Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 2007 г. N 12723/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А. и судей Балахничевой Р.Г., Воронцовой Л.Г.
рассмотрел в судебном заседании заявление государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Хакасия о пересмотре в порядке надзора решения от 12.01.2007, постановления апелляционной инстанции от 24.04.2007 Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3877/2006 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.08.2007 по тому же делу по иску ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Хакасия к Управлению образования администрации муниципального образования Алтайский район о взыскании 10080 рублей убытков, причиненных нецелевым расходованием средств социального страхования. Суд установил:
решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.01.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.04.2007, региональному отделению Фонда социального страхования РФ Республики Хакасия отказано в удовлетворении иска.
Суды установили, что на основании договора от 06.08.2003 N 304/03-03, заключенного с ЗАО "СыВел", региональному отделению Фонда социального страхования по Республике Хакасия переданы 70 социальных путевок на общую сумму 705600 рублей (по цене 10080 рублей каждая).
На основании заявки и доверенности Управления образования от 04.09.2003 Отделение фонда выдало Новиковой А.В. одну детскую путевку в санаторий "Тесь" на сентябрь 2003 стоимостью 10 080 рублей.
Управление образования отразило сведения об использовании указанной путевки в таблице 7 расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ на 2003 год, представленной в Отделение Фонда.
Согласно обратному талону к санаторно-курортной путевке серии Б N 007398 в период с 08.09.2003 по 28.09.2003 Новиковой Ирине Игоревне 23.05.1987 года рождения (полных 16 лет), оказаны услуги по лечению, проживанию, питанию, организации досуга в ЛПУ "Санаторий "Тесь".
По результатам проверки региональным отделением Фонда социального страхования составлен акт N 1900070016с/с, в котором отражены выявленные нарушения статьи 18 Федерального закона "Об бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 годж" и пункта 8 распоряжения Правительства РФ от 03.04.2003 N 418-р "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2003 году", приведшие к нецелевому использованию средств социального страхования.
Указанные нарушения выразились в незаконном предоставлении Управлением образования в 2003 году путевки стоимостью 10 080 рублей Новиковой И.И., достигшей 16 лет, тогда как полная или частичная оплата путевки предусмотрена для детей школьного возраста до 15 лет включительно.
Отказывая в удовлетворении иска, суды, рассмотрев представленные доказательства, исходили из целевого использования средств Фонда, недоказанности истцом причинения ему убытков и наличия их связи с действиями ответчика.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 02.08.2007 оставил решение от 12.01.2007 и постановление апелляционной инстанции от 24.04.2007 без изменения.
Заявитель (ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Хакасия) просит о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на необоснованность выводов судов, касающихся недоказанности наличия убытков и причинно-следственной связи, неправильное толкование и применение в связи с этим норм материального права.
Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Доводы заявителя неосновательны.
Статьей 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", а также пунктом 18 Положения "О Фонде социального страхования РФ", утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Так, в силу пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается налогоплательщиком на сумму самостоятельно произведенных им расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Полномочия фонда, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, выражаются в том, что фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.
На основании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, отделение (филиал отделения) фонда предлагает страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда и представления в налоговый орган уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу.
Решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, представляется отделением Фонда в соответствующий налоговый орган в течение 10 дней со дня его вынесения.
Сводная информация о не принятых к зачету расходах страхователя - плательщика единого социального налога представляется фондом налоговым органам ежеквартально в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Решения отделения Фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для вынесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении налогоплательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом РФ мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.
Из вышеизложенного следует, что при неисполнении страхователем решения Фонда социального страхования РФ о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой фондом к зачету по страховым взносам.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для удовлетворения требования о взыскании спорных денежных средств в качестве убытков на основании статьи 15 Гражданского кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А74-3877/2006 Арбитражного суда Республики Хакасия для пересмотра в порядке надзора решения от 12.01.2007, постановления апелляционной инстанции от 24.04.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.08.2007 по этому делу отказать.
Председательствующий судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 2007 г. N 12723/07
Текст определения официально опубликован не был