г. Ессентуки |
|
08 октября 2012 г. |
Дело N А63-10856/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Сулейманова З.М.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СпецВест" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.06.2012 по делу N А63-10856/2011 (судья Русанова В.Г.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СпецВест", (ОГРН 1022603625175)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в лице заместителя министра Кабельчука Б.В.,
к Невинномысскому комплексному отделу в лице старшего государственного инспектора Ставропольского края по охране природы Цекапибзова Р.А.,
об оспаривании распоряжения и плана проведения проверок в 2011 году
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ
ООО "СпецВест" (далее - общество, заявитель) обратилось с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - Министерство) в лице заместителя министра Кабельчука Б.В. и Невинномысскому комплексному отделу (далее - Невинномысский отдел) в лице старшего государственного инспектора Ставропольского края по охране природы Цекапибзова Р.А. об оспаривании плана проведения проверок в 2011 году (в части, касающейся заявителя) и распоряжения от 28.10.2011 N 223 о проведении плановой проверки.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.06.2012 производство по делу в части требования об оспаривании плана проверок прекращено, в остальной части в иске отказано. Суд указал, что план проверок не обладает признаками ненормативного правого акта и не может быть предметом самостоятельного иска. Отказ в признании недействительным распоряжения мотивирован законностью данного ненормативного правового акта и отсутствием доказательств, свидетельствующих о том, что распоряжением нарушаются законные интересы заявителя.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, общество не согласно с выводом суда о том, что план проверок не является ненормативным правовым актом и утверждает, что он носит обязательный характер, поскольку на его основе издано оспариваемое распоряжение. Вывод суда о законности распоряжения общество считает необоснованным, утверждая о неправомерности плана и распоряжения, поскольку заявитель включен в число проверяемых лиц без учета, того, что: он соответствовал и соответствует критериям микропредприятия; в собственности (либо на ином праве) объектов недвижимости и транспортных средств не имеет; лицензируемыми видами деятельности и производством веществ, загрязняющих атмосферный воздух, не занимается.
Министерство и Невинномысский отдел отзывы на апелляционную жалобу не предоставили.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что общество включено Министерством в сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2011 год и распоряжением от 28.10.2011 N 223 заместителя министра Б.В. Кабельчука в период с 14.11.2011 по 09.12.2011 в отношении общества назначена проверка соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере природоохранного законодательства, в том числе Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Водного кодекса Российской Федерации.
Копия данного распоряжения заверена старшим государственным инспектором Ставропольского края по охране природы Цекапибзовым Р.А. и направлена обществу заказной корреспонденцией.
В соответствии с нормами Федеральных законов от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Водного кодекса Российской Федерации общество, осуществляя свою предпринимательскую деятельность, является субъектом правоотношений, связанных с исполнением указанных выше нормативных актов в сфере охраны окружающей среды.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды (утверждено постановлением Губернатора Ставропольского края от 30.12.2009 N 798) Министерство является специально уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования окружающей среды, объектов животного мира и среды их обитания.
Министерство осуществляет возложенные на него функции непосредственно, а также через находящиеся в его ведении организации.
В соответствии со статьями 65, 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных органов по организации и проведения проверок, систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности, а также принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Статьей 9 Закона N 294-ФЗ определено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом; в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок.
Проекты ежегодных планов проведения плановых проверок данными органами направляются в прокуратуру. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Проведение плановой проверки в отношении общества согласовано с органами прокуратуры, информация о проверке общества размещена на официальном сайте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации и соответствует требованиям статьи 9 Закона N 294-ФЗ.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения проверок являлось истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью.
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 статьи 29 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный правовой акт представляет собой акт индивидуального характера, изданный уполномоченным должностным лицом, влекущий возникновение, изменение или прекращение прав, обязанностей лица, которому он адресован, обязательный для исполнения и, как следствие, влекущий наступление неблагоприятных последствий в случае его неисполнения.
Суд первой инстанции правильно указал на недопустимость оспаривания плана проверки, поскольку данный документ является информационным ресурсом и не обладает вышеперечисленными признаками ненормативного правового акта.
Фактически обществом оспариваются действия Министерства по включению общества в план проверки. Данные действия совершены в пределах установленной законом компетенции, а довод заявителя о необоснованности включения его в план проверки подлежит отклонению, поскольку материалами дела не доказано нарушение Министерством периодичности проведения проверки в отношении заявителя.
Оспариваемое распоряжение содержит властно-распорядительное предписание о необходимости представления обществом документов на проверку. Распоряжение направлено обществу заблаговременно, своевременное получение его обществом не оспаривается.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о вынесении Министерством оспариваемого распоряжения в пределах полномочий и доведении его обществу с соблюдением норм части 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Указанное правило о бремени доказывания в совокупности с правилами статьи 65 АПК РФ означает, что общество обязано доказать свои возражения относительно законности оспариваемого распоряжение и нарушения его прав и законных интересов.
Суд первой инстанции обосновано указал на отсутствие таких доказательств и на основании части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании недействительным распоряжения.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме и надлежаще оценены.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.06.2012 по делу N А63-10856/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10856/2011
Истец: ООО "СпецВест"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды СК, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды СК, Невинномысский комплексный отдел
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Невинномысский отдел