г. Москва |
|
15 октября 2012 г. |
Дело N А41-15652/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Александрова Д.Д., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.В.,
в судебном заседании участвуют:
от заявителя - Виноградов А.П. по доверенности от 23.03.2012, Аносова Н.В. по доверенности от 23.03.2012;
от заинтересованного лица - не явились, извещены;
от третьего лица - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом Ногинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 июля 2012 года по делу N А41-15652/12, принятое судьей Гриневой А.В. по заявлению ООО "Атлантис" (ОГРН 1047796302840, ИНН 7720507414) к Администрации Ногинского муниципального района Московской области, третье лицо - Комитет по управлению имуществом Ногинского муниципального района Московской области, о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Атлантис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Ногинского муниципального района Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) с требованиями:
- о признании недействительным постановления Администрации Ногинского района N 1686 от 28.12.2011 "О предоставлении ООО "Атлантис" в собственность земельного участка, расположенного в Московской области, Ногинском районе, городском поселении Ногинск, г. Ногинск, ул. Климова, отделочная ситцепечатная фабрика, в части установления цены выкупа в десятикратном размере земельного налога на начало текущего календарного года за единицу площади земельного участка, что составляет 9.477.168 руб. 14 коп.;
- об обязании Администрации внести изменения в пункт 2 постановления администрации Ногинского района N 1686 от 28.12.2011, и установить цену для выкупа ООО "Атлантис" земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302004:284, площадью 57355 мI, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, городское поселение Ногинск, г. Ногинск, ул. Климова, отделочная ситцепечатная фабрика, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, в размере 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка;
- об обязании Администрации Ногинского муниципального района подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302004:284, площадью 57355 мI, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, городское поселение Ногинск, г. Ногинск, ул. Климова, отделочная ситцепечатная фабрика, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, с указанием цены в размере 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка;
- об обязании Администрации Ногинского муниципального района заключить с ООО "Атлантис" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302004:284, площадью 57355 мI, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, городское поселение Ногинск, г. Ногинск, ул. Климова, отделочная ситцепечатная фабрика, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, с указанием в нем цены в размере 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Комитет по управлению имуществом Ногинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 июля 2012 года по делу N А41-15652/12 заявление общества с ограниченной ответственностью "Атлантис" удовлетворено.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации Ногинского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом Ногинского муниципального района Московской области, в которой заинтересованное лицо и третье лицо просят решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо и третье лицо ссылаются на то, что ООО "Атлантис" не было представлено надлежащих доказательств приобретения в процессе приватизации объектов недвижимости и, следовательно, отсутствуют основания для предоставления земельного участка по цене, равной 2,5 процентов кадастровой стоимости. Кроме того, податели апелляционной жалобы указывают, что перечисленные в заявлении объекты недвижимости невозможно идентифицировать с теми объектами недвижимости, которые перешли к ООО "Атлантис" согласно мировому соглашению по делу А41-18590/08.
Заслушав представителей заявителя, рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Атлантис" является собственником недвижимого имущества - отделочной ситцепечатной фабрики - по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. Климова, которое состоит из помещений: часть здания - помещения красильного цеха, назначение: нежилое, общая площадь 26630,7 мI, этаж 1, 2, 3, 4, 5 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 29.08.2011); часть здания - помещения отбельного цеха, общая площадь 15652,50 мI, инв. N 52-12645, лит. Б1, Б2, Б3 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 21.04.2009); часть здания - помещения печатного цеха, общая площадь 15241,70 мI, назначение - объекты производственного назначения, инв. N 52-12645, лит. Б12, Б13, Б14, Б15, Б16 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 29.04.2009); здание - склад наливных материалов, 1-этажный, общая площадь 1160,80 мI, инв. N 52-12645, лит. Б-Б1-б (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 21.04.2009); нежилое помещение (комнаты 1, 5, 6,7,8), назначение - нежилое, общая площадь 185,2 мI, этаж 1 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 21.04.2009); часть здания - трансформаторная подстанция, общая площадью 196,50 мI, инв. N 52-12645, лит. Б19 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 21.04.2009).
ООО "Атлантис" 09 ноября 2011 года обратилось в Администрацию Ногинского района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие обществу на праве собственности здания, сооружения отделочной ситцепечатной фабрики. К заявлению приложено постановление Администрации от 13.07.2011 N 842 об утверждении схемы земельного участка площадью 57355 мI, и кадастровый паспорт участка с кадастровым номером 50:16:0302004:284 (л.д. 43).
Администрация Ногинского района 28 декабря 2011 года вынесла постановление N 1686 о предоставлении ООО "Атлантис" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302004:284, общей площадью 57355 мI, расположенного в Московской области, Ногинском районе, г. Ногинск, ул. Климова, отделочная ситцепечатная фабрика, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Атлантис" на праве собственности. Цена выкупа участка установлена в размере десятикратного размера земельного налога на начало календарного года за единицу площади земельного участка, что составляет 9.477.168 руб. 14 коп..
ООО "Атлантис" не согласилось с установлением такой цены, считая, что цена выкупа участка должна составлять 2,5 процента от его кадастровой стоимости, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, созда?т иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Как усматривается из материалов дела, общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими ему на праве собственности.
Право собственности заявителя на вышеуказанную недвижимость подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и не оспаривается сторонами.
Пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ определено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу части 1 статьи 35 ЗК РФ и статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
По смыслу указанных норм права предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, осуществляется уполномоченными органами в случае представления заявителем документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ и Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Обществом для оформления земельного участка в собственность в порядке статьи 36 ЗК РФ предоставлены все необходимые и достаточные документы в соответствии с перечнем, установленным Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.
В силу принадлежности объектов недвижимости заявителю на праве собственности, он имеет исключительное право на приобретение расположенного под ним земельного участка.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (часть 1.1 статьи 36 ЗК РФ).
Размер выкупной цены земельного участка, как правило, определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, так как согласно пунктам 5, 6 статьи 36 ЗК РФ право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а уполномоченный орган должен в месячный срок со дня поступления заявления совершить действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ, до 1 июля 2012 года лица, не указанные в части 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Устанавливая цену выкупа земельного участка для ООО "Атлантис", Администрация Ногинского района применила ставки, предусмотренные частью 2 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ, считая, что ООО "Атлантис" не относится к лицам, указанным в части 1 статьи 2 данного закона.
Между тем, судом установлено, что здания и сооружения, находящиеся на спорном земельном участке, ранее находились в государственной собственности, и были отчуждены посредством приватизации.
В материалы дела представлен план приватизации Отделочной ситцепечатной фабрики и включения ее имущества в уставный капитал АООТ "Глуховский текстиль" в 1992 - 1993 годах (л.д. 58-101).
В перечень приватизированных АООТ "Глуховский текстиль" объектов недвижимости Отделочной ситцепечатной фабрики включены также здания и сооружения, находящиеся в собственности ООО "Атлантис" согласно свидетельствам о государственной регистрации (л.д. 37-42), и которые находятся на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0302004:284, площадью 57355 мI.
Практика применения пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 14649/08 от 09.04.2009.
Отменяя постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, отказавших заявителю на том же основании в продаже по льготной цене земельных участков, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что действие приведенной номы распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
В связи с этим Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу, что заявитель, приобретший у третьих лиц по договорам купли-продажи производственные здания, относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ, поскольку здания на спорном земельном участке ранее были приобретены в процессе приватизации государственного имущества.
Аналогичная позиция изложена также в письме Министерства экономического развития Российской Федерации N Д23-16-9 от 26.01.2009, в котором разъясняется, что в случае перехода прав на здание, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками непосредственно в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставших их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также будут иметь право выкупить указанные земельные участки по ценам, установленным пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции и считает, что при данных обстоятельствах ООО "Атлантис" входит в состав лиц, для которых частью 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ предусмотрено приобретение земельных участков по льготным ценам.
Кроме того, поскольку земельный участок расположен в местности с численностью менее 3 миллионов человек, цена выкупа участка должна быть установлена в размере 2,5 процентов от его кадастровой стоимости.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Постановление Администрации в части установления цены выкупа земельного участка в размере десятикратного размера земельного налога противоречит нормам законодательства, и нарушает права и законные интересы заявителя.
В целях устранения допущенных заинтересованным лицом нарушений, последнее обязано в соответствии с частью 6 статьи 36 ЗК РФ подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по цене, равной 2,5 процентов от его кадастровой стоимости, и направить его заявителю.
Администрация в апелляционной жалобе ссылается на то, что ООО "Атлантис" не было представлено надлежащих доказательств приобретения в процессе приватизации объектов недвижимости и, следовательно, отсутствуют основания для предоставления земельного участка по цене, равной 2,5 процентов кадастровой стоимости.
Указанный довод апелляционный суд находит несостоятельным.
Апелляционным судом установлено, что здания и сооружения, находящиеся на спорном земельном участке, ранее находились в государственной собственности и были отчуждены из нее посредством приватизации. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, а именно: планом приватизации Глуховского государственного промышленно-торгового текстильного концерна "Глуховотекс", утвержденного Распоряжением Государственного комитета России по управлению государственным имуществом N 773-р от 16.11.1992 (т. 1 л.д. 59-101).
Кроме того, факт отчуждения объектов недвижимого имущества, принадлежащих ООО "Атлантис" и расположенных на выкупаемом земельном участке, из государственной собственности установлен в рамках дела N А41-14973/12.
Документы, подтверждающие то, что в настоящее время вышеуказанные объекты недвижимого имущества находятся в собственности ООО "Атлантис", также представлены в материалы дела (т. 1 л.д. 37-42).
Таким образом, апелляционный суд считает, что заявителем надлежащим образом доказан факт отчуждения из государственной собственности объектов недвижимого имущества, расположенных на выкупаемом земельном участке и в настоящее время принадлежащих на праве собственности ООО "Атлантис".
В апелляционной жалобе содержится довод о том, что перечисленные в заявлении объекты недвижимости невозможно идентифицировать с теми объектами недвижимости, которые перешли к ООО "Атлантис" согласно мировому соглашению по делу А41-18590/08. Между тем, указанный довод не относится к настоящему делу. Заявителем в Администрацию Ногинского муниципального района неоднократно представлялись копии свидетельств о государственной регистрации права собственности ООО "Атлантис" на объекты недвижимого имущества. Все сведения о субъекте права и об объектах права указаны в соответствующих свидетельствах, что является достаточным для идентификации объектов недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 июля 2012 года по делу N А41-15652/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-15652/2012
Истец: ООО Атлантис
Ответчик: Администрация Ногинского мунициапльного района Московской области, Администрация Ногинского муниципального района МО
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района Московской области, КУИ Администрации Ногинского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-16040/12
30.09.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8593/13
18.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7058/13
23.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7058/13
05.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-16040/12
15.10.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7905/12
19.07.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-15652/12