г. Хабаровск |
|
12 октября 2012 г. |
А73-4607/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Харьковской Е. Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" - Слюсарь И.П., представителя по доверенности от 10.01.2012 N 648;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю - Ким Г.Е., представителя по доверенности от 26.06.2012 N 6юр/189а/7611.1-08;
от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска - Барабаш Т.М, представителя по доверенности от 18.01.2012 N 03-19/00763;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - Першиной Е.Ю., представителя по доверенности от 10.01.2012 N 05-07;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска
на решение от 23 июля 2012 года
по делу N А73-4607/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю
о признании недействительным отказа, об обязании совершить действия по получению выморочного имущества
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский дом - интернат для престарелых и инвалидов N 1" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ заявлением о признании недействительным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска (далее - инспекция), выраженного в письме от 23.05.2012 N 02-19/08386; об обязании инспекцию получить свидетельство о праве государства на наследство в установленном порядке. Кроме того, заявитель просил обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю передать ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска правоустанавливающие документы (свидетельства о смерти клиентов учреждения, сберегательные книжки, справки о наличии на счете учреждения денежных средств, принадлежащих умершим и т.п.) для обращения в нотариальные органы; после получения свидетельства о праве государства на наследство от ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска просил обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю принять в установленном порядке выморочное имущество.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю.
Решением суда от 23 июля 2012 года уточненные требования удовлетворены, отказ инспекции получить свидетельство о праве государства на наследство признан незаконным, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения. Производство по делу в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае), прекращено в связи с отказом учреждения от требований к данному лицу.
Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, как вынесенное с неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы полагает, что инспекция не наделена полномочиями по обращению к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство, удостоверяющее право на выморочное имущество. В подтверждение своей позиции инспекция ссылается на Указ Президента от 09.03.2004 N 314 "О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти", пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пункт 23 главы 2 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных Решением Правления ФНП от 27 - 28.02.2007, пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432.
Позиция Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска поддержана в письменном отзыве Управлением Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, которое уполномоченным лицом также считает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Возражая, КГБУ "Хабаровский дом - интернат для престарелых и инвалидов N 1 и ТУ Росимущества в Хабаровском крае в письменных отзывах на жалобу поддерживают обжалуемый судебный акт, считая его законным и обоснованным. Настаивают на том, что налоговые органы получают в установленном порядке свидетельства о праве государства на наследство в соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.1991 N 340, пунктом 2 подпункта "д" Постановления Правительства РФ от 29.05.2003 N 311, Инструкцией о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утв. Минфином СССР от 19.12.1984 N 185.
Представители участвующих в деле лиц в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали свои доводы относительно обжалуемого судебного акта.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, после смерти подопечных КГБУ "Хабаровский дом - интернат для престарелых и инвалидов N 1" осталось выморочное имущество в виде денежных средств в сумме 673 554,69 руб., находящихся на лицевом счете в Управлении федерального казначейства по Хабаровскому краю и денежных вкладов, находящихся в филиалах Сбербанка РФ (сберегательные книжки в количестве 43 штук), а также изделий из драгоценных металлов умерших подопечных.
ИФНС по Железнодорожному району г.Хабаровска в письме от 06.07.2012 N 02-19/11122 отказалась по заявлению учреждения обратиться к нотариусу за получением свидетельств о праве государства на указанное выше наследство в виде выморочного имущества, сообщив, что не наделена такими полномочиями, и порекомендовала обратиться в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Оспаривая отказ инспекции обратиться к нотариусу за получением свидетельств о праве государства на наследство, КГБУ "Хабаровский дом - интернат для престарелых и инвалидов N 1" обратилось в арбитражный суд, решением которого требования заявителя были удовлетворены.
Принимая решение в пользу учреждения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что именно налоговый орган является уполномоченным лицом на получение свидетельства о праве государства на наследство в виде выморочного имущества.
С выводами суда следует согласиться.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Пунктом 2 статьи 1151 ГК РФ предусмотрено, что выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в собственность Российской Федерации.
Выдача Российской Федерации как наследнику свидетельства о праве наследования выморочного имущества осуществляется в общем порядке, предусмотренном для выдачи свидетельства о праве на наследство любому другому наследнику (абзац 3 пункта 1 статьи 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
В силу статьи 71 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при переходе имущества по праву наследования к государству свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему государственному органу.
До настоящего времени порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований не принят.
Вместе с тем, следует учитывать, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса.
Изданные до введения в действие части третьей Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые, согласно части третьей Кодекса, могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
В настоящий момент продолжают действовать Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683 (далее - Положение), и Инструкция Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (далее - Инструкция).
Согласно Положению обязанности учета имущества, переходящего по праву наследования к государству, возложены на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что свидетельство о праве государства на наследство в установленном порядке получают налоговые органы.
Следовательно, именно налоговые органы до утверждения порядка наследования выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, обязаны обращаться к нотариусу с заявлением о принятия наследства, оставшегося после смерти гражданина.
При этом, функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены как на ФНС России, так и на Росимущество. Соответствующие разъяснения содержатся в Письме ФНС РФ от 04.12.2008 "ШС-6-3/892 "О выморочном имуществе", из которого следует, что после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.
Ссылка налоговых органов на Указ Президента от 09.03.2004 N 314 "О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти", пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пункт 23 главы 2 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных Решением Правления ФНП от 27 - 28.02.2007, пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, на противоречит вышеуказанной позиции.
После получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу (Положение "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что предельный срок обращения налоговых органов за получением свидетельства о праве государства на наследство законодательством не установлен, ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска не вправе была отказывать КГБУ "Хабаровский дом - интернат для престарелых и инвалидов N 1" в обращении к нотариусу за получением свидетельств о праве государства на наследство в виде выморочного имущества, а именно денежных средств в сумме 673 554,69 руб., находящихся на лицевом счете учреждения, принадлежащих умершим подопечным, а также изделий из драгметаллов, принадлежащих умершим подопечным.
Ссылка инспекции на вступившее в законную силу решение Железнодорожного района суда г.Хабаровска от 15.01.2009 по делу N 2-3380/2008, которым было отказано в удовлетворении заявления ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска о признании незаконным отказа нотариуса выдать свидетельства о праве на наследство государства выморочного имущества в виде денежных вкладов, хранящихся в ГУ "Хабаровский дом - интернат для престарелых и инвалидов N 1", судом первой инстанции правомерно отклонена. Обстоятельства, установленные указанным судебным актом, не являются преюдициальными для разрешения настоящего дела, поскольку Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю в рассмотрении спора участия не принимало.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба инспекции заявлена необоснованно и удовлетворению не подлежит.
Инспекция обязана в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя получить в нотариальном органе свидетельства о праве государства на наследство в виде выморочного имущества.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 июля 2012 года по делу N А73-4607/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4607/2012
Истец: КГБУ Хабарвоский ДПИ 1, Краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска, ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска, Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю