г. Чита |
|
27 августа 2010 г. |
дело N А19-874/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2010 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 августа 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Стасюк Т.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белокриницкой А.С.,
рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 мая 2010 года по делу N А19-874/2010 по заявлению заместителя прокурора Иркутской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Иркутской области о признании действий незаконными, с участием заинтересованных лиц - Министерства имущественных отношений Иркутской области, Восточно-Сибирского территориального Управления Росохранкультуры, Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество), Областного государственного учреждения "Центр по эксплуатации и содержанию объектов недвижимости", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (суд первой инстанции: судья Мусихина Т.Ю.),
с участием в судебном заседании:
от заявителя - прокурора Солохиной В.Е.,
от Министерства имущественных отношений Иркутской области - Бергаевой Е.А., представителя по доверенности от 21.01.2010,
от Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) - Киндысевич О.В., представителя по доверенности от 14.04.2009,
установил:
заместитель прокурора Иркутской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Иркутской области (далее - регистрационная служба) с заявлением о признании незаконными действий по внесению 17.06.2006 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи N 38-38-01/023/2006-397 о регистрации права оперативного управления за ОГУ "Центр по эксплуатации и содержанию объектов недвижимости" на нежилое помещение общей площадью 904,2 кв.м. на 1 этаже по адресу: г. Иркутск, ул. Фурье, 2 (далее - нежилое помещение);
о признании незаконными действий по внесению 06.12.2007 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи N 38-38-01/144/2007-614 о регистрации права собственности за Иркутской областью на нежилые помещения общей площадью 904,2 кв.м. на 1 этаже по адресу: г. Иркутск, ул. Фурье, 2, номера на поэтажном плане подвал 1-22; 1 этаж 1-11, 11 а, 13, 14, 16 - 19, 20 а, 20-25, 27-29 (Литера А по техническому паспорту как указано в выписке из реестра государственной собственности области), кадастровый номер 38:36:000034:0000:25:401:001:010001320:10002.
Заявленные требования прокурор обосновал тем, что у регистрационной службы отсутствовали документы, подтверждающие возникновение в установленном законом порядке права собственности Иркутской области на выше указанное нежилое помещение, являющееся памятником истории и культуры федерального значения и объектом федеральной собственности, что привело к регистрации права оперативного управления за ОГУ "Центр по эксплуатации и содержанию объектов недвижимости" и права собственности за Иркутской областью в отсутствие законных к тому оснований.
Определением суда от 01.02.2010 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерств имущественных отношений Иркутской области (Минимущества), Восточно-Сибирское территориальное Управление Росохранкультуры (Росохранкультура), Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) (Сбербанк), Областное государственное учреждение "Центр по эксплуатации и содержанию объектов недвижимости" (ОГУ "ЦЭСОН"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (ТУФА УГИ ИО).
Регистрационная служба в отзыве на заявление прокурора возражала, ссылался на то, что документы, явившиеся основанием для регистрации прав, не были оспорены в установленном законом порядке, охранное обязательство N 128/2006 от 05.06.2006, выданное ОГУ "ЦЭСОН", указывало на то, что данное лицо является пользователем спорного нежилого помещения, представленная выписка из реестра государственной собственности области по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, полагал, что в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право на недвижимое имущество, а именно - основание права, а не его государственная регистрация.
Сбербанк, Росохранкультура и ТУФА УНИ ИО поддержали требования прокурора.
Минимущества и ОГУ "ЦЭСОН" полагали требования необоснованными.
Решением от 04.05.2010 арбитражный суд в удовлетворении требований отказал.
С апелляционной жалобой в Четвертый арбитражный апелляционный суд обратился Сбербанк, который просил решение арбитражного суда, как принятое с неправильным применением норм материального права, отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы сослался на то, что помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Фурье, 2, является памятником истории и культуры федерального значения и относится к федеральной собственности, полагал, что право государственной собственности на спорное помещение возникло в силу закона. По мнению заявителя жалобы, в настоящем деле отсутствует спор о праве, действия регистрационной службы нарушают права и экономические интересы Российской Федерации и привели к неосновательному обогащению субъекта Российской Федерации.
Прокурор в отзыве жалобу поддержал, полагал решение суда незаконным и необоснованным, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Регистрационная служба в отзыве на жалобу возражала, полагая решение суда законным и обоснованным, просила оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ходатайствовала о процессуальном правопреемстве от Управления Федеральной регистрационной службы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Заинтересованные лица о времени и месте заседания арбитражного апелляционного суда извещены надлежащим образом, однако Росохранкультура, ОГУ "ЦЭСОН", и ТУФА УГИ ИО своих представителей в суд не направили. При таком положении, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей заинтересованных лиц не препятствовала рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы заявителя жалобы и возражений, апелляционный суд не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
17.07.2006 регистрационная служба внесена запись N 38-38-01/023/2006-397 в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) о регистрации права оперативного управления за ОГУ "ЦЭСОН" на нежилое помещение общей площадью 904,2 кв.м на 1 этаже по адресу: г. Иркутск, ул. Фурье, 2.
06.12.2007 регистрационная служба произвела запись N 38-38-01/144/2007-614 о регистрации права собственности за Иркутской областью на нежилые помещения общей площадью 904,2 кв.м на 1 этаже по адресу: г. Иркутск, ул. Фурье, 2.
Право оперативного управления ОГУ "ЦЭСОН" в ЕГРП на указанный объект недвижимости зарегистрировано на основании приказа Комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области от 30.01.2006 N 14/и, акта приема-передачи от 30.01.2006, составленному Комитетом по управлению государственным имуществом Иркутской области и ОГУ "ЦЭСОН". Право собственности Иркутской области зарегистрировано на основании выписки из реестра государственной собственности области от 09.02.2006, выданной Комитетом по управлению государственным имуществом Иркутской области.
Основанием обращения в суд с заявлением стали незаконные, по мнению прокурора, действия регистрационной службы по внесению указанных выше записей, нарушающих права Российской Федерации в экономической деятельности, и не соответствии этих действий требованиям закона.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 131, 216, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 4 Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом суд исходил из того, что действия регистрационной службы соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; по существу прокурор оспаривается принадлежность спорного имущества субъекту Российской Федерации - Иркутской области, спор о правах на недвижимое имущество подлежит разрешению в рамках искового производства.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований не согласиться с этими выводами.
В порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании незаконными действий государственных органов вправе обратиться лицо, которое полагает, что действия органа не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу указанной правовой нормы в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не действия регистрирующего органа. Оспаривание государственной регистрации права отдельно от самого права допускается в тех случаях, когда регистрирующим органом нарушена процедура регистрации либо в результате регистрационных действий, отказа в государственной регистрации нарушено право заинтересованного лица, в отношении которого произведена оспариваемая регистрационная запись.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, оспаривание действий регистрирующего органа при нарушении им действующего законодательства в процессе регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним возможно только в том случае, если отсутствует спор о праве на соответствующее имущество.
С учетом того, что прокурор, обратившийся в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по сути оспаривает основания возникновения права собственности Иркутской области и права оперативного управления ОГУ "ЦЭСОН" на спорный объект недвижимости, в то время как оспаривание вещного права в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не предусмотрено, суд пришел к выводу о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
При наличии спора о праве обжалование действий регистрационной службы не имеет самостоятельного значения. Защита права собственности на спорный объект Российской Федерации путем заявления требований прокурором возможна только путем предъявления иска о праве собственности (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) и в случае утраты владения - иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Такое требование не может быть разрешено без привлечения в качестве ответчика правообладателя зарегистрированного права. Регистрационная служба не является стороной материально-правового спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Регистрационная служба ходатайство о процессуальном правопреемстве мотивировала тем, что Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области преобразовано в форме присоединения к нему другого юридического лица и именуется Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области. Эти обстоятельства подтверждены данными Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ.
При указанных обстоятельствах, а доказательств иному в дело не представлено, в соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области следует заменить правопреемником Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, остаются на заявителе жалобы.
Руководствуясь статьями 48, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
заменить Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области процессуальным правопреемником Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 мая 2010 года по делу N А19-874/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Капустина |
Судьи |
Т.В. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-874/2010
Истец: АК СБ РФ (ОАО) Байкальский банк, Заместитель прокурора Иркутской области, Прокуратура Иркутской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, УФРС по Иркутской области
Третье лицо: АК СБ РФ (ОАО), Восточно-Сибирское территориальное управление Росохранкультуры, Восточно-Сибирское управление Россохранкультуры, Министерство имущественных отношений Иркутской области, ОГУ "Центр по эксплуатации и содержанию объектов недвижимости", Сбербанк России (ОАО) (Байкальский банк), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области, ТУФАУГИ по Иркутской области, Министерство экономического развития РФ, Прокуратура Забайкальского края, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2718/10