г. Пермь |
|
11 октября 2012 г. |
Дело N А60-22036/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ясиковой Е. Ю.
судей Осиповой С.П., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя ООО "НТ-компьютер": не явились,
от заинтересованного лица ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга : не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "НТ-компьютер"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 июля 2012 года по делу N А60-22036/2012, принятое судьей Хомяковой С.А.,
по заявлению ООО "НТ-компьютер" (ОГРН 1036602668453, ИНН 6658167200)
к ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046603571508, ИНН 6660010006)
об оспаривании решения налогового органа,
установил:
ООО "НТ компьютер" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным решения от 12.03.2012 г. об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества и просит обязать налоговый орган зарегистрировать в установленном порядке прекращение деятельности ООО "НТ компьютер".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.07.2012 (резолютивная часть решения объявлена 23.07.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на неправомерность выводов суда о недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе. Отмечает, что промежуточный баланс был принят, кроме того, в указанный в публикации двухмесячный срок налоговым органом не были заявлены требования о погашении задолженности перед бюджетом, не поступили такие требования и на день подачи апелляционной жалобы.
Заявитель указывает на то, что налоговый орган, располагая данными о ликвидации общества, не воспользовался правом на проведение мероприятий налогового контроля в порядке п. 11ст. 89 Налогового кодекса РФ, акты в отношении общества не составлялись. В связи с этим доводы налогового органа о наличии задолженности перед бюджетом заявитель считает не доказанными.
Заявитель считает решение суда незаконным, поскольку суд не принял во внимание соблюдение им процедуры ликвидации юридического лица и не заявление налоговым органом как кредитором требований к обществу в установленный срок и в установленном порядке.
Приложенные к апелляционной жалобе копии судебных актов по другим делам не подлежат приобщению к материалам дела, поскольку не являются доказательствами (ст. 268 АПК РФ).
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители заявителя и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "НТ компьютер" 02.03.2012 г. представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга документы, необходимые для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению общего собрания участников общества.
Инспекцией 12.03.2012 г. принято решение об отказе в государственной регистрации ООО "НТ компьютер" в связи с ликвидацией на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При этом регистрирующий орган исходил из того, что ликвидационный баланс считается не представленным, поскольку он не содержит сведений о наличии у заявителя задолженности по налогам и сборам.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает его права, ООО "НТ- компьютер" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у налогового органа имелись законные основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица, поскольку ликвидационный баланс налоговый орган обоснованно посчитал не представленным ввиду расхождения между налоговой отчетностью, представленной в налоговый орган, и данными, полученными из банка, а также ввиду не исчисления обществом налога по упрощенной системе налогообложения за 2009-2010 годы.
Апелляционный суд, оценив позиции сторон, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, применительно к представленным в материалы дела доказательствам, полагает, что суд первой инстанции неправомерно признал решение налогового органа соответствующим Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Данный вывод апелляционный суд мотивирует следующим.
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В силу пунктов 2, 5 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Апелляционным судом установлено, что ликвидационная комиссия опубликовала сообщение о ликвидации общества в Вестнике государственной регистрации N 7 от 24.02.2011 (л.д. 11), следовательно, срок для предъявления требований кредиторами, в том числе инспекцией, истек 24.04.2011.
Доказательств, подтверждающих обращение инспекции как кредитора с требованиями в отношении имеющейся у общества задолженности по обязательным платежам до завершения ликвидационных процедур, либо доказательств обращения инспекции в суд с иском к ликвидационной комиссии в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 64 ГК РФ, в материалах дела не имеется.
Таким образом, заинтересованным лицом в порядке ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказано, что общество располагало сведениями о наличии у него задолженности перед бюджетом.
После истечения срока для предъявления требований кредиторами промежуточный ликвидационный баланс был представлен заявителем в налоговый орган 25.04.2011, в нем отражено, что требований, предъявляемых кредиторами, нет.
Ликвидационный баланс был составлен заявителем 02.08.2011 и представлен в налоговый орган 02.03.2012 в составе пакета документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (л.д. 47).
В соответствии со ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации в период ликвидации организации налоговые органы уполномочены осуществлять контроль в части соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в том числе путем проведения выездных налоговых проверок.
Материалы дела не содержат доказательств проведения в отношении заявителя налоговой проверки, которой установлены факты недостоверности налоговой отчетности общества, не исчисления и не уплаты налогов, несмотря на то, что с момента публикации о ликвидации (24.02.2011) и до момента подачи заявления в налоговый орган по форме N Р16001 (02.03.2012) прошло более года.
Доказательств вручения заявителю акта проверки, решения по ее результатам, требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, а также обращения в суд с исками о взыскании задолженности налоговым органом не представлено.
Таким образом, недостоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе общества, налоговым органом не доказана.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений. В заявлении подтверждается, что заявителем соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, апелляционный суд установил, что порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 ГК РФ, обществом соблюден и им представлены в инспекцию все необходимые документы для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Соответствие пакета документов, представленного 02.03.2012 в надлежащий регистрирующий орган, требованиям п. 1 ст. 21 Закона о регистрации, подтверждается материалами дела и налоговым органом не оспаривается.
Статьей 23 Закона о регистрации предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации.
В качестве правового обоснования решения об отказе в государственной регистрации налоговый орган указал на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации, которым установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Поскольку в рассматриваемом случае заявителем для государственной регистрации был представлен полный пакет документов и налоговым органом не доказана недостоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе, решение об отказе в государственной регистрации принято с нарушением закона.
В отзыве на заявление и на апелляционную жалобу налоговый орган ссылается на недостоверность сведений ликвидационного баланса ввиду установленных налоговым органом расхождений между сведениями бухгалтерской и налоговой отчетности общества и банковскими выписками, а также ввиду не исчисления обществом налога по упрощенной системе налогообложения за 2009, 2010 годы, что также установлено по выпискам банка.
Суд первой инстанции принял указанные доводы и на их основании сделал вывод о недостоверности сведений ликвидационного баланса и, как следствие, о правомерности вывода инспекции о непредставлении данного документа в налоговый орган для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Между тем, из представленных в дело доказательств следует, что выписки банка, по которым были выявлены данные факты, получены налоговым органом от банка 21.02.2011, то есть до публикации сообщения о принятии решения о ликвидации.
Несмотря на данное обстоятельство, налоговый орган не использовал предоставленные ему законом как кредитору и контролирующему органу права и полномочия на предъявление требований непосредственно к должнику в двухмесячный срок, на проведение налоговой проверки в порядке п. 11 ст. 89 Налогового кодекса РФ, на инициирование судебного процесса в отношении общества.
Таким образом, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований общества при отсутствии на то законных оснований, поскольку решение налогового органа не соответствует закону, а нарушения со стороны общества при подаче заявления на государственную регистрацию не подтверждаются материалами дела.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд признает обоснованными.
Поскольку материалами дела подтверждается совокупность оснований, предусмотренных ст. 201 АПК РФ, для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа (решение не соответствует Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской деятельности) требования общества следует удовлетворить.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч. 1, 2 ст. 270 АПК РФ, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом при подаче заявления (2000 руб.) и апелляционной жалобы (1000 руб.), в порядке ст. 110 АПК РФ апелляционный суд возлагает на налоговый орган с учетом результатов рассмотрения дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1,2 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 июля 2012 года по делу N А60-22036/2012 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому района г. Екатеринбурга от 12.03.2012 об отказе в государственной регистрации как несоответствующее Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому района г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому района г. Екатеринбурга (ОГРН 1046603571508, ИНН 6660010006) в пользу ООО "НТ-компьютер" (ОГРН 1036602668453, ИНН 6658167200) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Ясикова |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-22036/2012
Истец: ООО "НТ-компьютер"
Ответчик: ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга