г. Вологда |
|
09 октября 2012 г. |
Дело N А05-8055/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Потеевой А.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
при участии от Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Земцовского А.В. по доверенности от 16.03.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 августа 2012 года по делу N А05-8055/2012 (судья Шишова Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фармпост" (ОГРН 1022900528177; далее - ООО "Фармпост", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН 1042900033780; далее - агентство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31.05.2012 N 6ЛСК о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьей 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 августа 2012 года по делу N А05-8055/2012 заявленные требования удовлетворены.
Агентство с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на ошибочность вывода суда об отсутствии вины общества во вменяемом правонарушении. Указывает на то, что в предварительном судебном заседании представитель общества подтвердил факт получения запроса от 02.04.2012 N 313/836. Считает, что должно быть учтено решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 10 сентября 2012 года по делу N 12-527/2012, которым постановление агентства о привлечении генерального директора общества Красильниковой Т.Г. к административной ответственности за аналогичное правонарушение оставлено без изменения.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы жалобы и дополнении к ней.
ООО "Фармпост" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в отзыве отклонило доводы жалобы, поэтому судебное разбирательство по делу произведено в отсутствие общества в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя агентства, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании поручения Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 16.03.2012 N ДС-2015/17 о проведении анализа размеров оптовых и розничных надбавок, установленных постановлением агентства от 26.02.2010 N 3-п/4 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства", административным органом направлен руководителям фармацевтических организаций запрос от 02.04.2012 N 313/836 о необходимости представления в срок до 20.04.2012 отчетных данных за 2011 год и прогнозируемых показателей на 2012 год в формате шаблона Федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система" ФСТ России.
Поскольку ООО "Фармпост" указанную информацию в установленный срок не представило, агентство обратилось в адрес общества с требованием от 23.04.2012 N 313/1046, в котором предложило направить запрашиваемые данные в срок до 26.04.2012 на соответствующий адрес электронной почты.
В ответе от 24.04.2012 N 12 общество сообщило, что расчет с запрашиваемыми показателями технически представить невозможно, поскольку ведение бухгалтерского и финансово-экономического учета в части запрашиваемых показателей в разрезе жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов не предусмотрено.
По факту непредставления ООО "Фармпост" в срок до 20.04.2012 затребованных агентством документов в отношении него 23.05.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 6ЛСК и 31.05.2012 вынесено постановление N 6ЛСК о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Государственное регулирование цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (вместе с "Правилами государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов", "Правилами ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов", "Правилами установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 214-пп, агентство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен).
Подпунктом 18 пункта 9 данного Положения предусмотрено, что агентство осуществляет контроль за установлением предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.12.2009 N 442-а утверждена "Методика определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" (далее - Методика).
Указанная Методика предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, реализуемые организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными учреждениями на территории субъекта Российской Федерации (пункт 1.3).
Согласно пункту 2.2 Методики определение размеров предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации производится на основании расчетных материалов, представленных оптовыми организациями и аптечными учреждениями, осуществляющими реализацию на жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на территории субъекта Российской Федерации. При этом количество, как оптовых организаций, так и аптечных учреждений, представивших расчетные материалы, должно составлять не менее 15 процентов от их числа, расположенных в субъекте Российской Федерации, и включать организации разной формы собственности (государственная, муниципальная, частная, при их наличии в субъекте).
Следовательно, предоставление запрашиваемой информации для определения уровня розничной торговой надбавки на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, необходимо субъектам, непосредственно осуществляющим реализацию лекарственных препаратов, для установления экономически обоснованного уровня торговой надбавки на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Таким образом, ООО "Фармпост" является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
На основании части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Состав административного правонарушения должен содержать совокупность следующих элементов: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что по настоящему делу объективная сторона правонарушения не доказана.
Объектом правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.
Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена данной статьей, состоит в непредставлении сведений, либо представлении их с нарушением установленного срока, или представлении заведомо недостоверных сведений, если обязательность их представления предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Как усматривается из оспариваемого постановления, объективная сторона вменяемого в вину общества правонарушения заключается в том, что ООО "Фармпост" не представило в установленный в запросе от 02.04.2012 N 313/836 срок запрашиваемые агентством документы.
Однако в рассматриваемом случае для того, чтобы получить необходимую информацию, агентство должно было обеспечить получение обществом запроса от 02.04.2012 N 313/836 в срок, установленный в запросе.
Материалы дела не содержат надлежащие доказательств направления этого запроса по почтовому и электронному адресу общества. Не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.
Несостоятельными являются доводы подателя жалобы о подтверждении представителем общества в предварительном судебном заседании факта получения указанного запроса посредством электронной почты, так как данное утверждение не соответствует протоколу судебного заседания от 18.07.2012 и аудиозаписи судебного заседания.
Кроме того, необходимо учитывать, что данное обстоятельство не было признано ООО "Фармпост" в порядке части 2 статьи 70 АПК РФ.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения в действиях общества административным органом не доказано, что в силу части 2 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Не принимается во внимание ссылка подателя жалобы на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 10 сентября 2012 года по делу N 12-527/2012, поскольку указанный судебный акт не вступил в законную силу.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как следует из содержания части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 64 АПК РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, устанавливаются судом на основании доказательств по делу, содержащих сведения о фактах.
В связи с этим правовая оценка судом общей юрисдикции действий общества и примененного им положения закона, на которой основан вывод об отсутствии состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело.
Такая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 13988/06.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ООО "Фармпост", оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 августа 2012 года по делу N А05-8055/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
А.В. Потеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8055/2012
Истец: ООО "Фармпост"
Ответчик: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15846/12
15.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15846/12
09.10.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7280/12
14.08.2012 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-8055/12