город Ростов-на-Дону |
|
05 октября 2012 г. |
дело N А53-18923/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Захаровой Л.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности от 16.04.2012 Шульгина А.А., представителя по доверенности от 16.01.2012 Мелешкина В.В.;
от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 28.12.2011 N 12/654 Ананьяна А.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дон-Автовокзал" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.08.2012
по делу N А53-18923/2012, принятое судьёй Колесник И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дон-Автовокзал" к заинтересованному лицу Министерству транспорта Ростовской области о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДОН-АВТОВОКЗАЛ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства транспорта Ростовской области N 21 от 23.04.2012 г. о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 7.3 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", квалифицируемого как нарушение правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается факт наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что проверка проведена неуполномоченным государственным органом с нарушение действующих норм, согласно которым контроль за осуществлением пассажирских перевозок осуществляется организатором пассажирских перевозок в пределах своих полномочий с привлечением представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных органов. Кроме того, по мнению заявителя, фактически органом проводилась проверка законодательства в области лицензирования пассажирских перевозок. По мнению заявителя жалобы, обслуживание маршрута осуществлялось на основании разрешения Минтранса РО от 09.01.2011 N 1-11.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо не согласилось с доводами заявителя, указав на то, что в соответствии с утвержденным постановлением администрации Ростовской области от 02.10.2009 N 501 Положением об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении в Ростовской области Министерство транспорта Ростовской области является организатором пассажирских перевозок, которым выдаётся маршрутная карта на осуществление перевозок, и с которым заключается договор на осуществление перевозок. Осуществление перевозок в отсутствие указанных документов является нарушением правил организации пассажирских перевозок. Согласно пункту 2.1.19 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства РО от 18.11.2011 N 133, Министерство транспорта РО осуществляет контроль за соблюдением правил организации пассажирских перевозок с привлечением территориальных органов и рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 Областного закона "Об административных правонарушениях". Однако ни один федеральный орган исполнительной власти не наделен полномочиями по проверке наличия на транспортном средстве маршрутной карты, выдаваемой организатором пассажирских перевозок. При этом заинтересованное лицо указывает, что доводы о том, что фактически проводилась проверка законодательства о лицензировании, являются необоснованными, поскольку проверялся факт выполнения требований, предъявляемых региональным законодательством к порядку осуществления пассажирских перевозок.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании не согласился с доводами жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.03.2012 в результате проведенной Министерством транспорта Ростовской области проверки ООО "ДОН-АВТОВОКЗАЛ" выявлено, что общество осуществляло внутриобластные пассажирские перевозки по маршруту "г. Ростов-на-Дону - г. Таганрог", принадлежащим ему на праве аренды автобусом ХЕНДЭ НD, регистрационный знак КЕ 019 61, с отсутствием действующей маршрутной карты для осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту. Кроме того, у ООО "ДОН-АВТОВОКЗАЛ" отсутствует договор с Министерством транспорта Ростовской области на выполнение пассажирских перевозок автобусами на внутриобластных маршрутах Ростовской области и утвержденный паспорт указанного маршрута.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки пассажирского транспорта на линии от 29.03.2012, составленном в присутствии водителя транспортного средства Матюшечкина И.И.
29.03.2012 ведущим специалистом отдела контроля работы предприятий транспорта управления транспорта вынесено определение N 1 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
10.04.2012 ведущим специалистом отдела контроля работы предприятий транспорта управления транспорта составлен протокол об административном правонарушении N 21, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.3 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях". Протокол составлен в присутствии законного представителя общества Бреева С.Б.
23.04.2012 заместитель министра транспорта Ростовской области, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении от 29.03.2012, вынес постановление N 21 о назначении административного наказания ООО "ДОН-АВТОВОКЗАЛ" за нарушение положений статьи 7.3 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "ДОН-АВТОВОКЗАЛ" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением по настоящему делу.
Министерство транспорта Ростовской области согласно Положению о Министерстве, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 N 133, является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Пунктом 2.1.19 Положения о Министерстве установлено, что Министерство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности осуществляет функции организатора регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении по внутриобластным маршрутам регулярных перевозок, в том числе организует работу по поддержанию и улучшению транспортного обслуживания населения в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, организует проведение конкурсов на право обслуживания пригородных и междугородных внутриобластных маршрутов регулярных перевозок в Ростовской области, заключает договоры о выполнении пассажирских перевозок с победителями конкурсов, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом, рассматривает дела об административных правонарушениях на транспорте.
Организация перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении на территории Ростовской области на момент привлечения заявителя к административной ответственности осуществлялась на основании постановления администрации Ростовской области от 02.10.2009 N 501 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом". Указанное постановление принято в целях совершенствования системы регулирования и управления перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении в Ростовской области, обеспечения их безопасности, определения единых требований к перевозчикам.
Данным постановлением от 02.10.2009 N 501 утверждено, в том числе Положение об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении в Ростовской области (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения Министерство осуществляет функции организатора регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении по внутриобластным маршрутам регулярных перевозок. Согласно пунктам 1.4, 1.7 Положения маршрутная карта - документ, выдаваемый организатором пассажирских перевозок и предоставляющий право на осуществление пассажирских перевозок в соответствии с договором о выполнении пассажирских перевозок, заключение которого осуществляется Министерством по результатам проведения конкурса с лицом, выигравшим конкурс.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 указанного Положения контроль за осуществлением пассажирских перевозок осуществляется организатором пассажирских перевозок в пределах своих полномочий и предусматривает проведение проверок, в том числе выполнения водителями, кондукторами, работниками автовокзалов своих должностных обязанностей, соблюдения расписания движения на маршрутах, наличия на транспортном средстве маршрутной карты, выдаваемой организатором пассажирских перевозок, ее соответствия маршруту, на котором работает перевозчик, и категории транспортного средства, указанного в договоре.
Согласно пункту 7 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 725, полномочия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по вопросам взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов устанавливаются исключительно положениями об этих территориальных органах.
Однако, ни один федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации не наделен полномочиями по проверке наличия на транспортном средстве маршрутной карты, выдаваемой организатором пассажирских перевозок, ее соответствия маршруту, на котором работает перевозчик, и категории транспортного средства, указанного в договоре.
На основании изложенного, довод заявителя об отсутствии у Министерства полномочий на проведение проверки является несостоятельным и не основанным на правовых нормах.
В соответствии со статьей 7.3 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" за нарушение установленных нормативными правовыми актами Ростовской области правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом предусмотрена административная ответственность.
Объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", за нарушение которой общество привлечено к административной ответственности, является несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Ростовской области правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Согласно пунктам 1.4, 1.7 Положения маршрутная карта - документ, выдаваемый организатором пассажирских перевозок и предоставляющий право на осуществление пассажирских перевозок в соответствии с договором о выполнении пассажирских перевозок, заключение которого осуществляется Министерством по результатам проведения конкурса с лицом, выигравшим конкурс.
Пунктом 1.8. Положения предусмотрено, что утверждение паспорта внутриобластного маршрута регулярных перевозок и расписания регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - расписание движения) осуществляется министерством транспорта Ростовской области.
В пункте 1.9 Положения предусмотрено, что типовые формы паспортов внутриобластных маршрутов регулярных перевозок и расписаний движения разрабатываются и утверждаются министерством транспорта Ростовской области.
Выдача маршрутных карт осуществляется организатором пассажирских перевозок при наличии у перевозчика утвержденного паспорта внутриобластного маршрута регулярных перевозок. Типовая форма маршрутных карт, а также порядок их хранения, выдачи и уничтожения утверждаются министерством транспорта Ростовской области согласно пункту 1.10. Положения.
Однако материалами дела подтверждается, что общество осуществляло внутриобластные пассажирские перевозки по маршруту "г. Ростов-на-Дону - г. Таганрог" принадлежащим ему на праве аренды автобусом ХЕНДЭ НD, регистрационный знак КЕ 019 61, с отсутствием действующей маршрутной карты для осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту. Кроме того, у ООО "ДОН-АВТОВОКЗАЛ" отсутствует договор с Министерством транспорта Ростовской области на выполнение пассажирских перевозок автобусами на внутриобластных маршрутах Ростовской области и утвержденный паспорт указанного маршрута.
Таким образом, общество совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрено статьей 7.3 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Вина юридического лица выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения действующих требований областного законодательства в сфере осуществления регулярных пассажирских перевозок.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Довод заявителя о том, что обслуживание маршрута осуществлялось на основании разрешения Минтранса РО от 09.01.2011 N 1-11, является несостоятельным. На момент выявления правонарушения конкурс не проведен, общество по итогам данного конкурса соответствующий договор не заключало, а сам по себе факт обращения к компетентному органу с заявлением об обслуживании маршрута не означает, что заявитель действовал на основании разрешения органа.
Довод заявителя жалобы о том, что фактически Министерством проводилась проверка соблюдения лицензионных условий, является несостоятельным и не подтверждается материалами дела. При этом действия общества в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами правильно квалифицированы по статье 7.3 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.08.2012 по делу N А53-18923/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дон-Автовокзал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18923/2012
Истец: ООО "Дон-Автовокзал"
Ответчик: Министерство транспорта Ростовской области