г. Саратов |
|
"21" марта 2012 года |
N А06-1868/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Астраханская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", г. Астрахань,
на решение арбитражного суда Астраханской области от "16" декабря 2011 года по делу N А06-1868/2011 (судья Т.С. Гущина)
по заявлению Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Астраханская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", г. Астрахань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Астраханской области, г. Астрахань,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Астраханской области обратилось Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Астраханская автомобильная школа Общероссийской общественно государственной организации "Добровольное общество содействия армии и флоту России" с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Астрахани о признании недействительным решения N 08-24605/10547333 от 27.12.2010г. по тем основаниям, что расчет выручки налоговым органом производится с учетом выручки от реализации услуг в сфере образования, которая в силу подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не облагается налогом на добавленную стоимость.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 16 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены в части, а именно признано незаконным решение инспекции в части назначения санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 39.323 рубля, в удовлетворении остальной части требований отказано.
С вынесенным решением суда первой инстанции учреждение не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части неудовлетворенных требований по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, ИФНС России по Советскому району г. Астрахани провела камеральную налоговую проверку по уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2-й квартал 2008 года, по результатам которой составлен акт от 24.11.2010 г. N 0820304/104202847. Инспекцией установлено, что налогоплательщик в 2008 году пользовался льготой по налогу на добавленную стоимость предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
НОУ Астраханская АШ "ДОСААФ" с 01.11.2007г. по 31.10.2008г применяло освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС на основании пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из того, что выручка от реализации перечисленных выше услуг освобождена от уплаты НДС и не входит в состав выручки, которая исчисляется в целях статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, а сумма выручки от иных видов деятельности за три последовательно предшествующих месяца не превышала двух миллионов рублей.
НОУ Астраханская АШ "ДОСААФ" представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2-й квартал 2008 года, согласно которой сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет, составила 0 рублей.
В ходе камеральных проверок представленных заявителем документов налоговым органом установлено, что в феврале и марте 2008 года сумма выручки заявителя от реализации товаров (работ, услуг) составила 2.491.800 рублей, то есть превысила 2.000.000 рублей, в связи с чем налоговый орган посчитал, что с 01.03.2008г., то есть с первого числа месяца, в котором имело место превышение, НОУ Астраханская АШ ДОСААФ" утратило право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации.
По материалам налоговой проверки ИФНС России по Советскому району г. Астрахани вынесла решение N08-24605/10547333 от 27.12.2010г. о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 41.323 рубля, а также был доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 206. 615 рублей и начислена пеня в сумме 61.474,85 рублей.
По жалобе НОУ Астраханская АШ "ДОСААФ" решением Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области N 95-Н от 05.03.2011 г. решение ИФНС России по Советскому району г. Астрахани оставлено без изменения.
НОУ Астраханская АШ "ДОСААФ", не согласившись с решением ИФНС России по Советскому району г. Астрахани N 08-24605/10547333 от 27.12.2010 г. и полагая, что оно затрагивает интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности путем возложения на него дополнительной обязанности по уплате налога., обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования учреждения в части, суд первой инстанции указал на то, что оснований для признания решения налогового органа недействительным не имеется.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции, проверил законность, и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый акт ненормативного характера, по мнению заявителя, нарушает его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности путем возложения на него дополнительной обязанности по уплате налога.
Основанием для вынесения оспариваемого решения налогового органа послужило то, что налогоплательщик неправомерно воспользовался правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС и, в соответствии с пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса, произвела доначисление суммы НДС, а также соответствующие суммы штрафных санкций и пени.
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Не признается реализацией товаров, работ или услуг в случая, предусмотренных п. 3 ст. 39 НК РФ, в том числе согласно пп. 9 п. 3 ст. 39 НК РФ и иные операции в случаях предусмотренных настоящим Кодексом.
Иные случаи предусмотрены п. 2 ст. 146 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 146 НК РФ, в редакции, действующей в рассматриваемый период, в целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:
1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;
2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
6) операции по реализации земельных участков (долей в них);
7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
8) передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";
9) операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.
Таким образом, операции по предоставлению услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений, по мнению инспекции, являются объектом налогообложения по НДС.
В проверяемом периоде НОУ Астраханская АШ "ДОСААФ" осуществляло операции как облагаемые налогом на добавленную стоимость, так и операции, освобождаемые от налогообложения. В отношений операций, облагаемых НДС, заявитель применял освобождение, предусмотренное статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отношений операций освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость налогоплательщик применял льготу, предусмотренную подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации "Реализация услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещении".
Налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 2-й квартал 2008 года было установлено, что сумма выручки от реализации облагаемых и необлагаемых НДС товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса, без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности превысила два миллиона рублей.
В рассматриваемо случае правомерно указано на то, что статья 145 Налогового кодекса Российской Федерации не ограничивает определение выручки от реализации операциями, подлежащими налогообложению. Суммы, полученные учреждением от реализации не облагаемых налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), должны учитываться при определении суммы выручки, дающей право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по п. 1 ст. 145 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции находит довод жалобы, что налогоплательщик подтвердил право на освобождение его от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость в спорный период, в связи, с чем обоснованно не учитывал в выручке от реализации товаров (работ, услуг) операции, освобожденные от налогообложения НДС, предусмотренные пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ (как указано в решении инспекции), необоснованным.
Объект налогообложения НДС определяется в соответствии со ст. 146 НК РФ. Статья 149 НК РФ регулирует иные вопросы в сфере налогообложения, а именно определяет операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения).
Положения п. 1 ст. 146 НК РФ согласуются с положениями п. 2 ст. 153 НК РФ, в соответствии с которой при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Анализ правовых норм, содержащихся в ст. ст. 39, 145, 146, 149, 153 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что при определении размера выручки, от которой зависит возможность предоставления права на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, подлежат учету все доходы налогоплательщика, как облагаемые НДС, так и освобожденные от НДС.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что при определении размера выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, Учреждение обязано было учитывать все свои доходы, в том числе и освобожденные от обложения НДС.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Пунктом 3 этой же статьи установлено, что лица, использующие право на освобождения, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 этой же статьи, которые подтверждают право на такое освобождение.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Пунктом 1 статьи 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В статье 149 НК РФ приведен перечень операций, не подлежащих обложению НДС (освобождаемых от налогообложения), и подпунктом 14 пункта 2 этой нормы предусмотрено, что не подлежит налогообложению этим налогом (освобождается от налогообложения) реализация услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Суд апелляционной инстанции указывает на то, что статья 149 НК РФ не регулирует вопросы, связанные с объектом налогообложения и освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщиков. В данной статье идет речь об освобождении от налогообложения отдельных операций и приводится их исчерпывающий перечень. Операции, которые в целях главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения, названы в пункте 2 статьи 146 НК РФ. Операции по реализации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений к таковым не отнесены.
Согласно статье 71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Изложенное свидетельствует о том, что суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще оценил их.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от "16" декабря 2011 года по делу N А06-1868/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-1868/2011
Истец: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Астраханская автомобильная школа Общероссийской общественно государственной организации "Добровольное общество содействия армии и флоту России"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Астрахани