Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 октября 2007 г. N 12869/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Балахничевой Р.Г., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление региональной общественной организации "Саратовское областное общество охотников и рыболовов" о пересмотре в порядке надзора решения от 16.02.2007, постановления суда апелляционной инстанции от 16.04.2007 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5118/06-9 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.2007 по тому же делу по заявлению региональной общественной организации "Саратовское областное общество охотников и рыболовов" к Правительству Саратовской области, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю по Саратовской области, Министерству лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области, государственному учреждению "Дирекция охотничьего хозяйства Саратовской области", Балашовской районной общественной организации "Общество охотников и рыболовов" о признании недействительным распоряжения Правительства Саратовской области от 04.10.2005 N 287-Пр, в части, касающейся признания утратившим силу распоряжения Правительства Саратовской области от 24.03.2005 N 98-Пр; признании недействительным распоряжения Правительства Саратовской области от 29.12.2005 N 420-Пр; обязании Правительства Саратовской области заключить с обществом договоры о предоставлении территорий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными, в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 24.03.2005 N 98-Пр. Установил:
решением суда первой инстанции от 16.02.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.04.2007 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В заявлении о пересмотре обжалуемых судебных актов в порядке надзора заявитель - региональная общественная организация "Саратовское областное общество охотников и рыболовов" ссылается на то, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, нарушены и неправильно применены норм права.
Рассмотрев материалы надзорного производства и доводы заявителя, суд пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Суды установили, что распоряжением Правительства Саратовской области от 24.05.2005 N 98-Пр Саратовскому областному обществу охотников и рыболовов - региональной общественной организации предоставлена территория (акватория), необходимая для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, сроком на 25 лет в границах согласно приложениям к распоряжению, а Министерству сельского хозяйства Саратовской области предписано заключить с обществом договоры о предоставлении в пользование территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 04.10.2005 N 287-Пр "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Саратовской области" вышеназванное распоряжение от 24.05.2005 N 98-Пр отменено.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 29.12.2005 N 420-Пр постановлено предоставить государственному учреждению "Дирекция охотничьего хозяйства Саратовской области" территорию (акваторию), необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты сроком на 25 лет, в границах согласно приложению.
Ссылаясь на незаконность распоряжения от 04.10.2005 в части признания утратившим силу распоряжения от 24.05.2004 N 98-Пр, распоряжения от 29.12.2005 N 420-Пр, и нарушение своих прав и законных интересов, региональная общественная организация "Саратовское областное общество охотников и рыболовов" обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемые распоряжения изданы Правительством Саратовской области в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Распоряжение от 24.03.2005 N 98-Пр Правительством Саратовской области было отменено как несоответствующее закону и изданное с нарушением порядка предоставления территории (акватории) для соответствующих целей. Право пользования заявителя из незаконного ненормативного акта не могло возникнуть, в связи с чем оспариваемое распоряжение от 04.10.2005 N 287-Пр о признании утратившим силу распоряжения N 98-Пр, не может нарушать не принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, содержащиеся в поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации заявлении основаны на ошибочном толковании норм права и выводов судов, сделанных с учетом установленных обстоятельств и имеющихся доказательств, не опровергают.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 названного Кодекса.
Таких оснований судом не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А57-5118/06-9 Арбитражного суда Саратовской области для пересмотра в порядке надзора решения от 16.02.2007, постановления суда апелляционной инстанции от 16.04.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 октября 2007 г. N 12869/07
Текст определения официально опубликован не был