г.Киров |
|
11 октября 2012 г. |
Дело N А17-2148/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.,
судей Великоредчанина О.Б., Тетервака А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.07.2012 по делу N А17-2148/2012, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.
по иску индивидуального предпринимателя Шуляева Алексея Васильевича (ОГРН: 304370217700067) к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области
третьи лица: Комитет Ивановской области по транспорту, Министерство финансов Российской Федерации
о взыскании убытков
установил:
Индивидуальный предприниматель Шуляев Алексей Васильевич (далее - ИП Шуляев А.В., истец) обратился в арбитражный суд с иском к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов, ответчик. заявитель) о взыскании 154 394 руб. 50 коп. убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, неполученной за перевозку льготных категорий потребителей в период с 01.04.2009 по 31.12.2010.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.07.2012 г. с Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области в пользу ИП Шуляева А.В. взыскано 111 213 руб. в счет возмещения убытков и 4 056 руб. 71 коп. судебных расходов.
Не согласившись с принятым решением, Департамент финансов Ивановской области обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что при принятии решения суд неправильно применил нормы материального права.
Суд первой инстанции, взыскав в пользу истца убытки без исследования вопроса о соответствии постановления Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте" закону или иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, неправильно применил статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение арбитражного суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 17.07.2012 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В спорный период предприниматель Шуляев А.В. (перевозчик) осуществлял деятельность по перевозке льготной категории граждан во исполнение договоров от 21.04.2009 N ЛП 09-02-1/265, от 01.01.2010 N ЛП10-02-1/023, заключенных с Комитетом Ивановской области по транспорту и связи (позднее Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области, Комитет Ивановской области по транспорту) (заказчик) и в соответствии с Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-УГ.
В пункте 2.2. указанных договоров сторонами предусмотрено условие, что Комитет по транспорту будет принимать от перевозчика предъявленные им отчеты только установленного образца, осуществлять оплату по предъявленным отчетам в течение 10 дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке граждан льготных категорий, которым предоставляются меры социальной поддержки. Оплата перевозчику предъявленных отчетов осуществляется, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области.
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п (в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2007 N 30-п) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку. Впоследствии Постановлением Правительства Ивановской области от 29.09.2010 N 343-П внесены изменения, с 01.10.2010 предельный максимальный тариф утвержден в размере 8 рублей за одну поездку.
За указанный период истцом было перевезено 65 367 гражданина, в том числе включенных в федеральный регистр 18 261 гражданин, в региональный регистр -47 106 граждан.
Затраты истца за перевозку льготной категории граждан (федеральных и региональных льготников) были возмещены Комитетом по транспорту, исходя из тарифа, установленного Правительством Ивановской области - 7 рублей за одну поездку, с 01.10.2010 - 8 рублей за одну поездку.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 N 142-п с 01.06.2008 установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области - в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку в автобусах всех типов (кроме Газель) - 9 рублей, в автобусах типа ГАЗЕЛЬ - 10 рублей.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, были возмещены ответчиком не в полном объеме (из расчета 7 рублей за одну поездку с 01.10.2010 - 8 рублей за одну поездку), что послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 5 статьи 790 Кодекса установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной от потребителей платы.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу статьи 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-уг "О Порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области" в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, на территории Ивановской области организован льготный проезд граждан на пассажирском транспорте общего пользования, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, с использованием социальной карты жителя Ивановской области. Данным Указом утвержден Порядок льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение 2), а также Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области при организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение 3).
Социальная карта жителя Ивановской области предоставляется гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в части транспортного обслуживания, финансируемые за счет средств бюджета Ивановской области и межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно Приложению N 3 к Указу на Комитет Ивановской области по транспорту возложена обязанность по возмещению перевозчикам стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте" (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 3 к Указу Порядка Департамент финансов Ивановской области перечисляет комитету Ивановской области по транспорту средства на возмещение перевозчикам стоимости проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте".
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п (с последующими дополнениями и изменениями) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку; с 01.10.2010 предельный максимальный тариф утвержден в размере 8 рублей за одну поездку.
Впоследствии Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 N 142-п с 01.06.2008 установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области - в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку в автобусах всех типов (кроме Газель) - 9 рублей, в автобусах типа ГАЗЕЛЬ - 10 рублей.
Как установлено судом первой инстанции, в спорный период истец оказывал услуги по перевозке пассажиров с применением тарифа, не превышающего его максимальный уровень.
Выплаченные истцу бюджетные средства из расчета 7 руб. и 8 руб. за одну поездку, не компенсировали в полном объеме фактические расходы истца по перевозке льготной категории граждан. Следовательно, недополученная истцом денежная сумма является его убытком и подлежит взысканию с ответчика.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное истцом требование.
Доводы заявителя о том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о соответствии постановления Правительства Ивановской области от 31 января 2007 года N 11-п закону или иному правовому акту, не принимаются судом второй инстанции, так как проверка законности данного нормативного акта не является предметом настоящего судебного рассмотрения и не влияет на результат разрешения данного спора. Наличие постановления о частичном возмещении понесенных перевозчиком затрат не препятствует взысканию в судебном порядке суммы невозмещенных расходов.
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.
Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.07.2012 по делу N А17-2148/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Департамента финансов Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-2148/2012
Истец: Шуляев Алексей Васильевич
Ответчик: Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области
Третье лицо: Комитет Ивановской области по транспорту, Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства