г. Владимир |
|
15 ноября 2011 г. |
Дело N А38-799/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2011 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А.,
судей Кузнецова В.И., Бухтояровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Миронычевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгосельэлектросетьстрой", г. Нижний Новгород,
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.07.2011
по делу N А38-799/2011, принятое судьей Лежниным В.В.
по иску открытого акционерного общества "Волгосельэлектросетьстрой" (ОГРН 1025203731640, ИНН 5262008006), г. Нижний Новгород,
к муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", г. Йошкар-Ола,
Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, г.Йошкар-Ола,
о признании незаконным отказа в принятии в муниципальную собственность жилых домов, обязании передать жилые дома и обязании принять их,
при участии представителей: от заявителя жалобы (истца) - Ионовой Н.В. по доверенности от 30.12.2010 N 35-юр (сроком до 31.12.2011);
от ответчика (Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола") - Зверевой И.А. по доверенности от 19.05.2011 N 20 (сроком до 01.02.2012);
от ответчика (ТУФАУГИ в Республике Марий Эл) - не явился, извещен,
установил.
Открытое акционерное общество "Волгосельэлектросетьстрой" обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл:
- о признании незаконным отказа муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" принять в собственность муниципального образования "Город Йошкар-Ола" жилые дома, расположенные в г. Йошкар-Оле по адресам: ул. Чехова, д. 54, ул. Садовая, д. 85, ул. Шумелева, д. 6, ул. Фридриха Энгельса, д. 45, ул. Фридриха Энгельса, д. 47;
- об обязании муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" принять в собственность муниципального образования "Город Йошкар-Ола" следующие объекты жилищного фонда:
жилой дом N 54 по ул. Чехова, г. Йошкар-Ола (условный номер 12-12-01/178/2008-452, инвентарный номер 88:401:001:010495780:0100, литера А), за исключением приватизированных гражданами квартир N 2, 3, 6, 9, 12;
жилой дом N 85 по ул. Садовая, г. Йошкар-Ола (условный номер 12-12-01/178/2008-455, инвентарный номер 88:401:001:100949370:0100, литера А), за исключением приватизированных гражданами квартир N 2, 3, 4, 8;
жилой дом N 6 по ул. Шумелева, г. Йошкар-Ола (условный номер 12-12-01/178/2008-454, инвентарный номер 88:401:002:000087090:0100, литера А);
жилой дом N 45 по ул. Фридриха Энгельса, г. Йошкар-Ола (условный номер 12-12-01/178/2008-453, инвентарный номер 88:401:002:000079660:0100, литера А);
жилой дом N 47 по ул. Фридриха Энгельса, г. Йошкар-Ола (условный номер 12-12-01/178/2008-457, инвентарный номер 88:401:001:100796270:0100, литеры А, А1, А2), за исключением приватизированной гражданами квартиры N 2;
- об обязании Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл принять решение о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования "Город Йошкар-Ола" следующих объектов жилищного фонда:
жилой дом N 54 по ул. Чехова, г. Йошкар-Ола (условный номер 12-12-01/178/2008-452, инвентарный номер 88:401:001:010495780:0100, литера А), за исключением приватизированных гражданами квартир N 2, 3, 6, 9, 12;
жилой дом N 85 по ул. Садовая, г. Йошкар-Ола (условный номер 12-12-01/178/2008-455, инвентарный номер 88:401:001:100949370:0100, литера А), за исключением приватизированных гражданами квартир N 2, 3, 4, 8;
жилой дом N 6 по ул. Шумелева, г. Йошкар-Ола (условный номер 12-12-01/178/2008-454, инвентарный номер 88:401:002:000087090:0100, литера А);
жилой дом N 45 по ул. Фридриха Энгельса, г. Йошкар-Ола (условный номер 12-12-01/178/2008-453, инвентарный номер 88:401:002:000079660:0100, литера А);
жилой дом N 47 по ул. Фридриха Энгельса, г. Йошкар-Ола (условный номер 12-12-01/178/2008-457, инвентарный номер 88:401:001:100796270:0100, литеры А, А1, А2), за исключением приватизированной гражданами квартиры N 2 (т. 3, л.д. 5-6, т. 6, л.д. 22-23).
Исковые требования мотивированы уклонением ответчика от принятия упомянутых объектов жилого фонда, подлежащих передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
Решением от 07.07.2011 Арбитражный суд Республики Марий Эл в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, ОАО "Волгосельэлектросетьстрой" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, определяющими для судов при принятии подобных решений являются нормы постановления от 27.12.1991 N 3020-1 Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), в соответствии с которыми жилой фонд является объектом муниципальной собственности.
По мнению заявителя, у муниципального образования "Город Йошкар-Ола" обязанность принять спорное имущество возникла с момента утверждения плана приватизации, а именно с 23.11.1992.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме, обжалуемое решение считает незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании и в отзыве с позицией заявителя не согласен, обжалуемый судебный акт считает законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ТУФАУГИ в Республике Марий Эл явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. В отзыве от 11.10.2011 поддерживает позицию заявителя апелляционной жалобы, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ТУФАУГИ по имеющимся в нем материалам.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 час. 45 мин. 09.11.2011 (протокол судебного заседания от 09.11.2011).
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.07.2011 в подлежит изменению, апелляционная жалоба - удовлетворению в части.
Судом установлено.
23.11.1992 в процессе приватизации проектно-строительного объединения "Волгосельэлектросетьстрой" создано открытое акционерное общество "Волгосельэлектросетьстрой".
В плане приватизации ОАО "Волгосельэлектросетьстрой", в акте оценки стоимости имущества по состоянию на 01.07.1992 и в приложении N 1 к плану приватизации жилые дома, в том числе в г. Йошкар-Оле по ул. Чехова, д. 54, ул. Садовая, д. 85, ул. Шумелева, д. 6, ул. Фридриха Энгельса, д. 55, ул. Фридриха Энгельса, д. 47, определены как объекты социально-бытового и социально-культурного назначения, остающиеся в государственной, муниципальной собственности (т.1, л.д. 34-40, 41-42, 43-46). По пояснениям истца, в приложении N 1 к плану приватизации допущена опечатка в части указания номера жилого дома по ул. Фридриха Энгельса. Вместо дома N 45 ошибочно указан номер дома 55.
02.02.1993 между АО "Волгосельэлектросетьстрой" и комитетом по управлению госимуществом Нижегородской области был заключен договор о передаче государственного имущества на баланс акционерного общества. Согласно договору на баланс общества передано государственное имущество, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации, а именно жилой фонд, включая спорные жилые дома, остаточной стоимостью 2218 тысяч рублей.
Указанное имущество передано во временное пользование с момента подписания договора до передачи в муниципальную собственность в установленном действующим законодательством порядке (п.2 договора).
Начиная с 2004 года, истец, а также Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл неоднократно обращались к ответчикам с требованием о принятии объектов в муниципальную собственность.
Отказ муниципального образования "Город Йошкар-Ола" принять объекты в муниципальную собственность послужил основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом избран неправильный способ защиты нарушенного права против муниципального образования, направленный на распоряжение федеральным имуществом.
План приватизации проектно-строительного объединения "Волгосельэлектросетьстрой" не содержит указания о передаче в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Таким образом, при приватизации проектно-строительного объединения "Волгосельэлектросетьстрой" решение о передаче жилищного фонда в муниципальную собственность не принималось. Жилые дома остались в федеральной собственности и переданы истцу во временное пользование по договору от 02.02.1993.
При этом суд указал, что в силу статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации многоквартирные дома, в которых имеются приватизированные квартиры, не могут быть переданы в собственность муниципальных образований, поскольку в таких домах общее имущество принадлежит всем собственникам квартир в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.
Суд апелляционной инстанции данные выводы Арбитражного суда Республики Марий Эл считает ошибочными.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложением N 3 к данному постановлению.
Согласно пункту 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда.
В силу пункта 2 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Поскольку соответствующие объекты являются муниципальной собственностью непосредственно в силу положений названного постановления N 3020-1, спорные объекты (жилые дома) могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Проанализировав спорные правоотношения, оценив представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами права, приходит к выводу о том, что названное имущество подлежит передаче в муниципальную собственность независимо от того, на чьем балансе оно находится.
Как следует из материалов дела, спорные объекты относятся к жилищному фонду. Принадлежность объектов к жилищному фонду свидетельствует о необходимости их передачи в муниципальную собственность в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Согласно пунктам 8 и 9 плана приватизации предприятия и договору передачи объекта во временное пользование от 23.11.1992 спорные жилые дома в уставный капитал акционерного общества не включены.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" утверждение плана приватизации является решением о передаче названного объекта в муниципальную собственность.
Таким образом, исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, действовавших и регулирующих порядок передачи имущества в муниципальную собственность в момент приватизации проектно-строительного объединения "Волгосельэлектросетьстрой", спорные объекты жилищного фонда не были включены в состав приватизированного имущественного комплекса ОАО "Волгосельэлектросетьстрой" и в 1992 году собственником имущества принято решение о передаче этих объектов недвижимости в муниципальную собственность. В связи с чем с момента утверждения плана приватизации, с 23.11.1992, у муниципального образования возникла безусловная обязанность принять названный объект жилищного фонда.
Начиная с 2004 года, истец, а также ТУ ФАУГИ в РМЭ от имени Российской Федерации как собственника имущества неоднократно обращались к ответчику с требованием о принятии объектов в муниципальную собственность, но последний не предпринимает действий по приему упомянутых жилых домов.
В этой связи, учитывая, что муниципальным образованием "Город Йошкар-Ола" обусловленная законом обязанность по принятию в муниципальную собственность спорного имущества не исполнена, суд апелляционной инстанции находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части обязания муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в трехмесячный срок принять в собственность муниципального образования "Город Йошкар-Ола" жилые дома, расположенные в г. Йошкар-Оле по адресам: ул. Чехова, д. 54, за исключением квартир N 2, 3, 6, 9, 12; ул. Садовая, д. 85, за исключением квартир N 2, 3, 4, 8; ул. Шумелева, д. 6; ул. Фридриха Энгельса, д. 45; ул. Фридриха Энгельса, д. 47, за исключением квартиры N 2.
В оставшейся части решение суда первой инстанции удовлетворению не подлежит на основании изложенного выше.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.07.2011 подлежит изменению на основании пунктов 1, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба - удовлетворению в части.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.07.2011 по делу N А38-799/2011 изменить, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгосельэлектросетьстрой" (ОГРН 1025203731640, ИНН 5262008006), г. Нижний Новгород, удовлетворить в части.
2. Обязать муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в трехмесячный срок принять в собственность муниципального образования "Город Йошкар-Ола" жилые дома, расположенные по следующим адресам:
- г. Йошкар-Ола, ул. Чехова, д. 54, за исключением квартир N 2, 3, 6, 9, 12;
- г. Йошкар-Ола, ул. Садовая, д. 85, за исключением квартир N 2, 3, 4, 8;
- г. Йошкар-Ола, ул. Шумелева, д. 6;
- г. Йошкар-Ола, ул. Фридриха Энгельса, д. 45;
- г. Йошкар-Ола, ул. Фридриха Энгельса, д. 47, за исключением квартиры N 2.
3. В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.А. Большакова |
Судьи |
В.И. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-799/2011
Истец: ОАО "Волгосельэлектросетьстрой", ОАО Волгосельэлектросетьсервис
Ответчик: Администрация ГО Город Йошкар-Ола, МО Город Йошкар-Ола в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ГО Город Йошкар-Ола, Муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РМЭ