г. Томск |
|
08 октября 2012 г. |
Дело N А27-5090/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Н. В. Марченко,
судей Е. В. Кудряшевой, Т. В. Павлюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н. А. Брытковой,
при участии:
от истца: без участи (извещен),
от ответчика: безучастия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибМедиа Тур" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 июня 2012 года по делу N А27-5090/2012 (судья И. А. Новожилова)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сиб-Медиа ТУР" (ОГРН 1104205008401, ИНН 4205200174)
к обществу с ограниченной ответственностью "СибМедиа Тур" (ОГРН 1114205036550, ИНН 4205228123)
об обязании прекратить использование фирменного наименования,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сиб-Медиа ТУР" (далее - ООО "Сиб-Медиа ТУР") обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СибМедиа Тур" (далее - ООО "СибМедиаТур") об обязании прекратить использование фирменного наименования "СибМедиа Тур" путем внесения изменений в учредительные документы ООО "СибМедиаа Тур" в части исключения из фирменного наименования слов "СибМедиа Тур" с последующей государственной регистрацией таких изменений.
Требование мотивировано тем, что более поздняя регистрация фирменного наименования ответчика, тождественного фирменному наименованию истца нарушает исключительные права последнего; фирменное наименование ответчиком осознанно используется как средство недобросовестной конкуренции, обосновано статьями 10, 54, 1225, 1252, 1473, 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14 июня 2012 года иск удовлетворен. На ответчика возложена обязанность прекратить использование фирменного наименования "СибМедиаТур" путем внесения в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу изменений в учредительные документы в части исключения из фирменного наименования слов "СибМедиа Тур" с последующей государственной регистрацией таких изменений.
Не согласившись с решением, ООО "СибМедиаТур" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. При этом податель указывает, что ООО "Сиб-Медиа ТУР" не осуществляет деятельность в области туризма, в материалах дела отсутствуют доказательства обратного. ООО "СибМедиаТур" вообще не осуществляет какую-либо деятельность. Истец нарушает исключительные права ООО "Холдинговая компания "Сиб-Медиа". Не соответствует действительности вывод суда о том, что общая часть фирменного наименования "Сиб-Медиа" является общепринятым, широко распространенным и часто употребляемым словосочетанием. Только у 26 организаций из всех юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации, в фирменном наименовании присутствует словосочетание "Сиб-Медиа". Судом не дана оценка экспертному заключению по вопросу степени смешения фирменных наименований от 02.05.2012.
ООО "Сиб-Медиа ТУР" в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, решение суда просило оставить без изменения.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Сиб-Медиа ТУР" создано 19.05.2010 (Выписка из ЕГРЮЛ от 26.01.2012, л.д. 13 - 14 т. 1), место нахождения: 650056, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Волгоградская, 26, основным видом экономической деятельности является деятельность туристических агентств (код 63.30), дополнительным - обеспечение экскурсионными билетами, проживания, транспортными средствами; организация комплексного туристического обслуживания; предоставление туристических информационных и экскурсионных услуг (коды 63.30.2, 60.30.3, 60.30.4).
06.09.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ООО "СибМедиа Тур" с основным государственным регистрационным номером 1114205036550, место нахождения: 650056, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Волгоградская, 26; основной вид деятельности: деятельность туристических агентств (код 63.30), дополнительный: организация комплексного туристического обслуживания; предоставление туристических информационных и экскурсионных услуг (коды 63.30.1, 60.30.3, 60.30.4).
Указывая, что ответчик нарушает его исключительные права на фирменное наименование, используя тождественное буквенное обозначение фирменного наименования "СибМедиа Тур", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что фирменные наименования сторон сходны до степени смешения, факт нарушения исключительного права истца является доказанным.
Апелляционный суд соглашается с решением суда, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В силу пункту 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Требования к фирменному наименованию устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII названного Кодекса ("Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации").
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование (пункт 3 статьи 1473 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
На основании пункта 1 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях в рекламе, на товарах или их упаковках.
В силу пункта 3 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
Юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 статьи 1474 названного Кодекса, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки (пункт 4 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1475 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
В силу пункта 6 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 17 информационного письма от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применение законодательства об интеллектуальной собственности", фирменное наименование считается зарегистрированным с момента регистрации самого юридического лица.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, установив фактические обстоятельства дела, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком (ООО "СибМедиаТур") исключительных прав на фирменное наименование истца (ООО "Сиб-Медиа ТУР"), зарегистрированного ранее. Основания для иных выводов у апелляционного суда отсутствуют.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности" вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы. Поскольку фирменные наименования сторон состоят из идентичных трех слов, расположенных в одинаковом порядке, вопрос об их сходстве не требует специальных познаний, обоснованно разрешен судом без назначения экспертизы.
Довод подателя жалобы о нарушении истцом исключительных прав ООО "Холдинговая компания "Сиб-Медиа" подлежит отклонению, поскольку отношения между ООО "Сиб-Медиа ТУР" и ООО "Холдинговая компания "Сиб-Медиа" по поводу использования схожих фирменных наименований не входят в предмет доказывания по настоящему дела.
Иные доводы ответчика являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку, с которой апелляционный суд соглашается.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на подателя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 июня 2012 года по делу N А27-5090/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
Е. В. Кудряшева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5090/2012
Истец: ООО "Сиб-Медиа ТУР"
Ответчик: ООО "СибМедиа Тур"