Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2012 г. N 02АП-5258/12
г. Киров |
|
12 октября 2012 г. |
Дело N А29-5790/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тетервака А.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Чернигиной Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Родиной Ю.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Циммер И.Н., директор,
от ответчика и 3-го лица: Бартош Р.А., доверенности от 02.05.2011, 30.10.2011,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Стафф"
на Решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2012 по делу N А29-5790/2011, принятое судом в составе судьи Вакулинской М.В.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Стафф" (ИНН: 1106025127, ОГРН: 1091106000260), г. Усинск
к Муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (ИНН: 1106025110, ОГРН: 1091106000259), г. Усинск
при участии третьего лица: Администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (ИНН: 1106020111, ОГРН: 1061106001395), г. Усинск
о взыскании долга и процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агентство "Стафф" (далее - Общество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании 4 692 360 руб. 44 коп. долга по компенсации выпадающих доходов от перевозки по городским автобусным маршрутам за май, июнь 2011 года по договору N 120/11 от 28.02.2011, 360 061 руб. 65 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.06.2011 по 15.06.2012.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 15, 309, 310, 395, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - Администрация, третье лицо).
Ответчик исковые требования признал в сумме 797 818 руб. 09 коп.
Третье лицо поддержало позицию ответчика.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2012 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика взыскано 797 818 руб. 09 коп. убытков, 5 439 руб. 93 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с названным решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит упомянутое решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает, что Общество не было согласно с выводами экспертного заключения, выполненного ООО Аудиторская фирма "Аудит Плюс", по определению себестоимости перевозок, которая, по мнению заявителя, была занижена экспертами. Из расчёта экономически обоснованных расходов (себестоимости перевозок) необоснованно исключены расходы, связанные с осуществлением обычной хозяйственной деятельности. Спорные суммы расходов по статье "накладные расходы" включены в состав фактической себестоимости оказанных услуг по перевозке пассажиров на основании инструкций по учёту доходов и расходов, учёту и калькулированию затрат, Положения об учётной политики истца и являются убытками Общества, непосредственно связанными с деятельностью по перевозке.
Считает, что суд неправомерно применил к отношениям сторон Постановление Администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 31.03.2011 N 456 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 17.06.2009 N 1087 "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов организаций, осуществляющих пассажирские перевозки на территории муниципального образования городского округа "Усинск". Полагает, что Постановление от 17.06.2009 N 1087 и изменения к нему не были опубликованы.
Суд неверно сделал вывод, что исковое заявление основано на статье 15 ГК РФ, поскольку требование о возмещении убытков не заявлялось. Истец просил взыскать сумму выпадающих доходов, связанных с организацией пассажирских перевозок на основании договора N 120/11 от 28.02.2011, то есть неполученную сумму субсидий, которая неправомерна была не выплачена ответчиком. К отношениям сторон необходимо было применить положения о возмездном оказании услуг.
Учреждение в своём отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласно, просит оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2012 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, исследовав материалы дела, учитывая обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, 28 февраля 2011 года между Администрацией (Заказчик) и Обществом (Исполнитель) подписан договор N 120/11 на исполнение муниципального заказа на осуществление временных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - Договор), по условиям которого Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства на осуществление временных перевозок пассажиров и багажа по следующим муниципальным регулярным автобусным маршрутам: N 1 "Усинск - ж/д вокзал"; N 3 "Городское кольцо"; N 5 "Малое городское кольцо"; N 101 "Усинск - Парма"; N 102 "Усинск -Аэропорт"; N 104 "Усинск - Усадор"; N 104-Д "Усинск - ж/д вокзал - Усадор"; N 105 "Усинск - Колва"; N 105-Д "Усинск-Парма-Колва"; N 107 "Усинск - Усть-Уса". Перевозчик осуществляет рейсы по указанным маршрутам в соответствии с установленным Заказчиком количеством рейсов в день (Приложение N 1) и по согласованному с Заказчиком графику движения автобусов (расписанию) (Приложение N 2).
Согласно пункту 2.1.1 Договора Заказчик обязался обеспечить возмещение Исполнителю через главного распорядителя бюджетных средств выпадающих доходов, в связи с регулированием пассажирской платы населения за проезд при осуществлении перевозок по муниципальным регулярным автобусным маршрутам.
Выделение субсидий на указанные цели осуществляется в соответствии с действующим порядком предоставления указанных субсидий из бюджета муниципального образования городского округа "Усинск".
В соответствии с пунктом 2.1.2 Договора Заказчик обязался обеспечить выделение Исполнителю субсидий на возмещение затрат, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, возмещаемых из бюджета муниципального образования городского округа "Усинск", при исполнении настоящего договора в соответствии с отдельным Порядком финансирования из бюджета муниципального образования городского округа "Усинск" указанных расходов.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.09.2011 по делу N А29-4240/2011 отказано в удовлетворении иска о признании Договора недействительным.
28 февраля 2011 года между Учреждением и Обществом (Исполнитель) было подписано Соглашение на компенсацию выпадающих доходов, связанных с осуществлением перевозок по муниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - Соглашение, т.1, л.д.48-53).
Согласно пункту 1.1 Соглашения субсидии предоставляются в целях компенсации выпадающих доходов организациям, выполняющим перевозку пассажиров автомобильным транспортом на городских и пригородных маршрутах муниципального образования городского округа "Усинск" на основании договора, заключённого в соответствии с действующим законодательством между Администрацией и Обществом.
В пункте 1.2 Соглашения стороны предусмотрели, что размер выделяемых субсидий определяется как разница между фактической себестоимостью перевозок и выручкой, полученной от реализации разовых билетов, проездных билетов на проезд пассажиров и провоз багажа по городским и пригородным маршрутам, а также суммы компенсации затрат перевозчика, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, возмещаемой из бюджетов всех уровней.
Доходы от перевозки пассажиров и багажа определяются при расчёте потребности в получении субсидий, исходя из перевезённой численности пассажиров и багажа и установленной Администрацией платой за проезд и провоз багажа по утверждённым маршрутам.
Количество перевезённых пассажиров и багажа определяется согласно учётным данным реализации билетов по маршрутам.
В состав определяемых доходов подлежит включение выручки от реализованных проездных билетов (пункт 1.3 Соглашения).
Согласно пункту 2.1.1 Соглашения Исполнитель обязался предоставлять Учреждению ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчётным, расчёт суммы компенсации выпадающих доходов по форме согласно Приложению N 1 к настоящему соглашению с приложением согласованных с отделом промышленности и дорожного хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Усинск" количества выполненных рейсов по каждому маршруту, а также справок, подтверждающих сумму возмещения затрат от перевозки льготной категории граждан, предоставленных организациями, осуществляющими учёт граждан - получателей льгот и учёт использования предоставленных льгот.
Во всем, что не учтено условиями настоящего соглашения, стороны руководствуются нормами постановления главы администрации муниципального образования городского округа "Усинск" N 1087 от 17.07.2009 "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов организаций, осуществляющих пассажирские перевозки на территории муниципального образования городского округа "Усинск" (с учётом изменений и дополнений) (пункт 3.1 Соглашения).
Из материалов дела следует, что в мае и июне 2011 истец во исполнение Договора осуществлял перевозку пассажиров по установленным маршрутам.
29 апреля и 30 мая 2011 года истец предъявил ответчику счета на авансовые платежи в размере 1 500 000 руб. и 1 000 000 руб. в счёт финансирования расходов по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов за май и июнь 2011 года (т.1, л.д.58, 86).
Платёжными поручениями N 433 от 03.05.2011 и N 215 от 16.06.2011 ответчик перечислил истцу денежные средства в размере 1 500 000 руб. (т.1, л.д. 59, 87).
Письмами N 269 от 09.06.2011 и N 304 от 08.06.2011 истец направил в адрес ответчика акты, счета-фактуры, оборотно-сальдовые ведомости и расчёты сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов за май и июнь 2011 года (т.1, л.д. 60-68, 88-94). Получение данных документов подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Учреждение возвратило истцу счета-фактуры и акты, указав, что расчёт сумм субсидий на возмещение затрат не соответствует абзацу 5 пункта 2.2 Порядка финансирования из бюджета МО ГО "Усинск" расходов на компенсацию выпадающих доходов автотранспортных организаций, выполняющих муниципальный заказ по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на городских и пригородных маршрутах МО ГО "Усинск", утверждённого постановлением администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 31.03.2011 N 456, приложение N 1 (т.1, л.д. 83, 101).
20 июня и 11 июля 2011 года истец направил в адрес ответчика предарбитражные претензии N 274/2011 и N 310/2011, в которых просил перечислить истцу долг в размере 1 730 056 руб. 35 коп. за май 2011 года и в размере 2 862 760 руб. 54 коп. за июнь 2011 года (т.1, л.д. 84-85, 102-103).
Обращение в суд с настоящим иском мотивировано тем, что ответчиком не компенсированы истцу выпадающие доходы, связанные с осуществлением перевозок по муниципальным регулярным автобусным маршрутам, рассчитанные Обществом в соответствии с условиями Соглашения.
Согласно подпунктам 1 и 6 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также вследствие причинения вреда другому лицу.
Несмотря на то, что истец свои исковые требования основывает на статьях 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, фактически речь идёт о возмещении убытков, возникающих в связи регулированием тарифов на перевозку пассажиров и багажа.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно применил положения статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку убытки являются мерой ответственности, по делам о взыскании убытков, возникших как в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств, так и в случае причинения вреда, истец должен доказать наличие таких обстоятельств как противоправность действий (бездействия) ответчиков; факт и размер понесённого ущерба; причинную связь между действиями (бездействием) ответчика и возникшими убытками; наличие вины.
Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Постановлением Администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 31.03.2011 N 456 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 17.06.2009 г. N 1087 "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов организаций, осуществляющих пассажирские перевозки на территории муниципального образования городского округа "Усинск", изменён порядок предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов. Данное постановление вступило в законную силу 09.04.2011.
Соответственно внесённые Постановлением от 31.03.2011 N 456 в Постановление главы администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 17.06.2009 г. N 1087 изменения распространяются на отношения сторон, возникшие после вступления постановления в силу.
Согласно пункту 2.2 Порядка финансирования из бюджета муниципального образования городского округа "Усинск" расходов на компенсацию выпадающих доходов автотранспортных организаций, выполняющих муниципальный заказ по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на городских и пригородных маршрутах муниципального образования городского округа "Усинск" (Приложение N 1 к постановлению N 456 от 31.03.2011) в случае субсидирования возникших затрат без применения норматива предельных затрат (стоимости) размер выделяемых субсидий определяется как разница между фактической себестоимостью перевозок с учётом уровня рентабельности в размере 8 процентов и выручкой, полученной от реализации разовых билетов, проездных билетов на проезд пассажиров и провоз багажа по городским и пригородным маршрутам, а также суммой компенсации затрат Перевозчика, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, возмещаемых из бюджетов всех уровней. Расчёт сумм субсидий производится по форме согласно приложению 1.
При этом размер выпадающих доходов или невозмещённых затрат принимается к субсидированию в объёме не более 85 процентов объёма полученных доходов Перевозчиком нарастающим итогом с начала года, включая компенсации при предоставлении льготного проезда отдельным категориям пассажиров.
Указанные условия финансирования расходов по предоставлению субсидий применяются по наступившим после вступления в силу постановления администрации муниципального образования городского округа "Усинск", утвердившего настоящий Порядок, срокам расчётов по текущему субсидированию Перевозчика.
В соглашении от 28 февраля 2011 года стороны не определили, что должно включаться в фактическую себестоимость перевозок, что привело к возникновению соответствующего спора.
Учитывая данное обстоятельство, суд первой инстанции назначил судебную экспертизу, проведение которой было поручено ООО Аудиторская фирма "Аудит Плюс".
Согласно экспертному заключению сумма экономически обоснованных расходов по перевозке в мае 2011 года составила 4 409 611 руб. 60 коп., в июне 2011 года - 5 193 022 руб. 43 коп. с учётом уточнения экспертного заключения (т.5, л.д. 19, т. 6, л.д. 56-57).
Ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы истец не заявил.
С учётом выводов, изложенных в экспертном заключении и рецензии на экспертизу, выданной ООО Аудиторская фирма "Фемида-Аудит", истец увеличил исковые требования до суммы 4 692 360 руб. 44 коп., в том числе 1 846 439 руб. 17 коп. за май 2011 года, 2 845 921 руб. 27 коп. за июнь 2011 года.
Ответчик на основании данных экспертного заключения, применив порядок финансирования, установленный постановлением администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 31.03.2011 N 456, представил расчёт выпадающих доходов за спорный период на сумму 2 297 818 руб. 09 коп. (т.6, л.д.53).
При этом ответчик исключил из расходов по перевозке общехозяйственные расходы истца в размере, указанном в экспертном заключении, в том числе за май в размере 1 353 838 руб. 52 коп., за июнь - 1 740 371 руб. 02 коп. По мнению ответчика, данные расходы не связаны с деятельностью по перевозке пассажиров при исполнении Договора, и не подлежат возмещению.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, как требует того пункт 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришёл к правомерному выводу, что вышеуказанные общехозяйственные расходы истца связанны с осуществлением обычной хозяйственной деятельности Общества, а поэтому правомерно исключены ответчиком из суммы понесённых истцом расходов по перевозке пассажиров.
С учётом перечисленных ответчиком денежных средств в размере 1 500 000 руб. 00 коп., суд обоснованно удовлетворил исковые требования в сумме 797 818 руб. 09 коп.
В связи с изложенным, при совокупности указанных выше обстоятельств доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объёме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведённым в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Выводы суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным этим судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 15 июня 2012 года по делу N А29-5790/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Стафф" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Стафф" в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
А.В. Тетервак |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.