования недрами на месторождении Кизил-Дере не учтены затраты государства на геологоразведочную работу.
Аукцион на право пользования недрами проведен в отсутствие результатов экологической экспертизы проектов правовых актов Федерального агентства по недропользованию, связанных с проведением аукциона, материалов "Технико-экономического обоснования целесообразности освоения медноколчеданного месторождения Кизил-Дере", на основании которого проведен аукцион и по результатам которого обществу выдана лицензия на право пользования недрами.
Население муниципального образования "Село "Хнов" Ахтынского района не информировано о предстоящем предоставлении земельного участка, расположенного в местности "Кизил-Дере" для последующей разведки и добычи полезных ископаемых, сходы, референдумы граждан по вопросу строительства объекта для разведки и добычи полезных ископаемых не проведены.
Предоставление права пользования недрами осуществлено также в нарушение требований статей 44, 45, 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, без прекращения прав на земельный участок собственника, пользователей, без соблюдения порядка изъятия или выкупа земельного участка, а также статьи 25.1 Закона Российской Федерации "О недрах" - без возмещения собственникам земельных участков их стоимости.
Территориальным агентством по недропользованию Республики Дагестан и Федеральным агентством по недропользованию в нарушение приведенных выше норм закона не приняты меры по регистрации права собственности на земельный участок, расположенный над поверхностью недр, в связи с чем Федеральное агентство по недропользованию, не являясь собственником этого земельного участка, в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации не имело право им распоряжаться, в том числе принимать решение о проведении аукциона.
В нарушение статей 28, 30 Федерального Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" лицензионный объект выставлен на аукцион в отсутствие государственной историко-культурной экспертизы, в то время как на этом объекте расположены Хновская крепость и средневековый могильник, являющиеся памятниками археологии республиканского значения, взятые под охрану государства.
В нарушение требований статей 15, 16 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и статьи 17 Федерального Закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" предоставление права пользования осуществлено без проведения территориального землеустройства, включающего выполнение работ по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, без проведения межевания объектов землеустройства (определения границ спорного земельного участка с закреплением границ межевыми знаками и описанием их местоположения).
Правильность решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.03.2007 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, выслушав представителей Федерального агентства по недропользованию, Управления по недропользованию по Республике Дагестан, ООО "РосИнвест", поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителей Прокуратуры Республики Дагестан и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, муниципального образования "Село "Хнов", просивших оставить обжалуемое решение суда без изменения, в отсутствие представителей ООО "Фортекс", Правительства Республики Дагестан, Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан, Управления Роснедвижимости по Республике Дагестан, муниципального образования "Ахтынский район", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.03.2007 подлежит отмене в части признания незаконным как не соответствующее требованиям статей 5, 13.1, 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" решения аукционной комиссии по проведению аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи медно-колчеданных руд на месторождении "Кизил-Дере" в Республике Дагестан, оформленное протоколом от 26.09.2006 и утвержденное Приказом Федерального агентства по недропользованию от 05.10.2006 N 864, по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" было образовано Федеральное агентство по недропользованию, которому были переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере недропользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.3.6 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, в полномочия Федерального агентства по недропользованию входит принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, в том числе касающиеся порядка проведения аукциона на право пользования участками недр, регулируется Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Согласно статье 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" Федеральное агентство по недропользованию либо его территориальные органы принимают решение о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных и аукционных комиссий, а также определяют порядок и условия проведения таких конкурсов или аукционов в отношении каждого участка недр.
Согласно материалов дела медноколчеданное месторождение Кизил-Дере относится к месторождениям федерального уровня. Данное месторождение находится на Государственном балансе запасов.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан в письме от 07.06.2006 N 05-25 подтвердило, что установление порядка пользования недрами в целях разработки цветных металлов, в том числе и медноколчеданных руд месторождения Кизил-Дере, находится в ведении Федеральных органов управления государственным фондом недр (Роснедра).
25.05.2006 Федеральным агентством по недропользованию утвержден Перечень участков недр по Республике Дагестан, предлагаемых для предоставления в пользование на 2006 год. Подлинный Перечень был представлен апелляционному суду на обозрение. В данный Перечень вошло месторождение "Кизил-Дере".
С целью реализации возложенных полномочий Федеральным агентством по недропользованию принято решение, утвержденное Приказом от 27.07.2006 N 622 "О проведении аукциона на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи медноколчеданных руд на месторождении Кизил-Дере в Республике Дагестан". Указанным Приказом также утверждены порядок, условия проведения аукциона и состав аукционной комиссии.
Во исполнение статьи 11 Закона Российской Федерации "О недрах" Федеральным агентством по недропользованию были получены документы, подтверждающие наличие предварительного согласования на отвод земельного участка победителю аукциона, а именно письмо администрации муниципального образования "Ахтынский район" от 05.05.2003 N 48(5/48). Кроме того, имеется и согласование администрации муниципального образования "Село "Хнов" (письмо от 22.11.2006 N 36).
Что касается отвода земельного участка победителю аукциона, то согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О недрах" отвод земельного участка производится после утверждения проекта работ по недропользованию, то есть не на стадии проведения аукциона и подведения его итогов. Соответственно, не на стадии проведения аукциона и подведения его итогов проводится межевание и решаются другие вопросы, касающиеся землепользования.
Вышеназванным приказом Федерального агентства по недропользованию было поручено Территориальному агентству по недропользованию по Республике Дагестан обеспечить организационную подготовку аукциона, в том числе публикацию извещений о проведении аукциона в общероссийских и издаваемых на территории Республики Дагестан средствах массовой информации.
В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" объявления о предстоящих аукционах на право пользования участками недр должны быть опубликованы в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации средствах массовой информации не позднее чем за 45 дней, а о предстоящих конкурсах - не позднее чем за 90 дней до даты их проведения, считая с даты первой публикации. Выбор средств массовой информации для опубликования таких объявлений осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
Соответствующие публикации были даны 10.08.2006 в бюллетене "Недропользование в России" - официальном печатном издании Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию и в местных средствах массовой информации Республики Дагестан - 30.08.2006 в газете "Дагестанская правда".
С учетом того, что 45-дневный срок публикации в соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" определяется с даты первой публикации, требования данной статьи при публикации объявления о предстоящем аукционе соблюдены.
25.08.2006 в бюллетене "Недропользование в России" были опубликованы изменения к первоначальному извещению в части банковских реквизитов и наименования получателя сбора за участие в аукционе.
Учитывая, что изначально установленный срок приема заявок на участие в аукционе не изменялся, изменения в публикации касались только наименования получателя сбора и его реквизитов, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что права каких-либо лиц, желающих принять участие в конкурсе, были нарушены и они не смогли принять участие и уплатить сбор из-за внесенных изменений в первоначальное извещение, апелляционным судом не принимаются доводы Прокуратуры Республики Дагестан и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан о нарушении прав претендентов, желающих принять участие в аукционе.
Что касается ссылки Прокуратуры Республики Дагестан и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан о том, что желающие принять участие в аукционе не смогли этого сделать по причине того, что бюллетень "Недропользование в России" не выходит на территории Республики Дагестан и не распространяется путем розничной продажи, а публикация в местной газете "Дагестанская правда" была сделана за 8 дней до окончания срока подачи заявок и за 27 дней до дня проведения аукциона, то она апелляционным судом не принимается, поскольку, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь на данные обстоятельства, ни Прокуратура Республики Дагестан, ни Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан не представили доказательства нарушения прав конкретных организаций или лиц, находящихся на территории Республики Дагестан и желающих участвовать в аукционе, а указание на то, что данным обстоятельством нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, недостаточно для удовлетворения требований Прокуратуры Республики Дагестан.
Довод Прокуратуры Республики Дагестан и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан о том, что в порядке и условиях проведения аукциона не указаны все полезные ископаемые, что повлекло снижение стоимости объекта, то есть минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, апелляционным судом не принимаются, поскольку пунктом 3.10 Методических рекомендации по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, утвержденных распоряжением Министерства природных ресурсов России от 14.11.2002 N 457-р, предусматривается, что случае предоставления участка недр для разведки и добычи полезного ископаемого, то приводится лишь краткая характеристика его геологического строения с указанием геолого-промышленного типа месторождения, величины запасов полезных ископаемых по категориям разведанности, характеристики технологических типов руд, основных горно-геологических условий их разработки, краткой характеристикой геолого-экономических показателей месторождения.
Кроме того, в извещении о предстоящем аукционе содержалась ссылка на протокол ГКЗ СССР от 22.06.1984 N 9503, которым были утверждены результаты детальной разведки месторождения Кизил-Дере в 1984 году, и все желающие принять участие в аукционе могли с ним ознакомиться.
Расчет стартового размера разового платежа на получение права пользования недрами с целью добычи медноколчеданных руд на месторождении Кизил-Дере осуществлен на основе методики, разработанной и принятой Министерством природных ресурсов России. Это подтверждает экспертное заключение на проект порядка и условий проведения аукциона на право пользования недрами с целью добычи медно-колчеданных руд на месторождении Кизил-Дере и протокол от 01.07.2006 N 57 Федерального агентства по недропользованию, в пункте 4 которого Федеральное агентство рекомендовало утвердить порядок и условия проведения аукциона на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи медноколчеданных руд на месторождении Кизил-Дере. В расчете стартового размера разового платежа учтены все полезные компоненты.
Согласно заключения Территориального агентства по недропользованию по Республике Дагестан была проведена экспертиза заявочных материалов ООО "РосИнвест" на предмет их соответствия условиям аукциона, они признаны соответствующими требованиям Порядка и условий проведения аукциона на право пользования недрами. Приказом Федерального агентства по недропользованию от 20.09.2006 N 814 "О принятии заявок на участие в аукционе на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи медноколчеданных руд на месторождении Кизил-Дере в Республике Дагестан", по итогам рассмотрения заявочных материалов на участие в аукционе признаны соответствующими условиям аукциона заявки ООО "РосИнвест" г.Екатеринбург, ООО "Фортэкс" г.Екатеринбург, ООО "ЛЕКС ЭЛЕКТА" г.Москва, ООО "Евроком-М".
С учетом этого ссылка Прокуратуры Республики Дагестан и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан на то, что ООО "РосИнвест" при подаче заявки не представили доказательства, что они обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, не принимаются апелляционным судом.
Сбор за участие в аукционе в размере 101 150 рублей был внесен всеми заявителями, задаток в размере 30 000 000 рублей (100% стартового значения разового платежа) внесен ООО "РосИнвест" и ООО "Фортэкс" в установленный срок.
26.09.2006 на заседании Аукционной комиссии по проведению аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи медноколчеданных руд на месторождении Кизил-Дере в Республике Дагестан было принято решение допустить к участию в аукционе ООО "РосИнвест" и ООО "Фортэкс" (т.1, л.д.25). Согласно списка регистрации участников аукциона на право пользования недрами было зарегистрировано два участника аукциона - ООО "РосИнвест" и ООО "Фортэкс" (т.1, л.д.29).
В соответствии с протоколом заседания аукционной комиссии от 26.09.2006 победителем аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи медноколчеданных руд на месторождении Кизил-Дере в Республике Дагестан было признано ООО "РосИнвест" как подтвердившее готовность уплатить разовый платеж в сумме 31 500 000 (то есть наибольший платеж), ООО "Фортекс" готовность внести этот платеж не подтвердило. Приказом Федерального агентства по недропользованию от 05.10.2006 N 846 утверждены итоги аукциона.
В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.
Поскольку ООО "РосИнвест" подтвердило готовность произвести наибольший платеж за право пользования участком недр месторождения Кизил-Дере, то, в соответствии с указанной нормой закона, оно правомерно признано аукционной комиссией победителем аукциона на право пользования недрами.
Согласно Порядка и условий проведения аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи медноколчеданновых руд на месторождении Кизил-Дере в Республике Дагестан, утвержденному Приказом Федерального агентства по недропользованию от 27.07.2006 N 622, подготовку и утверждение технического проекта освоения лицензионного участка победитель конкурса вправе производить в течение 24 месяцев со дня государственной регистрации лицензии. Указанным Порядком предусмотрено, что этот проект должен получить положительное заключение государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности разработки месторождения (т.1, л.д.20).
Что касается отсутствия на данном этапе у ООО "РосИнвест" программ геологического изучения и использования участка недр Кизил-Дере, то научно-технический уровень данных программ является, в соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах", одним из основных критериев для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр, а не аукциона.
В связи с тем, что в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О недрах" при проведении аукциона предоставление лицами, желающими принять участие в аукционе, технико-экономическое обоснование (программ геологического изучения и использования участка недр) не требуется, то отклоняются доводы Прокуратуры Республике Дагестан и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан о необходимости проведения государственной экологической и историко-культурной экспертиз, предусмотренных Федеральными законами от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Результатом проведения конкурса или аукциона на право пользования участком недр является не заключение гражданско-правового договора, а предоставление лицензии, которая в силу статьи 11 Закона Российской Федерации "О недрах" представляет собой специальное государственное разрешение.
В соответствии с положениями статей 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" требование о проведении государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих получение лицензии, распространяется на случаи выдачи только тех лицензий, деятельность на основании которых не требует дополнительного согласования проектов по их реализации, которые исполняются напрямую. Поэтому факт получения лицензии сам по себе не влияет на состояние окружающей природной среды. Такое негативное влияние может оказать реализация проектов эксплуатации (разработки) месторождения. В связи с этим именно названные проекты подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, а не документы, представленные для получения лицензии на право пользования недрами.
Кроме того, после проведения аукциона муниципальным образованием "Ахтынский район" Республики Дагестан, ООО РосИнвест", ЗАО "Русская медная компания", с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, руководителей Федеральных территориальных органов и органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, представителей научных, общественных и экологических организаций, хозяйствующих субъектов, жителей республики Дагестан совместно было организовано и проведено общественное обсуждение интересующих общественность вопросов технической надежности и экологической безопасности освоения месторождения Кизил-Дере. В результате обсуждения было принято следующее решение: отметить, что строительство подземного рудника и обогатительной фабрики на местном месторождении Кизил-Дере имеет высокую социальную значимость для региона, поскольку подразумевает беспрецедентный со времен СССР объем инвестиций и развитие региона, создание рабочих мест и налоговые отчисления в бюджеты Ахтынского района, Республики Дагестан, а также федеральный бюджет; представленную на обсуждение общественности Декларацию о намерениях строительства подземного рудника и обогатительной фабрики на медном месторождении Кизил-Дере принять за основу и сделать вывод о допустимости намечаемой деятельности; рекомендовать ООО "РосИнвест", обобщив и проанализировав полученные в ходе общественного обсуждения предложения и замечания, внести коррективы в намечаемую деятельность на стадии проектирования в соответствии с действующим законодательством.
Также после аукциона Общероссийским общественным движением "Экологическое движение конкретных дел" была проведена общественная экологическая экспертиза Декларации о намерениях строительства подземного рудника и обогатительной фабрики на медном месторождении Кизил-Дере, согласно заключению которого был сделан вывод о допустимости проведения разработки основания инвестиций строительства подземного рудника и обогатительной фабрики на указанном месторождении.
В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" в состав аукционных комиссий включаются представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3.19 Методических рекомендации по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, утвержденных распоряжением Министерства природных ресурсов России от 14.11.2002 N 457-р, предусмотрено, что заседания аукционной комиссии правомочны, если на них присутствуют более половины ее членов от списочного состава. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство из принимавших участие в голосовании членов комиссии, но не менее половины от списочного состава комиссии.
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 27.07.2006 N 622 утвержден состав аукционной комиссии по проведению аукциона на право пользования недрами месторождения Кизил-Дере в Республике Дагестан из десяти человек, куда, в соответствии с требованиями статьи 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах", вошел представитель органа исполнительной власти Республики Дагестан.
В соответствии с протоколом заседания аукционной комиссии от 26.09.2006 при проведении аукциона присутствовали все члены комиссии, за исключением руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан, что не делает заседание аукционной комиссии неправомочным, как считают Прокуратура Республики Дагестан и Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан.
Что касается платы за геологическую информацию о недрах, то согласно статье 27 Закона Российской Федерации "О недрах" геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации "О недрах" за пользование геологической информацией, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата.
Приказом Министерства природных ресурсов России от 12.12.2005 N 340 "Об утверждении порядка и условий использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью" утвержден образец заявки на предоставление в пользование геологической информации, по результатам рассмотрения и удовлетворения которой взимается плата.
Согласно возражений на отзывы Прокуратуры Республики Дагестан и Управления антимонопольной службы по Республике Дагестан Управления по недропользованию по Республике Дагестан и Федерального агентства по недропользованию, от ООО РосИнвест" такой заявки не поступало в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
С учетом изложенного, аукцион на право пользования недрами с целью разведки и добычи медноколчеданных руд на месторождении Кизил-Дере в Республике Дагестан проведен в полной соответствии с требовании Закона Российской Федерации "О недрах", оснований для признания его недействительным не имеется, доводы Прокуратуры Республики Дагестан и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан апелляционным судом отклоняются на основании вышеизложенного, выводы суда первой инстанции о нарушении действующего законодательства при проведении аукциона основаны на неправильном толковании положений Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", 25.06.2002, Федерального закона N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.03.2007 по делу N А15-1767/2006 в части удовлетворения требований Прокуратуры по Республике Дагестан подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права. Оснований к отмене указанного решения суда в остальной части апелляционным судом не усматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.03.2007 по делу N А15-1767/2006 отменить в части признания незаконным решения аукционной комиссии на право пользования недрами с целью разведки и добычи медноколчеданных руд на месторождении "Кизил-Дере" в Республике Дагестан, оформленное протоколом от 26.09.2006 и утвержденное приказом Федерального агентства по недропользованию от 05.10.2006 N 864 как несоответствующим требованиям статей 5, 13.1, 23 Закона Российской Федерации "О недрах".
В удовлетворении требования о признании недействительным решения аукционной комиссии, оформленное протоколом от 26.09.2006 и утвержденное приказом Федерального агентства по недропользованию N 864 от 05.10.2006, отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1767/2006
Истец: Прокурор РД в инт. РФ
Ответчик: ООО "РосИнвест", Территориальное агентство по недропользованию по Республике Дагестан, Управление по недропользованию по РД, Федеральное агентство по неропользованию
Третье лицо: Администрация МР "Ахтынский район", ГУ ОПФР по РД, МО "Ахтынский район", МО "Село Хнов", ООО "Фортэкс", Правительство РД, Правительство Республики Дагестан, Управление Роснедвижимости по Республике Дагестан, Управление Росприроднадзора по РД, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, УФАС по РД, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), Прокуратура Республики Дагестан, Территориальное агентство по недропользованию по Республике Дагестан