город Ростов-на-Дону |
|
09 октября 2012 г. |
дело N А32-36819/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Михалицыной Л.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился (уведомлен надлежащим образом);
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомлен факсом);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2012 по делу N А32-36819/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Краснодар" к заинтересованному лицу Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края о признании недействительным предписания от 15.07.11 N 13-96-Ю-88-ЛВ, принятое в составе судьи Гонзуса И.П.
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 29.03.12 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием у общества обязанности по получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, объекта капитального строительства.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что строительство складских помещений выполненных из сэндвич-панелей и стальных конструкций на свайном железобетонном фундаменте производилось по раздельной рабочей документации на каждый объект капитального строительства, разработанной НОУ ЦПК - "СТРОИТЕЛЬ", согласно отдельных разрешений на строительство каждого объекта. Все объекты капитального строительства являются отдельно стоящими, им присвоены соответствующие литеры, и они поставлены на кадастровый и технический учёт. Кроме того, управление не может осуществлять государственный строительный надзор при строительстве настоящих объектов капитального строительства.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. В составе суда на основании ст. 18 АПК РФ распоряжением председателя административной коллегии произведена замена: судья Сулименко О.А, в связи с уходом в отпуск заменена на судью Филимонову С.С.
Общество и управление, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили, общество известило суд о возможности рассмотрения жалобы без участия его представителя.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества и управления.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022301190471, адрес места нахождения: 350051, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Шоссе Нефтяников, 53.
На основании распоряжения от 19.05.11 N 13-1209, должностным лицом управления проведена внеплановая проверка деятельности общества на предмет соблюдения градостроительного законодательства при осуществлении строительства объекта капительного строительства - "Склады. Два металлических пожарных резервуара объемом 700 куб. м. каждый. Внутриплощадочные сети", расположенного по адресу: г. Славянск-на-Кубани, Колхозная, д. 1.
В ходе проверки установлено, что обществом как застройщиком объекта капительного строительства не выполнено в установленный срок, а именно до 10.07.11 предписание управления от 08.06.11 N 13-96-Ю-28-ЛВ, в частности не представлено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, а также не представлена исполнительная документация.
15.07.11 результаты проведенной проверки отражены в акте N 13-96-Ю-88-ЛВ, который подписан должностным лицом, проводившим проверку и представителем заявителя по доверенности Батеневым Д.В.
15.07.11 по результатам проведенной проверки обществу выдано предписание об устранении нарушений при строительстве объекта капительного строительства N 13-96-Ю-88-ЛВ, которым обществу в срок до 19.09.11 предписано:
1. представить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации объекта капительного строительства;
2. представить исполнительную документацию объекта капительного строительства. Копия вышеуказанного предписания 15.07.11 под роспись вручена представителю общества по доверенности Батеневу Д.В.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что предписание управления является законным и обоснованным ввиду следующего.
Как предусмотрено в п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу п. 13 ст. 1 ГрК РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно п. 16 ст. 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 1 ст. 49 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу п. 4 и 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
В части 15 ст. 48 ГрК РФ указано, что проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Согласно ч. 12 ст. 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.
Частью 6 ст. 52 ГрК РФ предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что строительство объекта капитального строительства может быть начато, только после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации инженерных изысканий, и утверждения застройщиком или заказчиком проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Проектная документация должна содержать документы, предусмотренные в части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3 и 4 РД-11-02-2006 исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.
Исполнительная документация подлежит хранению у застройщика или заказчика до проведения органом государственного строительного надзора итоговой проверки. На время проведения итоговой проверки исполнительная документация передается застройщиком или заказчиком в орган государственного строительного надзора. После выдачи органом государственного строительного надзора заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации исполнительная документация передается застройщику или заказчику на постоянное хранение.
Как предусмотрено пунктом 5 РД-11-02-2006 исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство. В состав исполнительной документации включаются текстовые и графические материалы, приведенные в настоящей главе.
Судом первой инстанции правильно установлено, что обществом на земельном участке, расположенном по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Колхозная, 1, находящемся у него в долгосрочной аренде, и на основании полученных разрешений на строительство, осуществляется строительство объекта капительного строительства. Строительные работы производятся ООО "ДСМУ-газстрой" на основании договора подряда от 06.11.09.
Таким образом, исходя из требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, общество является застройщиком объекта капитального строительства, и обязан соблюдать требования действующего градостроительного законодательства.
Материалами дела, в том числе разрешениями на строительство и фотографиями подтверждается, что строительство складских помещений осуществляется из железобетонных и стальных конструкций на свайном железобетонном фундаменте. На каждое складское помещение, обозначенное номерами, обществом получено отдельное разрешение на строительство.
Кроме того, из материалов дела, в том числе фотографий следует, что склады N 1, N 2, N 3, N 4 не являются отдельно стоящими объектами и имеют между собой общие стены.
Согласно разбивочному плану склад N 1 общей площадью 973,71 кв. м., склад N 2 общей площадью 742,63 кв. м., склад N 3 общей площадью 1296,32 кв. м. и склад N 4 общей площадью 1234,43 кв. м. являются сблокированными.
Исходя из вышеизложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что склады N 1 и N 2 представляют собой единое строение общей площадью 1716,34 кв. м., а склады N 3 и N 4 единое строение общей площадью 2530,75 кв. м.
Таким образом, проектная документация и результаты инженерных изысканий объекта капительного строительства, в порядке ст. 49 ГрК РФ подлежат государственной экспертизе.
Вместе с тем, обществом не представлены доказательства, подтверждающие получение на момент проверки положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капительного строительства, а также не представлена исполнительная документация объекта капитального строительства.
Кроме того, обществом не представлены суда первой и апелляционной инстанциям доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению действующего градостроительного законодательства, в частности общество на момент выдачи оспариваемого предписания не обращалось в специализированную организацию для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Ссылка общества на экспертное заключение ВИСХАГИ Южный филиал от 13.10.11, как на безусловное доказательство, подтверждающее доводы о том, что склады N 1, 2, 3 и 4 являются отдельно стоящими объектами с площадью менее 1500 кв. м., является необоснованной ввиду следующего.
Исследовав представленное заключение эксперта с учетом требований статей 71 и 75 АПК РФ, суд первой инстанции правильно установил, что оно основано на проектно-технической документации и визуальном осмотре объектов.
Однако, как было указано ранее, из разбивочного плана и фотоматериалов следует, что склады N N 1 и 2 (3 и 4 соответственно) фактически расположены по отношению друг к другу на минимальном расстоянии (20 см), соединены общим кровельным покрытием защиты строительным материалом с наружных сторон.
Следовательно, склады N N 1 и 2, 3 и 4 являются двумя отдельно стоящими сооружениями с площадью 1716,34 кв. м. и 2530,75 кв. м. соответственно.
Исходя из вышеизложенного, управлением сделан правильный вывод о наличии у общества обязанности по получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, объекта капительного строительства.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что оспариваемое предписание управления об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 15.07.11 N 13-96-Ю-88-ЛВ является законным и правомерно вынесено в отношении общества в пределах полномочий управления.
Требования Федерального закона от 26.12.08 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении в отношении общества внеплановой проверки, управлением не нарушены.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС СКО по делу N А32-46902/2011.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36819/2011
Истец: ООО "Газпром добыча Краснодар"
Ответчик: Управление государственного строительного надзора Краснодарского края