г. Чита |
|
14 марта 2012 г. |
Дело N А10-2539/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Доржиева Э.П., Ячменёва Г.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Агропромкомплект" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 ноября 2011 года по делу N А10-2539/2011, по заявлению Закрытого акционерного общества "Агропромкомплект" (место нахождения: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ст. Медведчиковот, 18, ОГРН 1020300887980, ИНН 0323029744) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (место нахождения: 109830, г. Москва, ул. Воронцово Поле, 4А, ОГРН 1047796940465, ИНН 7706560536), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (место нахождения: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, 13 Е, ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500) и Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Бурятия (место нахождения: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55, ОГРН 1020300975177, ИНН 0326001722) о признании незаконными действий (суд первой инстанций Рабдаева Л.Ю.),
Судебное заседание проводилось путем использования системы видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Тарасов В.А. (доверенность от 20.09.2011);
от ответчиков: Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия: Хандархаева Т.Н. (доверенности от 10.01.2012 N 52 и от 10.01.2012 N 16); Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Бурятия: не явился, извещен;
от третьих лиц: Правительства Республики Бурятия: Акчурина А.В. (доверенность от 24.01.2011 N И111-000010); Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный проектно-изыскательный институт земельно-кадастровых съемок": не явился, извещен;
от Арбитражного суда Республики Бурятия, содействующего проведению видеоконференц-связи: судья Филиппова В.С., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Батуевой Д.И.
установил:
Закрытое акционерное общество "Агропромкомплект" (далее - ЗАО "Агропромкомплект", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по Республике Бурятия) и Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Бурятия (далее - ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Бурятия) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, выразившихся в ненадлежащем проведении проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Улан-Удэ Республики Бурятия по состоянию на 01.01.2007, представленном ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ ВСФ, на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка); признания незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившихся в ненадлежащем проведении проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Улан-Удэ Республики Бурятия по состоянию на 01.01.2007, представленном ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ ВСФ, на соответствие его содержания требованиям Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов; обязании ответчиков устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "Агропромкомплект" путем исключения недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:034301:37, 03:24:034301:109, расположенных по адресу: г. Улан-Удэ, ст. Медведчиково, и удельном показателе и х кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный проектно-изыскательный институт земельно-кадастровых съемок" (место нахождения: 109052, г. Москва, ул. Нижегородская, 94, 4, ОГРН 1027700530835, ИНН 7710011592) и Правительство Республики Бурятия (место нахождения: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 54, ОГРН 1020300972361, ИНН 0323082280).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 ноября 2011 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Судом первой инстанции сделан вывод, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. В судебном заседании представитель заявителя настаивал на рассмотрении дела в порядке статьи 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд пришел к выводу, что заявитель избрал ненадлежащий способ защиты нарушенных прав, обратившись в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как спорные правоотношения не имеют признаков административных. Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этих органов. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Агропромкомплект" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом при рассмотрении настоящего дела нарушено право заявителя на изменение предмета исковых требований, предусмотренное статьей 49 АПК РФ, в результате чего часть требований осталась не без рассмотрения, что является существенным нарушением процессуального закона. Вывод суда о том, что заявитель настаивал на рассмотрении спора в порядке главы 24 АПК РФ, не соответствует действительности. Судом не обоснованно отвергнуто ходатайство о назначении экспертизы, что лишило общество права на представление доказательств, предусмотренных статьями 41 и 66 АПК РФ. В результате не обоснованного отказа в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы обстоятельства, имеющие значение для дела (действительная рыночная стоимость земельных участков и соответствие ей кадастровой стоимости земельных участков), остались судом фактически не исследованными. Представленные в качестве доказательства отчеты N 199/2011 и N 199-1/2011 о рыночной стоимости земельных участков отвергнуты судом не обоснованно. Проведение Росреестром проверки отчета на соответствие его содержания требованиям Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов уже после утверждения результатов кадастровой оценки, содержащихся в данном отчете органом исполнительной власти, является грубым нарушением порядка исполнения уполномоченным органом государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель. В судебном акте не дана оценка всем доводам общества, не изложены мотивы по которым они не были приняты.
В судебном заседании представитель ЗАО "Агропромкомплект" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В судебном заседании представители Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Правительства Республики Бурятия с апелляционной жалобой не согласились. Дали пояснения согласно представленным письменным отзывам. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Бурятия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, а также пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела земельный участок, площадью 14900 кв.м., занимаемый производственными зданиями и козловым краном, расположенный по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, станция Медведчиково, уч. N б/н, кадастровый (или условный) номер 03:23:000000:83/2001-000058 (кадастровый номер 03:24:034301:109) и земельный участок, площадью 2 300 кв.м., занимаемый складом металлолома, расположенный по адресу: Республика Бурятия, г. Улан -Удэ, станция Медведчиково, уч. N б/н, кадастровый (или условный) номер 03:23:000000:83/2001-000057 (кадастровый номер 03:24:034301:37), находятся в постоянном (бессрочном) пользовании ОАО "Агропромкомплект", что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права от 05.04.2001 серии 03АА N 055585, серии 03 АА N 055586.
На основании государственного контракта от 22 мая 2007 года N 43 ФГУП "Госземкадастрсъемка" были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Бурятия, по результатам которых составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Бурятия (далее - Отчет кадастровой стоимости).
Управлением Росреестра по Республике Бурятия проведена предварительная проверка Отчета кадастровой стоимости на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом проверки от 12.11.2007.
03 декабря 2007 года Правительством Республики Бурятия принято Постановление N 384, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия по состоянию на 01 января 2007 года.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Росреестр) в период с 23.11.2009 по 25.11.2009 была проведена проверка отчета. По результатам проверки составлен Акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от N 3, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания) (т. 2 л.д. 3).
На основании Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Улан-Удэ Республики Бурятия по состоянию на 01.01.2007, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.12.2007 N 384:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 03:24:034301:0037 (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, причалов, пристаней, автодорожных вокзалов) составила 2 232 334,00 руб.,
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 03:24:034301:0109 (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, причалов, пристаней, автодорожных вокзалов) составила 14 461 344,00 руб. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
ЗАО "Агропромкомплект", полагая, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, а действия заинтересованных лиц по проверке и утверждению результатов кадастровой оценки земельного участка, определению и внесению его кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости были незаконными, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании их незаконными и отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме установленной частью 4 названной статьи, в том числе в форме искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений и заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
При этом выбирая тот или иной способ защиты нарушенного права или законного интереса истец (заявитель) свободен в таком выборе.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В предмет судебного исследования по спорам, вытекающим из административных правоотношений, в силу требований статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, входит проверка и установление соответствия действий (бездействия) государственных и иных органов на предмет их соответствия (несоответствия) закону либо иному нормативно правовому акту, а также установление нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае установления указанных фактов в совокупности заявление подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, а именно из заявления общества "О признании незаконными действий (решений) государственного органа", ЗАО "Агропромкомплект" обратилось в суд за защитой своих нарушенных прав в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данный вывод следует из мотивировочной части названного заявления, в котором обществом приведены статьи (198 и 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) на основании которых общество просит суд признать незаконными действия ответчиков.
Из заявления об уточнении заявленных требований следует, что общество просило: 1. Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, выразившихся в ненадлежащем проведении проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Улан-Удэ Республики Бурятия по состоянию на 01.01.2007, представленном ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ ВСФ, на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка);
2. Признать незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившихся в ненадлежащем проведении проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Улан-Удэ Республики Бурятия по состоянию на 01.01.2007, представленном ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ ВСФ, на соответствие его содержания требованиям Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов;
3. Признать недостоверными результаты государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:034301:37, 03:24:034301:09, расположенных по адресу: г. Улан-Удэ, ст. Медведчиково, содержащиеся в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Улан-Удэ Республики Бурятия по состоянию на 01.01.2007, изготовленном ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ ВСФ;
5. Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:034301:37, 03:24:034301:09, расположенных по адресу: г. Улан-Удэ, ст. Медведчиково, и удельном показателе их кадастровой стоимости;
6. Обязать ответчиков устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "Агропромкомплект" путем исключения недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:034301:37, 03:24:034301:109, расположенных по адресу: г. Улан-Удэ, ст. Медведчиково, и удельном показателе и х кадастровой стоимости.
При этом, общество, уточняя ранее заявленные им требования, не указало на то, что они должны быть рассмотрены судом в ином порядке.
Заявление об уточнении требований, состоящее из 5 пунктов (1, 2, 3, 5, 6), было рассмотрено в судебном заседании 19 октября 2011 года. Данное обстоятельство отражено в протоколе судебного заседания.
Вопрос о принятии уточненных требований разрешен в определении от 19.10.2011, из которого следует, что уточнение требований было принято только в части:
-признания незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, выразившихся в ненадлежащем проведении проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Улан-Удэ Республики Бурятия по состоянию на 01.01.2007, представленном ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ ВСФ, на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка);
- признания незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившихся в ненадлежащем проведении проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Улан-Удэ Республики Бурятия по состоянию на 01.01.2007, представленном ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ ВСФ, на соответствие его содержания требованиям Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов;
- обязания ответчиков устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "Агропромкомплект" путем исключения недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:034301:37, 03:24:034301:109, расположенных по адресу: г. Улан-Удэ, ст. Медведчиково, и удельном показателе и х кадастровой стоимости.
Дело рассмотрено судом по существу заявленных обществом требований только в той части, которая была принята, по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что отражено в тексте оспариваемого судебного акта.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, проанализировав мотивировочную часть заявленных обществом в рамках настоящего дела требований, установил следующее.
ЗАО "Агропромкомплект" в ходе рассмотрения в Арбитражном суде Республики Бурятия дела N А10-3359/2010 стало известно, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:034301:37, 03:24:034301:109 была определена на основании отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель г. Улан-Удэ Республики Бурятия.
Позднее в рамках рассмотрения дела N А10-4602/2010 у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия был истребован названный выше отчет в полном составе (включая приложения к нему). Данный отчет содержал сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 03:24:034301:37, которая определена в 2 232 334 руб., и земельного участка с кадастровым номером 03:24:034301:109, которая определена в 14 461 344 руб.
При этом в заявлении обществом указано, что оно в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, при этом налоговая база согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Необоснованное завышение значений кадастровой стоимости земельных участков ведет к необоснованному взиманию с общества завышенной суммы земельного налога. Оспариваемые обществом действия ответчиков прямо нарушают права и законные интересы ЗАО "Агропромкомплект", как правообладателя земельных участков, на которого законом возложена обязанность оплаты земельного налога. Указанные сведения, по мнению общества, не соответствуют реальной рыночной стоимости земельных участков, то есть кадастровая стоимость чрезмерно завышена.
Таким образом, общество, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, следствием чего является нарушение его прав как собственника этих земельных участков и плательщика земельного налога.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, осуществляется в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Согласно пункту 1 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 2 и 9 Правил).
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета в ходит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.12.2007 N 384 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" были утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов. Постановлением Республики Бурятия от 26.02.2008 N 84 "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Бурятия от 03.12.2007 N 384 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов " внесены изменения в постановление N 384.
Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такие требования, предъявленные к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
При рассмотрении настоящего дела обществом были представлены отчеты N 199/2011и N 199-1/2011 "Об определении рыночной стоимости земельного участка"
Нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельных участков и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом следует принять во внимание, что положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливают порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в рамках которой спор, имеющий предмет изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости стоимости земельного участка на его рыночную, разрешаться не может, поскольку вопросы, подлежащие разрешению при таком споре, не подлежат доказыванию в рамках производства по делам, возникающим из административных правоотношений.
В связи с чем, права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости этих земельных участков.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности выводов суда первой инстанции о том, что обращаясь в суд с настоящим заявлением ЗАО "Агропромкомплект" выбран не верный способ защиты нарушенного права, которое не может быть восстановлено путем рассмотрения спора по правилам главы 24 АПК РФ, а должен рассматриваться в порядке искового производства.
Кроме того, обращаясь в суд с требованием общество указало, что оспариваемые им действия ответчиков не соответствуют требованиям Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Материалами дела установлено, что проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Республике Бурятия в 2007 году было организовано Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Бурятия. Заказчиком работ выступило Правительство Республики Бурятия.
Работы по государственной кадастровой оценке земель были выполнены Восточно-Сибирским филиалом ФГУП "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок".
Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний по 7 государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденный Приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 года N 39, был осуществлен на основании построения статистических моделей с определением состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сбором сведений о значении факторов стоимости земельных участков, сбором рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
При этом Разделом 9 Административного регламента урегулированы вопросы проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и предоставление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение. Данный раздел включает составление исполнителем отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ; его предоставление для проверки в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ. Проверка результатов работ осуществляется вначале Управлением Роснедвижимости по субъекту РФ, затем Роснедвижимостью; принятие Роснедвижимостью решения, оформленного актом проверки о соответствии отчета методическим указаниям либо о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. В дальнейшем в случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. В свою очередь, Управление предоставляет в орган исполнительной власти РФ результаты государственной кадастровой оценки земель для утверждения в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Разделом 11 Административного регламента предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр. При этом перед соответствующим внесением проводится проверка соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, предоставленным ему на утверждение, которая оформляется протоколом проверки (п.п. 11.2, 11.3).
Действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, проводившего проверку отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Улан-Удэ на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка) и действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившиеся в нарушении процедуры, а именно сроков проведения проверки названного отчета, проверены судом первой и апелляционной инстанций при этом существенных нарушений, влекущих нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не установлено.
Кроме того, проверив довод апелляционной жалобы о не принятии во внимание судом первой инстанции представленных обществом отчетов N 199/2011и N 199-1/2011 "Об определении рыночной стоимости земельного участков" суд апелляционной инстанции находит верным вывод суда о том, что названные отчеты не могут служить доказательством неправомерных действий ответчиков.
Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что действия Управления Росреестра по РБ и Росреестра по проведению проверки отчета об определении кадастровой стоимости спорных земельных участков соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, и не могут нарушать права и законные интересы общества. Иных доказательств заявителем не представлено.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 указанной нормы Кодекса обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но при изложенных фактических обстоятельствах дела и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При принятии апелляционной жалобы к производству заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Закрытого акционерного общества "Агропромкомплект" в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 1000 руб.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 ноября 2011 года по делу N А10-2539/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Агропромкомплект" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей. Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2539/2011
Истец: ЗАО Агропромкомплект
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
Третье лицо: Правительство Республики Бурятия, ФГУП "Государственный проектно-изыскательский институт земельнокадастровых съемок", ФБУ "Кадастровая палата" по РБ
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5331/11