г. Пермь |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А60-39704/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Грибиниченко О. Г.,
судей: Осиповой С. П., Ясиковой Е. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е. О.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Транспортная Компания "ТСГ-ТРАНС" (ОГРН 1086658014046, ИНН 6658311172): не явились,
от заинтересованного лица ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046602689495, ИНН 6658040003): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 декабря 2011 года по делу N А60-39704/2011,
принятое судьей Киреевым П. Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Транспортная Компания "ТСГ-ТРАНС"
к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
о признании недействительным решения об отказе в ликвидации юридического лица,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Транспортная Компания "ТСГ-ТРАНС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, инспекция, регистрирующий орган, налоговый орган) о признании недействительным решения от 07.10.2011 об отказе в ликвидации юридического лица.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 декабря 2011 года (резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2011 года), заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция указывает на правомерность отказа в регистрации ликвидации общества в связи с не предоставлением ликвидационного баланса. Отмечает, что ликвидационный баланс общества инспекцией считается не представленным, т.к. содержит недостоверные сведения. Поясняет, что согласно состоянию расчетов перед бюджетом 13.09.2011 у общества имелась переплата в общей сумме 253 993 руб. 92 коп. Кроме того указывает, что в ходе выездной проверки, по результатам которой 02.12.2011 вынесено решение N 60р/04 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговым органом установлена неуплата обществом налогов на общую сумму 4 485 498 руб. 41 коп., а также получение обществом необоснованной налоговой выгоды за счет уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль и завышения налогового вычета по НДС. Полагает в этой связи, что общество пытается избежать установленных законодательством обязательств по уплате налогов и сборов, инициировав процедуру ликвидации.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно, по мотивам, изложенным в письменном отзыве. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В обоснование своих доводов указывает, что обществом для государственной регистрации в налоговый орган представлен полный пакет документов, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации). Полагает, что регистрирующий орган неправомерно делает вывод о недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе. Отмечает, что обществом порядок ликвидации соблюден, при этом инспекция, надлежащим образом уведомленная о ликвидации, никаких требований в отношении общества не заявляла. Указывает также, что на момент представления в регистрирующий орган документов для регистрации ликвидации задолженность по платежам в бюджет у общества отсутствовала, о чем также свидетельствуют представленные инспекцией балансы расчетов, следовательно, ликвидационный баланс содержал достоверные сведения в части задолженности по налоговым платежам.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того, налоговым органом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии, принятое судом апелляционной инстанции в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 09.06.2011 общим собранием участников общества принято решение о ликвидации общества, назначен ликвидатор Чернышев Николай Владимирович (протокол N 2 общего собрания участников от 09.06.2011) (л.д. 11).
Публикация о ликвидации заявителя размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" от 22.06.2011 N 24(331) (л.д. 13) с указанием на то, что требования кредиторов общества могут быть предъявлены в течение двух месяцев с момента публикации.
30.09.2011 ликвидатором подано в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица (форма Р16001), с приложением документа об уплате государственной пошлины, протокола N 4 от 13.09.2011, ликвидационного баланса от 13.09.2011, справки из Пенсионного фонда N 78/815 от 19.09.2011 об отсутствии задолженности по обязательным платежам, сведения о публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" от 22.06.2011 N 24(331).
По результатам рассмотрения указанного заявления 07.10.2011 заинтересованным лицом вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица (л.д. 15) на том основании, что среди представленных для регистрации документов отсутствует ликвидационный баланс.
В обоснование принятого решения регистрирующим органом указано на то, что ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения.
Считая указанное решение налогового органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для отказа в регистрации у регистрирующего органа не имелось.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционный инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания решения от 07.10.2011 года незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие его законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Нормами ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 22 Закона о государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1 Закона о государственной регистрации, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст. 20-22 указанного Федерального закона.
Согласно ст. 20 Закона о государственной регистрации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона).
Статьей 21 Закона о государственной регистрации предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно п. 1 ст. 21 Закона относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что общим собранием участников общества 09.06.2011 принято решение о добровольной ликвидации общества.
На основании вышеуказанного решения о ликвидации в регистрирующий орган направлены соответствующие уведомления о ликвидации общества и назначении ликвидатора. Сведения о принятии решения о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидатора инспекция внесла в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 21.06.2011 (л.д. 12).
Согласно ч. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации, при этом ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Между тем, материалы дела не содержат доказательств обращения налогового органа в указанный срок к ликвидатору общества с требованием о погашении последним возможной задолженности перед бюджетом.
В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.
Положения п. 11 ст. 89 НК РФ устанавливают право налогового органа на осуществление выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.
Из материалов дела не усматривается, что в указанный период налоговый орган, располагая данными о ликвидации налогоплательщика, в связи с внесением 21.06.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о принятии решения о ликвидации, воспользовался своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п. 11 ст. 89 НК РФ, путем проведения выездной налоговой проверки общества в связи с его ликвидацией.
Из материалов дела следует, что 30.09.2011 общество обратилось в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителя, приложив к заявлению предусмотренные статьей 21 Закона о государственной регистрации документы.
Факт представления документов подтверждается распиской налогового органа N 8401 от 30.09.2011 (л.д. 30).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, учитывая, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, представлены все необходимые документы для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 23 Закона о государственной регистрации, для отказа в государственной регистрации ликвидации общества по причине недостоверности ликвидационного баланса.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно в своем решении указал, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 ГК РФ, в регистрирующий орган представлены документы, предусмотренные ст. 21 Закона о государственной регистрации, в том числе, ликвидационный баланс.
Доводы инспекции о том, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе отражены недостоверные сведения, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа от 07.10.2011 является неправомерным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него обязанности, в связи с чем обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Иных влекущих безусловную отмену судебного акта суда первой инстанции доводов апелляционная жалоба налогового органа не содержит.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 декабря 2011 года по делу N А60-39704/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-39704/2011
Истец: ООО Транспортная Компания "ТСГ-ТРАНС"
Ответчик: ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга