город Омск |
|
11 октября 2012 г. |
Дело N А46-19850/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7402/2012) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 25 июля 2012 года по делу N А46-19850/2012 (судья С.В.Яркова)
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска
к бюджетному общеобразовательному учреждению города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 18 с углубленным изучением отдельных предметов" (ОГРН 1025500519626, ИНН 5502033778)
о взыскании 32 647 рублей 26 копеек взносов, пени и штрафов
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 18 с углубленным изучением отдельных предметов" - Сумская Валентина Владимировна (паспорт, по доверенности N 01-22/154 от 30.05.2012 сроком действия на 1 год).
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г.Омска (далее по тексту - заявитель, территориальный орган пенсионного фонда, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием к бюджетному общеобразовательному учреждению города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 18 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее - учреждение, заинтересованное лицо, школа) о взыскании 32 647 руб. 26 коп., из которых:
- 12 600 руб. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемая на финансирование страховой части трудовой пенсии;
- 1 146 руб. 34 коп. пеня, начисленная за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части пенсии,
- 5 400 руб. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемая на финансирование накопительной части трудовой пенсии,
- 491 руб. 31 коп. пеня, начисленная за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части пенсии,
- 990 руб. задолженность но страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
- 90 руб. 04 коп. пеня, начисленная за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
- 1 800 руб. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
- 163 руб. 81 коп. пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
- штрафные санкции за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижение базы для начисления страховых взносов в сумме 4 158 руб. (в том числе: на страховую часть 2 520 руб.; на накопительную часть 1 080 руб.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 198 руб.; в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 360 руб.);
- штрафные санкции за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования за 1-е и 2-е полугодие 2010 года;
- штрафные санкции в сумме 50 руб. за непредставление документа, необходимого для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25 июля 2012 года по делу N А46-19850/2012 требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска удовлетворены частично. С бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 18 с углубленным изучением отдельных предметов" в доход Пенсионного фонда Российской Федерации взысканы штрафные санкции в размере 50 руб., в доход федерального бюджета 50 руб. государственный пошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что единовременные выплаты не предусмотрены действующей в учреждении системой оплаты труда, не носят признаков заработной платы, являются дополнительной социальной защитой работников муниципальных бюджетных учреждений города Омска, носят разовый характер, финансирование осуществляется за счёт средств бюджета муниципального образования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что конкурс в рамках приоритетного национального проекта "Образование" стимулирует важное институционное изменение - внедрение новой системы оплаты педагогической деятельности. Податель жалобы, со ссылкой на статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации, полагает, что такие вознаграждения являются заработной платой и выплачиваются в рамках трудовых отношений работников с работодателем, в связи с чем подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Податель жалобы также считает, что разовое пособие молодым специалистам, впервые поступившим на работу в государственные и муниципальные учреждения, не подпадает под действие пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон 24.07.2009 N 212-ФЗ) и подлежит обложению страховыми взносами в установленном порядке.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие Пенсионного фонда, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
От школы поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель школы в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителя школы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В отношении учреждения проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного пенсионного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В результате проверки территориальным органом пенсионного фонда установлен факт занижения базы для начисления страховых взносов за 2010 год в сумме 90 000 руб.
По результатам контрольных мероприятий были составлена акты выездной проверки от 29.08.2011 N 56 и N 107/397, а 20.09.2011 должностным лицом Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г.Омска было вынесено решение N 28 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в неполной уплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов и решение N 397 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Требованиями N 28 и N 397 от 12.10.2011 заинтересованному лицу было предложено в срок до 07.11.2011 добровольно погасить сумму недоимки, штрафа и пени.
Поскольку в срок, указанный в требовании, уплата недоимки, пени и штрафа произведена не была, территориальный орган пенсионного фонда обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.
25.07.2012 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Пенсионным фондом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Таким образом, основанием для обложения выплат страховыми взносами являются, в том числе наличие следующих условий:
- выплаты должны быть произведены организацией в пользу физического лица;
- выплаты должны быть произведены в рамках трудового (гражданско-правового) договора.
Из материалов дела следует, что основанием дополнительного начисления органом Пенсионного фонда спорных суммы недоимки, пени и штрафа послужил вывод о том, что школа не включила в базу для начисления страховых взносов суммы выплат, связанных с поощрительным вознаграждением работников в размере 90 000 руб. на основании распоряжения от 09.11.2010 N 506-р Администрации г. Омска "О награждении победителей конкурса педагогических работников муниципальных учреждений города Омска "Призвание" и Положения о мерах социальной поддержки молодых специалистов, работающих в муниципальных бюджетных организациях города Омска, утверждённого Постановлением Администрации города Омска от 18.08.2009 N 665-п "О мерах социальной поддержки работников социальной сферы города Омска".
Сотруднику учреждения - Полуяновой Татьяне Валерьевне был выдан сертификат на сумму 50 000 руб. за победу в конкурсе педагогических работников муниципальных учреждений города Омска "Призвание" на основании Распоряжения Администрации города Омска от 09.11.2010 N 506-р "О награждении победителей конкурса педагогических работников муниципальных учреждений города Омска "Призвание". С данной суммы удержан подоходный налог в размере 6 500 руб., а оставшаяся сумма - 43 500 руб. перечислена платёжным поручением от 25.11.2010 N 299 на лицевой счёт Полуяновой Т.В. На данную выплату страховые взносы начислены не были.
Суд апелляционной инстанции считает, что выплата Полуяновой Т.В. в размере 50 000 руб. произведена как победителю конкурса педагогических работников и не связана с трудовыми или гражданско-правовыми отношениями школы с данным работником.
Названная премия не является вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, не гарантирована ни трудовым, ни коллективным договорами. Указанная премия были получены физическими лицами за победу в конкурсе, организованном Администрацией города Омска в 2010 году.
Наличие трудовых отношений между работником Полуяновой Т.В. и школой является условием допуска к участию в конкурсе, который был проведен работниками муниципальных образовательных учреждений.
При этом выплата премии осуществлена не по решению самого работодателя, то есть школы, а на основании властного предписания его учредителя - Администрации города Омска.
Как пояснил в суде апелляционной инстанции представитель школы, что денежные средства за победу в конкурсе педагогических работников муниципальных учреждений города Омска "Призвание" выплачены сотруднику учреждения Полуяновой Татьяне Валерьевне на основании дополнения к бюджетной смете, утвержденной департаментом образования Администрации г. Омска и приказа этого образования.
Суд апелляционной инстанции считает, что целью денежного поощрения является стимуляция работника за профессиональную деятельность, результаты данной деятельности позволяют определить работника, который получит это денежное поощрение. Однако в данном случае денежное поощрение выплачивалось не по инициативе работодателя, а решение о денежном вознаграждении принималось Администрацией города Омска, что следует из Распоряжения N 506-р от 09.11.2010.
Как следует из пункта 1 Постановление Правительства РФ от 09.02.2010 N 64 "О выплате денежного поощрения лучшим учителям" (вместе с "Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного поощрения лучшим учителям"), выплата денежного поощрения лучшим учителям осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, по результатам конкурса, правила проведения которого устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
Работники школы Бородина И.С. и Доловова Ю.А. получили единовременные выплаты в общей сумме 40 000 руб.
В соответствии с Положением о мерах социальной поддержки молодых специалистов, работающих в муниципальных бюджетных организациях города Омска, утверждённым Постановлением Администрации города Омска от 18.08.2009 N 665-п "О мерах социальной поддержки работников социальной сферы города Омска", молодым специалистам была назначена единовременная денежная выплата в сумме 20 000 руб.:
- платёжным поручением от 25.01.2010 N 4 на лицевой счёт Бородиной Инны Сергеевны, учителя физической культуры, перечислена единовременная выплата в сумме 17 400 руб. без учёта налога на доходы физических лиц - 2 600 руб.;
- платёжным поручением от 09.12.2010 N 331 на лицевой счёт Долововой Юлии Александровны, учителя русского языка и литературы, перечислена единовременная выплата в сумме 17 400 руб. без учёта налога на доходы физических лиц - 2 600 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что на указанные суммы выплат также не начисляются страховые взносы, поскольку спорные единовременные выплаты не предусмотрены действующей в учреждении системой оплаты труда, не носят признаков заработной платы, являются дополнительной социальной защитой работников муниципальных бюджетных учреждений города Омска, носят разовый характер, финансирование осуществляется за счёт средств бюджета муниципального образования.
В тексте решения ГУ - УПФ РФ в Советском административном округе г. Омска указано, что рассматриваемые выплаты не входят в перечень выплат, предусмотренные статьей 9 Закона N 212-ФЗ, которые не подлежат обложению страховыми взносами.
Статья 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Среди прочих, обложению страховыми взносами не подлежат:
- государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления;
- все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Как указывалось ранее, обязанность по выплате спорных сумм возникла у учреждения на основании нормативных правовых актов: Распоряжения Администрации города Омска от 09.11.2010 N 506-р "О награждении победителей конкурса педагогических работников муниципальных учреждений города Омска "Призвание"" и Положения о мерах социальной поддержки молодых специалистов, работающих в муниципальных бюджетных организациях города Омска, утверждённого Постановлением Администрации города Омска от 18.08.2009 N 665-п "О мерах социальной поддержки работников социальной сферы города Омска".
Таким образом, выплата сотруднику премии за победу в конкурсе, а также единовременные денежные выплаты молодым специалистам произведены на основании решений представительных органов местного самоуправления, в связи с чем с указанных сумм в любом случае не начисляются страховые взносы.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что названная правовая норма исключает из объекта обложения суммы, фактически полученные работниками по трудовым договорам и в связи с осуществлением трудовой функции, но в силу определенных причин не подлежащие включению в базу.
Действительно, в указанном перечне отсутствует указание на премии и единовременные выплаты, полученные работниками. Однако в настоящем конкретном случае указанные выплаты надлежит квалифицировать не как доход, подлежащий обложению страховыми взносами, а как денежные средства, полученные вне рамок трудовых отношений, то есть средства, не подпадающие под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В то же время материалами дела подтверждается и заинтересованным лицом не оспаривается то обстоятельство, что при проведении выездной проверки учреждением не представлены документы, необходимые для осуществления контроля за уплатой страховых взносов - основной регистр бухгалтерского учёта, главная книга.
В соответствии со статьёй 48 Закона N 212-ФЗ школа привлечена к ответственности за непредставление документов в виде штрафа в размере 50 руб.
В указанной части требование Пенсионного фонда судом первой инстанции удовлетворены и школой не оспорены.
Таким образом, частично отказав в удовлетворении заявленных Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривался поскольку, согласно подпункту 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 25 июля 2012 года по делу N А46-19850/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19850/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска
Ответчик: МОУ "Средняя образовательная школа N 18 с углубленным изучением отдельных предметов"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области