город Ростов-на-Дону |
|
28 сентября 2012 г. |
дело N А32-11229/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Михалицыной Л.В.
при участии:
от заявителя: старшего специалиста 1 разряда Бетеевой О.А. (удостоверение ТО 24N 0377, доверенность от 27.08.2 до 31.12.12);
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 08.08.12 N 50027);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2012 по делу N А32-11229/2012 по заявлению Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Омега" о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.
УСТАНОВИЛ:
Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Омега" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 20.07.12 управлению в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что срок привлечения общества к административной ответственности на дату принятия решения истёк.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за длящиеся правонарушения составляет 1 год с даты обнаружения правонарушения. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, совершёное обществом, не истёк.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Представитель управления в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1105543021451, ИНН 5517200090, адрес: Омская область, р.п. Кормиловка.
На основании приказа руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.03.12 N 149 управление 17.04.12г. провело сверку документов по соблюдению требований в области промышленной безопасности в результате которой было установлено, что общество осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов без лицензии предусмотренной ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно Свидетельству о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов от 29.06.11г. N А61-06161 общество зарегистрировало в Государственном реестре опасный производственный объект: "Система газопотребления предприятия" (353500 Краснодарский край, г. Темрюк, ул. Советская, 4).
В ходе проведения проверки установлено, что общество на опасном производственном объекте предприятия по адресу: 353500 Краснодарский край, г. Темрюк, ул. Советская, 4 использует и транспортирует опасное вещество и эксплуатирует оборудование, работающее под давлением более 0.07 МПа, определенные пунктами 1а, 2 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" без лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, что является нарушением ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.11г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктов 3 и 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.08. N 599.
20.04.12 выявленные нарушения были зафиксированы протоколом об административном правонарушении N 233/09-91, составленным государственным инспектором управления.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
20.07.12 решением суда первой инстанции управлению отказано в привлечении общества к административной ответственности.
Не согласившись с вынесенным решением, управление обратилось в суд апелляционной инстанции. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за длящиеся правонарушения составляет 1 год с даты обнаружения правонарушения.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что общество не подлежит привлечению к административной ответственности ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 04.05.11 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Пунктом 1 и 2 ст. 9 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в ч. 1 ст. 12 настоящего Закона.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Закон N 99-ФЗ эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов " (далее - Закон N 116-ФЗ) к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
- допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно счёл нецелесообразным выяснять факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку пропущен срок привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как верно установлено судом первой инстанции, срок для привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае составляет три месяца с момента совершения правонарушения.
В данном случае днем совершения административного правонарушения является дата проведения проверки, то есть 17.04.12г. Таким образом, срок привлечения общества к административной ответственности истек 17.07.12.
Следовательно, на момент принятия решения судом первой инстанции срок привлечения к ответственности истек.
Довод управления о том, что в соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ вменённое обществу в вину правонарушение является длящимся и срок давности составляет 1 год, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в указанной части ст. 4.5 КоАП РФ исчисление сроков предусмотрено по правонарушениям, влекущим применение административного наказания в виде дисквалификации, в то время как за правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ такая мера наказания как дисквалификация не предусмотрена.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с абзацем 4 пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал управлению в удовлетворении заявленных требований о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Позиция управления о том, что ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за длящиеся правонарушения составляет 1 год с даты обнаружения правонарушения, основана на ошибочном толковании данной нормы. Частью 3 ст. 4.5 КоАП РФ определён срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, влекущие наказание в виде дисквалификации.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы управления и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11229/2012
Истец: Северо-Кавказское упр Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Ответчик: ООО "Омега"
Третье лицо: ООО Омега