г. Хабаровск |
|
12 октября 2012 г. |
А37-2798/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Харьковской Е. Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области - Ополинской А.В., представителя по доверенности от 02.02.2012 N 435-ФС/06; Берчинской Т.Н., представителя по доверенности от 21.09.2012 N 3724-ФС/06.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области
на решение от 16 августа 2012 года
по делу N А37-2798/2012
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Минеевой А.А.
по заявлению Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 24"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 24" (далее - МАОУ "Гимназия N 24", гимназия) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление Роспотребнадзора) от 19.06.2012 N 474 о привлечении к административной ответственности по статье 6.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Общеобразовательному учреждению, на базе которого организован оздоровительный лагерь, вменяется не представление в установленный срок требуемых пунктом 1.4 СанПиН 2.4.2599-10 документов до начала работы оздоровительного учреждения.
Оспаривая постановление административного органа, учреждение считает, что не является субъектом административного правонарушения, поскольку обязанность по представлению требуемых документов санитарными правилами возложена на учредителя оздоровительного лагеря. Таким лицом является Управление образования Магаданской области.
Решением арбитражного суда от 16 августа 2012 года требования МАОУ "Гимназия N 24" удовлетворены, признано незаконным и отменено оспариваемое постановление Управления Роспотребнадзора по Магаданской области.
Принимая решение, суд первой инстанции согласился с доводами учреждения о том, что административным органом не доказано, что МАОУ "Гимназия N 24" является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.7 КоАП РФ. Кроме того, суд счел неверной квалификацию вмененного гимназии правонарушения.
Не согласившись с решением суда, Управление Роспотребнадзора по Магаданской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела и неправильное применение судом норм материального права, нарушение процессуальных норм.
В апелляционной жалобе, административный орган оспаривает выводы суда об отсутствии вины в действиях образовательного учреждения, на которое, по мнению суда, не возложена обязанность по выполнению пункта 1.4. СанПиН 2.4.4.2599-10, и недоказанность того, что МАОУ "Гимназия N 24" является учредителем оздоровительного учреждения. Вывод суда об отсутствии в действиях образовательного учреждения объективной стороны административного правонарушения также считает необоснованным.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Управления Роспотребнадзора по Магаданской области настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие законных оснований для удовлетворения требований заявителя.
МАОУ "Гимназия N 24" своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило, возразив против доводов антимонопольного органа в письменном отзыве на жалобу.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из обстоятельств дела, на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Магаданской области от 11.05.2012 N 177 в отношении МАОУ "Гимназия N 24" (летнее оздоровительное учреждение с дневным пребыванием детей) проведена плановая проверка по соблюдению требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
По результатам плановой проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения и воспитания.
В нарушение пункта 1.4. СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.07.2010 года N 25 (далее - СанПиН 2.4.4.2599-10), МАОУ "Гимназия N 24", на базе которого организовано оздоровительное учреждение, не представлены в орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор - Управление Роспотребнадзора по Магаданской области в срок не позднее чем за 30 дней до начала работы оздоровительного учреждения документы, предусмотренные Приложением N 1 СанПиН 2.4.4.2599-10.
В ходе проверки установлено, что МАОУ "Гимназия N 24" в соответствии с изданным им приказом от 16.05.2012 N 92 "Об организации отдыха, оздоровления, занятости школьников летом 2012 года" организовало на базе своего учреждения летний оздоровительный лагерь "Солнечный город" с 04.06.2012 по 04.07.2012.
Требуемые документы были представлены только в ходе проверки. Тогда как такие документы должны были быть представлены 04.06.2012 (не позднее, чем за 30 дней до начала работы оздоровительного учреждения).
При этом были представлены личные медицинские книжки не всех воспитателей и медицинской сестры, у 18 сотрудников отсутствовала отметка о прохождении врача-терапевта (отсутствовала отметка о допуске к работе). Личные медицинские книжки на воспитателей Пузанкову Е.Л., Манига В.А. и медицинскую сестру Орехову Л.А. представлены в день открытия смены лагеря - 04.06.2012 в 15 час. 00 мин., а воспитатель Вовк А.Н. отстранена от работы.
Результаты проведения плановой проверки зафиксированы в акте от 04.06.2012 N 160, на основании которого в присутствии и.о. директора МАОУ "Гимназия N 24" 04.06.2012 главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Магаданской области, в отношении МАОУ "Гимназия N 24" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.7 КоАП РФ.
Заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в присутствии того же лица вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 474 о привлечении МАОУ "Гимназия N 24" к административной ответственности по статье 6.7 КоАП РФ, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Оспаривая постановление административного органа, МАОУ "Гимназия N 24" обратилось в арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принятый в пользу учреждения обжалуемый судебный акт апелляционная коллегия судей считает соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Статьей 6.7 КоАП РФ (в редакции, действовавшей во время совершения административного правонарушения) была предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении конкретных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, которые лицо, осуществляющее воспитание и обучение, обязано соблюдать.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.04.2010 N 25 утверждены СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2010 N 17378).
Как следует из материалов дела, общеобразовательному учреждению, на базе которого организован оздоровительный лагерь, вменяется не представление в установленный срок требуемых пунктом 1.4 СанПиН 2.4.2599-10 документов до начала работы оздоровительного учреждения.
В соответствии с пунктом 1.4. СанПиН 2.4.4.2599-10 учредителю оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей необходимо в срок не менее чем за 2 месяца до начала оздоровительного сезона поставить в известность орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о планируемых сроках открытия оздоровительного учреждения, режиме работы, количестве оздоровительных смен и количестве оздоравливаемых детей и не позднее чем за 30 дней до начала работы оздоровительного учреждения предоставить документы в соответствии с Приложением 1 настоящих санитарных правил:
а именно:
- санитарно-эпидемиологическое заключение на образовательное учреждение, на базе которого организовано оздоровительное учреждение;
- копия приказа об организации оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей с указанием сроков работы каждой смены;
- утвержденное штатное расписание и списочный состав сотрудников;
- личные медицинские книжки сотрудников согласно списочному составу (с данными о прохождении медицинского осмотра, флюорографии, профилактических прививках, гигиенического обучения);
- примерное меню;
- режим дня;
- списки поставщиков пищевых продуктов, бутилированной (расфасованной в емкости) питьевой воды;
-результаты исследования лабораторно-инструментального контроля воды плавательного бассейна, при наличии бассейна в образовательном учреждении;
- программу производственного контроля за качеством и безопасностью приготовляемых блюд, утвержденными организациями общественного питания, которые осуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и их реализации и организующих питание детей в оздоровительных учреждениях.
Все требуемые документы необходимы для открытия детского оздоровительного учреждения на время каникул. Все документы находятся в распоряжении общеобразовательного учреждения, на базе которого организуется оздоровительное учреждение с дневным пребыванием детей. Общеобразовательное учреждение самостоятельно получает санитарно-эпидемиологическое заключение на образовательное учреждение, на базе которого организовано оздоровительное учреждение.
Факт непредставления своевременно требуемых документов до начала работы оздоровительного учреждения гимназией не оспаривается.
По мнению общеобразовательного учреждения, обязанность представить такие документы в контролирующий орган санитарными правилами возложена на учредителя оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей, к таковым образовательное учреждение себя не относит.
Доводы гимназии поддержаны судом первой инстанции.
Между тем, общеобразовательное учреждение не учитывает следующее.
Согласно пункту 1.1 СанПиН 2.4.4.2599-10 данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, организуемых на базе функционирующих общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, спортивных сооружений, центров социальной реабилитации, и направлены на оздоровление детей и подростков в период каникул.
Санитарные правила распространяются на все виды оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей и подростков независимо от их подчиненности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением отдыха детей в период каникул (пункт 1.2 Санитарных правил).
Согласно пункту 1.3. СанПиН 2.4.4.2599-10 оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей организуются для обучающихся образовательных учреждений на время летних, осенних, зимних и весенних каникул.
Оздоровительные учреждения комплектуются из числа обучающихся одной или нескольких общеобразовательных, спортивных, художественных школ и иных учреждений для детей и подростков, подразделяются на отряды не более 25 человек для обучающихся 1-4 классов и не более 30 человек для остальных школьников.
Руководитель оздоровительного учреждения и юридические лица, независимо от организационных правовых форм, и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией летнего оздоровления, являются ответственными лицами за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил (пункт 13.1 СанПиН 2.4.4.2599-10).
Таким образом, данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, организуемых на базе функционирующих общеобразовательных учреждений, Ответственными лицами за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил являются лица, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением отдыха детей в период каникул.
Согласно пункту 11 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" учредителями образовательных учреждений могут являться органы местного самоуправления.
Пунктом 1.3. Приказа Минобразования РФ от 13.07.2001 N 2688 организатором смены лагеря могут быть органы управления образования, органы по делам молодежи, а также образовательные учреждения, клубы по месту жительства, детские и молодежные объединения, иные заинтересованные организации, уставные документы которых позволяют организовать подобный вид деятельности с обучающимися и воспитанниками.
Руководитель (директор, начальник) смены лагеря назначается приказом организатора смены лагеря на срок, необходимый для подготовки и проведения смены, а также представления финансовой и бухгалтерской отчетности. Подбор кадров для проведения смены лагеря осуществляет организатор смены лагеря совместно с руководителем (директором, начальником) смены лагеря, органами управления здравоохранением, образованием, по делам молодежи, другими заинтересованными органами исполнительной власти и местного самоуправления и организациями (пункты 3.1, 3.2. Приказа N 2688).
В данном случае МАОУ "Гимназия N 24" является учреждением, на базе которого в соответствии с изданным им на основании городской межведомственной Программы организации летнего оздоровления и отдыха детей, приказом от 16.05.2012 N 92 организовано оздоровительное учреждение.
Данным приказом назначены ответственные лица за организацию летней оздоровительной компании (пункт 3), назначены воспитатели летнего оздоровительного лагеря (пункты 4,5), утвержден срок, план и режим работы лагеря, подобраны кадры, определены ответственные лица за обеспечение работы лагеря.
Возможность осуществлять оздоровительную и образовательную деятельность с обучающимися посредством проведения на его базе в период летних каникул смены лагеря с дневным пребыванием предусмотрено Уставом МАОУ "Гимназия N 24" (пункт 3.15).
МАОУ "Гимназия N 24" внесено в Реестр организации отдыха детей и их оздоровления Магаданской области в 2012 году как учредитель, а именно, в рассматриваемом случае как учреждение, на базе которого создан лагерь.
Составление и ведение указанного реестра ведется Департаментом образования администрации Магаданской области в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ от 30.08.2011 N АЖ-П12-6148.
Пункт 2.4 указанного поручения содержит требования к ведению реестра, который в обязательном порядке должен содержать сведения об учредителе - полном наименовании учреждения, на базе которого создан лагерь (абзац 4 пункта 2.4. Поручения).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, именно МАОУ "Гимназия N 24" как учреждение, на базе которого учрежден (создан) лагерь, является субъектом административной ответственности по статье 6.7 КоАП РФ (в редакции, действовавшей во время совершения административного правонарушения).
Руководящая деятельность Управления образования мэрии города Магадана, как учредителя общеобразовательного учреждения, в данном случае не препятствует соблюдению гимназией санитарных норм и правил, обязательных для исполнения всеми юридическими лицами, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением отдыха детей в период каникул.
При таких обстоятельствах, общеобразовательное учреждение правомерно привлечено к административной ответственности по статье 6.7 КоАП РФ.
Вина учреждения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения санитарных правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы МАОУ "Гимназия N 24" об отсутствии возможности соблюсти пункт 1.4 СанПин 2.4.4.2599-10 до издания приказа Управлением образования от 18.05.2012, заявлены не обоснованно.
Издание такого приказа 18.05.2012, не препятствовало гимназии издать свой приказ 16.05.2012, тем более что создание оздоровительного учреждения соответствует уставной деятельности гимназии.
Кроме того, заявителем не доказаны объективные причины не представления требуемых документов в уполномоченный орган после издания указанных приказов.
Как установлено административным органом, только 04.06.2012 в 15 час. 00 мин (в день открытия смены лагеря) гимназией были представлены личные медицинские книжки на воспитателей Пузанкову Е.Л., Манига В.А. и медицинскую сестру Орехову Л.А., а воспитатель Вовк А.Н. отстранена от работы ввиду отсутствия таких документов.
Таким образом, доводы общеобразовательного учреждения об отсутствии вины во вмененном ему правонарушении, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В связи с чем, апелляционная коллегия судей не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что МАОУ "Гимназия N 24" не только не обязано было выполнять пункт 1.4 СанПин 2.4.4.2599-10, но не имело возможности для соблюдения этих требований.
В рассматриваемом случае именно учреждение является субъектом ответственности, предусмотренной статьей 6.7 КоАП РФ, и именно на нем лежит обязанность соблюдать санитарные правила и нормы, а именно пункт 1.4 СанПин 2.4.4.2599-10.
Сроки привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены.
Существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа, не установлено.
Допущенные МАОУ "Гимназия N 24" правонарушения, правильно квалифицированы Управлением Роспортебнадзора по статье 6.7. КоАП РФ "Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения" в редакции, действовавшей во время совершения административного правонарушения.
Статьей 6.7 КоАП РФ, в редакции, действующей до 18.06.2012, была предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции, действующей до 18.06.2012) установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Функции обучения и воспитания общеобразовательного учреждения и созданного на его базе оздоровительного учреждения на период летних каникул соответствуют уставной деятельности учреждения.
Несоблюдение требований СанПиН 2.4.4.2599-10 образует состав административного правонарушения и влечет наступление административной ответственности, предусмотренной статьи 6.7 Кодекса.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии в действиях МАОУ "Гимназия N 24" объективной стороны административного правонарушения при применении прежней редакции статьи 6.7 КоАП РФ, следует признать ошибочным.
Федеральный закон от 05.06.2012 N 52-ФЗ, которым внесены изменения в статью 6.7 КоАП РФ, конкретизирует сферу правового регулирования статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", наименование которой изложено в новой редакции: "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения" (пункт 1 статьи 1 Закона от 05.06.2012 N 52-ФЗ).
Указанный закон направлен на усиление административной ответственности должностных лиц и юридических лиц за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.
Административным органом с учетом статьи 1.7 КоАП РФ учреждению на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, назначен штраф в пределах санкции статьи 6.7 КоАП РФ в минимальном размере 20 000 руб.
Наличие угрозы причинения вреда жизни и здоровью детей, не позволяет признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований гимназии о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа. Обжалуемый судебный акт следует отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 16 августа 2012 года по делу N А37-2798/2012 отменить.
В удовлетворении требования муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 24" о признании незаконным и отмене постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области N 474 от 19.06.2012 по делу об административном правонарушении отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2798/2012
Истец: МАОУ "Гимназия N 24", Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 24"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по МО