Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2012 г. N 02АП-5786/12
г. Киров |
|
11 октября 2012 г. |
Дело N А17-2142/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Ившиной Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Скворцова А.В., действующего на основании доверенности от 23.03.2012,
представителя ответчика Алешунас Е.В., действующей на основании доверенности от 30.08.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента управления имуществом Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.07.2012 по делу N А17-2142/2012, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ивстройтех-2002" (ОГРН 1033700075133, г. Иваново, проспект Фридриха Энгельса, д. 53, офис 427)
к департаменту управления имуществом Ивановской области (ОГРН 1023700531800, г. Иваново, пер. Пограничный, д. 18),
третье лицо: областное казенное учреждение "Управление административными зданиями" (г. Иваново, пл. Революции, д. 2/1),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ивстройтех-2002" (далее - заявитель, Общество, ООО "Ивстройтех-2002" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту управления имуществом Ивановской области (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным отказа Департамента, оформленного письмом от 05.04.2012 N 841, в выкупе арендуемых ООО "Ивстройтех-2002" подвальных нежилых помещений в здании по адресу: г. Иваново, проспект Ленина, дом 43 (инвентарные NN 88, 88а, 88б, 88в, 88г, 89, 89а, 89б, 89в, 89г, 89д, 90, 90а, 90б, 90в, 90г, 90д, 99а, 99б) общей площадью 244,9 кв.м, как не соответствующего положениям статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества) и возложении на Департамент обязанности заключить с Обществом договор купли-продажи указанных помещений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено областное казенное учреждение "Управление административными зданиями" (далее - третье лицо, Управление административными зданиями) (том 1, л.д. 113-115).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 09.07.2012 требования удовлетворены.
Департамент с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что арендуемые заявителем помещения были закреплены на праве оперативного управления за Управлением административными зданиями; распоряжение Департамента от 13.12.2010 N 981, которым утвержден Перечень имущества Ивановской области, свободного от прав третьих лиц, является действующим, на момент принятия решения об отказе в выкупе, никем не оспорено и подлежало применению; включение спорных нежилых помещений в Перечень имущества Ивановской области, свободного от прав третьих лиц не нарушает права и законные интересы заявителя.
Общество в возражениях на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление административными зданиями в отзыве на апелляционную жалобу относит на усмотрение суда оценку доводов жалобы, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.06.2005 ООО "Ивстройтех-2002" (арендатор), комитетом Ивановской области по управлению государственным имуществом (арендодатель), Управлением административными зданиями администрации Ивановской области (балансодержатель) заключен договор аренды нежилых помещений (том 1, л.д. 32-36). По условиям данного договора арендодатель при участии балансодержателя сдают, а арендатор принимает в аренду нежилые помещения (инвентарные N N 88, 88а, 88б, 88в, 88г, 89, 89а, 89б, 89в, 89г, 89д, 90, 90а, 90б, 90в, 90г, 90д, 99а, 99б) общей площадью 244,9 кв.м. (из них 93, 6 кв.м. - торговая площадь, 9,2 кв.м. - склад) согласно приложению N 4, находящиеся в подвальном помещении в здании по адресу: г. Иваново, пр. Ленина, д. 43 (далее - спорные нежилые помещения) (пункт 1.1). Срок действия договора аренды установлен с момента государственной регистрации договора по 01.01.2013. Договор аренды прошел государственную регистрацию. 07.06.2005 спорные нежилые помещения переданы арендатору по акту приема-передачи (том 1, л.д. 37)
22.02.2012 ООО "Ивстройтех-2002" направило в Департамент заявление о выкупе арендованных помещений в порядке, предусмотренном Федеральным закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
14.03.2012 Департамент направил в адрес Общества письмо N 841, которым отказал в выкупе арендованного имущества, указав, что спорные нежилые помещения включены в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого или среднего предпринимательства, у Общества имеется задолженность по арендной плате (том 1, л.д. 69).
23.03.2012 ООО "Ивстройтех-2002" повторно направило в Департамент заявление о выкупе арендуемых им помещений (том 1, л.д. 72-73).
05.04.2012 Департамент направил Обществу письмо (том 1, л.д. 93-94), которым отказал в выкупе арендованного помещения (далее - решение от 05.04.2012), сославшись на то, что имущество, на выкуп которого претендует заявитель, в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства) включено в Перечень имущества Ивановской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления его в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный распоряжением Департамента от 21.07.2011 N 489 (далее - Перечень имущества Ивановской области, свободного от прав третьих лиц).
Не согласившись с решением Администрации от 05.04.2012, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое решение не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) предусмотрено, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Названные особенности установлены Федеральным законом об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно частям 2, 3, 4 статьи 9 Федерального закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (часть 2). При получении заявления уполномоченные органы обязаны обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (часть 3). В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4).
Согласно частям 4, 4.1 статьи 18 Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (часть 4). Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 4.1).
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
Из пунктов 2.1, 2.2 Порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечня имущества Ивановской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением правительства Ивановской области от 02.06.2010 N 181-п следует, что перечень имущества (изменения в перечень имущества) формируется Департаментом.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества при условии, что арендуемое недвижимое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества и арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Суд может признать наличие у арендатора права на приобретение в случае, если после опубликования Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества органом местного самоуправления были совершены действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение арендуемого имущества (недвижимое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о развитии предпринимательства перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
Материалами дела установлено, что Администрация, отказывая Обществу в реализации преимущественного права на приобретение спорных нежилых помещений, указала, что распоряжением Департамента от 21.07.2011 N 489 спорные нежилые помещения включены в Перечень имущества Ивановской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления его в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Иные основания для отказа в предоставлении преимущественного права выкупа в обжалуемом решении отсутствуют.
В Перечень имущества Ивановской области, свободного от прав третьих лиц, спорные нежилые помещения включены 21.07.2011, то есть после опубликования Федерального закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества и при наличии действующего договора аренды от 07.06.2005, из которого следует, что спорные нежилые помещения находились в аренде у Общества в течение более двух до дня вступления в силу указанного Федерального закона. Таким образом, действия Департамента по включению спорных нежилых помещений в Перечень имущества Ивановской области, свободного от прав третьих лиц, совершены при наличии у Общества возможности обратиться с заявлением о выкупе спорных нежилых помещений и направлены на воспрепятствование реализации заявителем указанного права.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие необходимость включения Департаментом арендуемых спорных нежилых помещений Перечень имущества Ивановской области, свободного от прав третьих лиц.
При таких обстоятельствах указанные действия Департамента противоречат пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что 07.06.2005 спорные нежилые помещения переданы в аренду Обществу по договору аренды. Заявитель отвечает требованиям, предъявляемым к субъектом малого предпринимательства, перечисленным в статье 3 Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Доказательства того, что на день подачи Обществом заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества у заявителя имелась задолженность по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) в материалах дела отсутствуют. Общая площадь спорных нежилых помещений составляет 244,9 кв.м и не превышает размера, определенного Законом Ивановской области от 08.12.2006 N 151-ОЗ "Об установлении предельных значений площади арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в собственности Ивановской области или муниципальной собственности, и срока рассрочки оплаты при его приобретении".
Следовательно, Общество соответствует требованиям, установленным статьей 3 Федерального закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества и имеет преимущественное право на приобретение спорных нежилых помещений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что арендуемые заявителем помещения были закреплены на праве оперативного управления за Управлением административными зданиями, были исследованы судом первой инстанции при рассмотрении дела и обоснованно им отклонены, оснований для переоценки соответствующих выводов суда из материалов дела не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжение Департамента от 13.12.2010 N 981, которым утвержден Перечень имущества Ивановской области, свободного от прав третьих лиц, никем не оспорено и подлежало применению при рассмотрении заявления Общества о выкупе спорных нежилых помещений, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку действия Департамента по включению спорных нежилых помещений в Перечень имущества Ивановской области, свободного от прав третьих лиц, совершены при наличии у Общества возможности обратиться с заявлением о выкупе спорных нежилых помещений и направлены на воспрепятствование реализации заявителем указанного права. При этом материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих необходимость включения спорных нежилых помещений в указанный Перечень.
Довод апелляционной жалобы о том, что включение спорных нежилых помещений в Перечень имущества Ивановской области, свободного от прав третьих лиц, не нарушает права и законные интересы заявителя, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку включение в указанный перечень препятствует реализации права Общества на выкуп арендованных помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
Ссылка Департамента на то, что полномочия субъектов Российской Федерации по установлению порядка формирования, ведения, обязательного опубликования Перечней имущества, свободного от прав третьих лиц, возникли лишь с момента вступления в силу Федерального закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку право на утверждение указанных Перечней предусматривалось Федеральным законом о развитии малого и среднего предпринимательства изначально.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.07.2012 по делу N А17-2142/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента управления имуществом Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.