г. Владимир |
|
08 октября 2012 г. |
Дело N А11-1178/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.10.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.10.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Худяковой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Владимире Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.06.2012 по делу N А11-1178/2012, принятое судьей Батраковой Е.Н.,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области о взыскании с Управления Судебного департамента по Владимирской области (ОГРН 1033301812235, ИНН 3327103289) пеней в сумме 316 745 рублей 32 копеек.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области - Бочина Н.М. по доверенности от 24.02.2012 N 19;
от Управления Судебного департамента по Владимирской области - Белокурова Е.Н. по доверенности от 01.09.2012 N 08-06/2075. Лазаревой Г.В. отказано в признании полномочий на участие в деле на основании пункта 4 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием подлинного экземпляра доверенности.
Изучив материалы дела, заслушав выступления представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Владимире Владимирской области (далее по тексту - Управление), выявив факт несвоевременного перечисления страховых взносов Управлением Судебного департамента по Владимирской области (далее по тексту - Департамент), направило в адрес Департамента требования от 22.07.2011 N 04320040065404, от 30.09.2011 N 04320040067414, а также уточненные требования от 02.11.2011 N 04320040090670, N 04320040090492 об уплате пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам, в общей сумме 316 745 рублей 32 копейки.
Неисполнение Департаментом указанных требований послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением об их взыскании.
Решением от 09.06.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьями 5, 18 и 28 Федерального закона от 24.06.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхований Российской Федерации, Федеральный фонд обязательною медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) страхователи (в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) являются плательщиками страховых взносов, которые обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Статьи 3 и 29 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривают, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования; Пенсионный фонд РФ имеет право взыскивать недоимку, пени и штрафы и предъявлять иски в арбитражные суды.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ производится в судебном порядке.
По данным расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2011 года Управления Судебного департамента во Владимирской области, к уплате в бюджет подлежало 13 212 086 рублей (из них: на страховую часть трудовой пенсии - 7 480 960 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии - 1544 984 рублей, в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 2 544 143 рубля. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) -1 641 999 рублей).
По данным расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2011 года Управления Судебного департамента по Владимирской области к уплате в бюджет подлежало 29 128 148 рублей (из них: на страховую часть трудовой пенсии - 16 265 466 рублей, на накопительную часть трудовой, пенсии - 3 356 080 рублей, в Федеральный Фонд обязательного медицинской - 5 777 796 рубль, Территориальный фонд обязательного медицинского страхование (ТФОМС) - 3 728 806 рублей).
Частями 4 и 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, подлежащих уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Статья 25 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривает, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Управление Судебного департамента во Владимирской области осуществляет начисление и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) на обязательное социальное страхование в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Департамент является органом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, организационно-правовая форма которого определена как государственное учреждение.
Перечисление обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды осуществляется через территориальный орган федерального казначейства - Управление Федерального казначейства по Владимирской области, где открыт лицевой счет Департамента.
Основным документом для осуществления данных платежей является заявка на кассовый расход. В заявке указываются все реквизиты получателя налогов и взносов, в том числе коды по бюджетной классификации.
Судом первой инстанции установлено, что в марте 2011 года в финансово-экономическом отделе Департамента была установлена программа 1С Предприятие Бухгалтерия государственного учреждения, версия 8.2, вместо ранее используемой - 7.7.
При переброске текущих документов за январь-февраль 2011 года, сформированных в версии 7.7, произошел сбой информации, содержащейся в отдельных документах, а именно: во всех заявках на перечисление страховых взносов был неправильно указан код платежей в ФФОМС 39210202100081000160.
Для ускорения процесса формирования заявок используется метод копирования предыдущих платежей с корректировкой необходимых данных, т.е. суммы платежей и месяца, за который платежи перечисляются.
Таким образом, при формировании заявок на кассовый расход, начиная с платежей за март 2011 года ошибочно был указан один код по бюджетной классификации, а именно: код платежей в ФФОМС.
В результате технической ошибки были сформированы и направлены в казначейство заявки на кассовый расход с неверно указанным кодом на общую сумму 16 711 948 рублей 80 копеек, в том числе:
причитающихся на страховую часть пенсии (КБК 39210202010061000160) в размере 20% в сумме 8 010 057 рублей 17 копеек;
причитающихся на страховую часть пенсии (КБК 39210202010061000160) в размере 26% в сумме 3 570 855 рублей 92 копеек;
причитающихся на накопительную часть пенсии (КБК 39210202020061000160) в размере 6% в сумме 2 403 941 рубля 29 копеек;
- причитающихся в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 39210202110091000160) в размере 2% в сумме 2 727 094 рублей 42 копеек (Реестр платежных поручений прилагается).
После обнаружения ошибки и выяснения ситуации с платежами 27.07.2011 Департамент обратился в Управление Пенсионного Фонда с заявлением о возврате средств, уплаченных с ошибочно указанным кодом с целью дальнейшего их перечисления по назначению на сумму 16 711 760 рубля в соответствии частью 8 статьи 18 Закона N 212-ФЗ.
При проведении сверки расчетов для возврата сумма ошибочно перечисленных денежных средств (16 711 948 рублей 80 копеек) была уменьшена на 188 рублей 80 копеек как недоимка за предыдущие периоды.
По платежным поручениям от 04.08.2011 N 281 (6 654 203 рубля 75 копеек) и от 05.08.2011 N 606 (10 057 556 рублей 25 копеек) взносы были возвращены Управлением ПФ на лицевой счет Департамента.
Платежи 10.08.2011 были направлены в Пенсионный фонд по правильным кодам согласно прилагаемому реестру платежных поручений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Исходя из пункта 8 статьи 15 указанного Закона, уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Согласно положениям подпункта 4 пункта 6 статьи 18 названного Закона обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
В соответствии с приложением 1 Федерального закона от 28.11.2009 N294-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" главным администратором доходов бюджета ФФОМС на 2010 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в бюджет ФФОМС, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2009 N 150н, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, уплачиваются на КБК 39210202110090000160.
Департаментом при перечислении страховых взносов разряд КБК, обозначающий администратора поступлений (Пенсионный фонд Российской Федерации), указан правильно.
Обществом при перечислении страховых взносов разряд КБК, обозначающий администратора поступлений (Пенсионный фонд Российской Федерации), указан правильно.
При этом судом установлено, что денежные средства поступили на соответствующий счет администратора поступлений в бюджет, открытый в Федеральном казначействе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает в том числе полномочиями по принятию решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, указание неправильного КБК не повлекло неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, также, принимая во внимание, что Департамент является учреждением, полностью финансируемым из федерального бюджета и не имеет доходных статей, суд первой инстанции не нашёл оснований для удовлетворения требований Управления.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.06.2012 по делу N А11-1178/2012 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-1178/2012
Истец: Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире и Владимирской области, Управление Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Владимире
Ответчик: Управление Судебного департамента во Владимирской области
Третье лицо: Управление Судебного департамента по Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3822/12