г. Москва |
|
10 октября 2012 г. |
Дело N А41-18636/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.В.,
в судебном заседании участвуют:
от заявителя - Калачев С.Н., Хаюрин Р.Ш. по доверенности от 06.04.2012;
от Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Миловидов М.В. по доверенности от 11.04.2012 N 131-Д;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области - Туфар А.Ф. по доверенности от 28.02.2012 N 05/2012-13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вишневый сад" (ОГРН 1087746230989; ИНН 7704678620) на решение Арбитражного суда Московской области от 26 июля 2012 года по делу N А41-18636/12, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вишневый сад" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вишневый сад" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, с требованиями:
- признать незаконными с момента их совершения действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:03:005 03 80:0019 следующих сведений относительно размера кадастровой стоимости 588.166.567 руб. 51 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости 2.402,59 руб. за 1 мI;
- обязать Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области восстановить с момента их изменения в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:03:005 03 80:0019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 июля 2012 года по делу N А41-18636/12 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Вишневый сад" отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Вишневый сад" обратилось к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в порядке главы 24 АПК РФ, тогда как настоящий спор подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о бремени доказывания действительной стоимости земельного участка даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. В связи с чем суд посчитал, что ООО "Вишневый сад" избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Вишневый сад", в которой заявитель просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об ее удовлетворении в силу нижеследующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Вишневый сад" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:03:0050380:0019 общей площадью 244.389 мI, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 100 м от дер. Алексейково по направлению на юг (свидетельство о государственной регистрации права серии 50НВ N 427484 от 18.04.2008 - л.д.6).
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости от 12.04.2010 кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 587.166.567 руб. 51 коп. (л.д. 8-11).
Кадастровая стоимость определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного - 2.402.59 руб. за 1 мI.
Заявитель полагает, что удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость земельного участка были внесены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области необоснованно, с нарушением установленного законом порядка. Общество указывает, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области неправомерно применено при расчете удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка Распоряжение Минэкологии Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области", между тем ООО "Вишневый сад" не является членом какого-либо садоводческого, огороднического или дачного объединения, следовательно, спорный земельный участок не находится в собственности какого-либо из указанных объединений.
Не согласившись с действиями органа кадастрового учета по определению кадастровой стоимости земельного участка заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Апелляционный суд находит не обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Распоряжением Минэкологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, а также средний уровень кадастровой стоимости 1 мI земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам.
Средний уровень кадастровой стоимости 1 мI земель дачных объединений по Клинскому району утвержден не был, а средний уровень 1 мI земель дачных объединений по Московской области составил 2.402 руб. 59 коп.
Как установлено апелляционным судом, спорный земельный участок, принадлежит на праве собственности заявителю и не относится к землям дачных объединений. Доказательств обратного заинтересованными лицами не представлено.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3).
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы) (часть 4).
В соответствии со статьей 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2).
При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом от 12.08.2006 N 222 Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границ; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
В пунктом 2.1.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового земельного участка или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Пункт 2.3.1 Методических указаний регламентирует, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта Российской Федерации) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Распоряжением от 23.12.2009 N 121-РМ удельный показатель для Клинского муниципального района Московской области установлен не был.
Исходя из изложенного, апелляционный суд считает, что применение к данным участкам как Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ, так и Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 неправомерно.
Кроме того, действующим законодательством (нормативными актами) не предусмотрено, что бы кадастровая стоимость земельного участка определялась на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316), в государственный земельный кадастр должны вноситься результаты государственной кадастровой оценки земель.
В рассматриваемом случае, спорный земельный участок не оценивался, следовательно, на основании пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", кадастровая стоимость должна считаться не определенной, а вместо нее должна использоваться нормативная цена земли (определяется на основании Постановления Правительства России от 15.03.1997 N 319).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
При этом осуществление органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочия по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) не является произвольным, поскольку утверждаются результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, согласованные с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Действующее законодательство не предоставляет права органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждать средний уровень кадастровой стоимости по субъекту Российской Федерации.
Указанный в Распоряжении Минэкологии Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ средний уровень кадастровой стоимости по Московской области имеет лишь справочное значение и не может влечь никаких юридических последствий и служить основанием для исчисления кадастровой стоимости конкретных земельных участков.
Кроме того, из текста Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ прямо следует, что утвержден лишь средний уровень кадастровой стоимости 1 мI земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2), то есть средний уровень кадастровой стоимости земель по Московской области не утверждался, в связи с чем, он не мог вноситься в государственный кадастр недвижимости в качестве удельного показателя кадастровой стоимости рассматриваемых участков.
Поскольку доказательств проведения государственной кадастровой оценки земельного участка заявителя, с последующим ее утверждением органом исполнительной власти, в материалы дела не представлено, апелляционный суд приходит к выводу о том, что у органа кадастрового учета отсутствовали основания для внесения в реестр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, Управление Росреестра по Московской области незаконно внесло в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании среднего уровня 1 мI земель дачных объединений по Московской области, поскольку указанные сведения нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, значительно изменив налоговую базу для исчисления земельного налога (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации), плательщиком которого является ООО "Вишневый сад".
Между тем, ранее кадастровая стоимость исчислялась из расчета удельного показателя кадастровой стоимости равного 75 руб. 16 коп. (Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ).
Данное Распоряжение применяется в части, не противоречащей Распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ (пункт 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования МО от 23.12.2009 N 121-РМ)
Учитывая данные обстоятельства, обязание кадастрового органа внести в государственный кадастр недвижимости сведения относительно кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка заявителя, существовавшего до внесения оспариваемых значений, апелляционный суд расценивает как способ исполнения судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что целью обращения ООО "Вишневый сад" в Арбитражный суд Московской области является уменьшение удельного показателя кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, поскольку оно несогласно с проведенным расчетом удельного показателя кадастровой стоимости. ООО "Вишневый сад" обратилось к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в порядке главы 24 АПК РФ, тогда как настоящий спор подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о бремени доказывания действительной стоимости земельного участка даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. В связи с чем суд посчитал, что ООО "Вишневый сад" избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Вместе с тем, как следует из существа заявленных ООО "Вишневый сад" требований, их структуры и аргументации, причиной обращения в арбитражный суд стало нарушение Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области законодательно установленного порядка проведения кадастровой оценки земель, повлекшее незаконное изменение сведений о размере кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка заявителя в государственном кадастре недвижимости. Апелляционный суд считает, что предметом заявленных требований является именно обжалование неправомерных действий государственного органа и признание их незаконными (глава 24 АПК РФ). Обязание кадастрового органа внести в государственный кадастр недвижимости сведения относительно кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка заявителя, существовавшего до внесения оспариваемых значений, направлено на восстановление нарушенного права общества.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене, а заявление общества с ограниченной ответственностью "Вишневый сад" - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы общества с ограниченной ответственностью "Вишневый сад" за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и за подачу апелляционной жалобы в сумме 4.000 руб. подлежат взысканию с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Согласно статье 333.21 НК РФ, при подаче заявлений о признании действий государственных органов незаконными уплачивается государственная пошлина в размере 2000 руб.
При подаче заявления ООО "Вишневый сад" была уплачена государственная пошлина в сумме 4.000 руб., следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2.000 руб. подлежит возврату заявителю.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 июля 2012 года по делу N А41-18636/12 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными с момента их совершения действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:03:005 03 80:0019 сведений относительно размера кадастровой стоимости 588.166.567 руб. 51 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости 2.402,59 руб. за 1 кв.м.
Обязать Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области восстановить с момента их изменения в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:03:005 03 80:0019.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вишневый сад" расходы по государственной пошлине в сумме 4.000 руб.
Возвратить ООО "Вишневый сад" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину при подаче заявлению в сумме 2.000 руб. по платежному поручению N 2 от 02.04.2012.
Выдать ООО "Вишневый сад" справку на возврат государственной пошлины.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18636/2012
Истец: ООО "Вишневый сад"
Ответчик: Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФБУ "Кадастровая палата", Управление Росреестра по МО