г. Красноярск |
|
10 октября 2012 г. |
Дело N А69-711/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" октября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя: Даржа Л.С., представителя по доверенности от 10.05.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "07" июня 2012 года по делу N А69-711/2012, принятое судьей Хертек А.В.,
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Центр восстановительной медицины и реабилитации детей" (ОГРН 1021700514186, ИНН 1701010496) (далее - учреждение, центр здоровья) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании недействительным предписания от 23.03.2012 N 1 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва (ОГРН 1021700516782, ИНН 1701007327) (далее - Фонд) об устранении нарушений и взыскании расходов на оплату представителя в сумме 20000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 07.06.2012 по делу N А69-711/2012 заявленные требования удовлетворены частично. Предписание Фонда от 23 марта 2012 года N1 в части требования восстановить путем перечисления на расчетный счет Фонда обязательного медицинского страхования средств в сумме 76 193 рубля 23 копейки, использованных не по целевому назначению, и перечисления на расчетный счет территориального фонда обязательного медицинского страхования штрафа за нецелевое использование средств в сумме 111 533 рубля 53 копейки и пени в сумме 28 рублей 88 копеек признано недействительным. С Фонда в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Центр восстановительной медицины и реабилитации детей" взысканы расходы на оплату услуг представителя в сумме 15 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:
- сумма нецелевого использования денежных средств в сумме 67 193 рубля 23 копейки не соответствует сумме, которая установлена судом в резолютивной части решения - 76 193 рубля 23 копейки;
- в штатное расписание следовало включить кабинет гигиениста стоматологического (средний медицинский персонал), разница между заработной платой среднего медицинского персонала и заработной платой, выплаченной врачу-стоматологу составляет 67 193 рубля 23 копейки, которая является нецелевым использованием денежных средств;
- в пункте 6 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.08.2009 N 597н речь идет не о должности гигиениста стоматологического или стоматолога как такового, а о кабинете гигиениста стоматологического, то есть в структуру центра здоровья рекомендуется включать кабинет гигиениста стоматологического;
- центр здоровья для детей образован не с целью оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями, а с целью реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации;
- в нарушение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.08.2009 N 597н, Положения об организации деятельности гигиениста стоматологического по оказанию медицинской помощи детям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.12.2009 N946н, приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.07.2011 N 801н "Об утверждении номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения", Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи на территории Республики Тыва на 2011 год, необоснованно предъявлены к оплате завышенные расходы, которые не согласованы с комиссией по согласованию тарифов;
- начисление заработной платы должно соответствовать оплате труда по тарификации среднего медицинского работника, то есть гигиениста стоматологического;
- средства ТФОМС Республики Тыва не входят в состав бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, следовательно, расходование бюджетов государственных внебюджетных фондов регулируется статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- суммы штрафа и пени рассчитаны в соответствии с действующим законодательством;
- взысканные судом первой инстанции судебные расходы являются необоснованными.
Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в отзыве на апелляционную жалобу учреждением изложены возражения по выводам суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания в части нецелевого расходования учреждением средств обязательного медицинского страхования в размере 73 546 рублей 50 копеек на расходные материалы для функционирования медицинского оборудования и оргтехники.
Учитывая указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме.
Фонд, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем публичного опубликования 13.09.2012 протокольного определения от 11.09.2012 об отложении рассмотрения апелляционной жалобы и 28.09.2012 протокольного определения от 26.09.2012 об объявлении перерыва в судебном заседании на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своего представителя не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Фонда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Центр здоровья осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития серии ФС-1 N ФС-17-01-000287 от 27.12.2011.
Между ЗАО "Капитал Медицинское страхование" и центром здоровья заключен договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию от 07.02.2011.
Согласно пункту 1 договора от 07.02.2011 Центр здоровья обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а ЗАО "Капитал Медицинское страхование" обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Сторонами договора установлена обязанность Центра здоровья осуществлять раздельный учет по операциям со средствами ОМС (п.4.11), использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (п.4.10).
На основании поручения от 06 марта 2012 года N 8 Фондом в период с 12 по 15 марта 2012 года проведена проверка деятельности Центра здоровья за период с 1 марта 2011 года по 01 января 2012 года в части целевого и рационального использования денежных средств обязательного медицинского страхования.
Актом проверки от 15.03.2012 N 6 установлен факт нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования на приобретение канцелярских товаров и запасных частей к оргтехнике, не включенных в структуру тарифа по соглашению на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на сумму 73 546 рублей 50 копеек, а также нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 67 193 рубля 23 копейки по выплате заработной платы врачу - стоматологу в нарушение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.08.2009 N597н.
По результатам рассмотрения акта Фондом вынесено предписание от 23.03.2012 N 1, которым Центру здоровья предписано в срок до 05 апреля 2012 года восстановить путем перечисления на расчетный счет Фонда средства в сумме 140 739 рублей 73 копейки, использованные не по целевому назначению, перечислить штраф за нецелевое использование средств в сумме 111 533 рубля 53 копейки и пени в сумме 28 рублей 88 копеек.
Считая, что предписанием нарушаются права и законные интересы учреждения, оно обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с соответствующим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Суд апелляционной инстанции считает, что фондом соблюдены условия проведения контрольных мероприятий в отношении учреждения, на основании следующего.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 N 100 (действующего на момент проведения проверки) "Об утверждении и введении инструкции "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС" (далее - Инструкция) предусмотрен порядок организации и подготовки проведения проверок; методы и основные направления проведения проверок; порядок оформления результатов проверок; формы осуществления контроля за реализацией мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в результате проверок.
Основной целью проведения проверок деятельности медицинских учреждений территориальным фондом ОМС является осуществление контроля за соблюдением положений Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", целевого и рационального использования средств ОМС, тарифного соглашения и порядка оплаты медицинской помощи, принятых на территории субъекта Российской Федерации, направленной на выявление и устранение недостатков в этой деятельности.
Инструкцией установлено, что проверки медицинских учреждений осуществляются фондом на основании приказа исполнительного директора фонда (приложение 1). Перед началом проверки руководитель комиссии предъявляет руководителю медицинского учреждения приказ о проверке и знакомит его с задачами проверки; результаты проверки оформляются актом (приложение 2), который подписывается председателем комиссии, руководителем и главным бухгалтером проверяемого медицинского учреждения.
Разделом 7 Инструкции "Порядок оформления результатов проверки медицинского учреждения, функционирующего в системе ОМС" установлено, что результаты проверки оформляются актом, в котором отражаются конкретные данные о выявленных нарушениях действующего законодательства Российской Федерации по использованию средств ОМС, факты нецелевого и нерационального использования средств ОМС.
Акт составляется в двух экземплярах, по одному экземпляру для проверяющей и проверяемой стороны, в нем указывается, за какой период проведена проверка и какие документы подвергнуты сплошной и выборочной проверке. В акте должна быть соблюдена объективность выявленных фактов и данных, результаты излагаются только на основе проверенных данных и фактов, вытекающих из документов, с приложением копий указанных материалов.
По результатам проверки территориальный фонд ОМС направляет медицинскому учреждению предписание (приложение 3) об устранении нарушений в использовании средств ОМС, выявленных в ходе проверки, в котором устанавливаются сроки для устранения недостатков и суммы подлежащих восстановлению средств ОМС в сроки, установленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что Фондом в отношении учреждения проведена проверка целевого и рационального использования денежных средств обязательного медицинского страхования за период с 01.03.2011 по 01.01.2012 в соответствии с Планом работы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва по проведению контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских организациях, функционирующих в системе ОМС, и на основании поручения директора Фонда от 06.03.2012 N 8.
Из содержания поручения Фонда от 06.03.2012 N 8 следует, что темой ревизии (проверки) является проверка целевого и рационального использования денежных средств ОМС на основании Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе ОМС граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации от 06.04.2001 N 2510/3586-01-34 и Министерством финансов Российской Федерации от 27.04.2001 N 12-03-14, приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 09.12.1999 N105 "Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования".
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о проведение в отношении учреждения фондом плановой проверки.
На основании указанного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы учреждения о том, что Фондом нарушен порядок проведения проверки в отношении учреждения, установленный Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части неуказания вида проведенной проверки.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что запрета на включение в структуру Центра здоровья кабинета врача - стоматолога действующее законодательство не содержит, доказательств использования средств обязательного медицинского страхования в размере 67 193 рубля 23 копейки на цели, не соответствующие условиям их получения фондом не представлено. Суд первой инстанции признал необоснованным начисление фондом учреждению штрафа в сумме 111 533 рубля 53 копейки и пени в сумме 28 рублей 88 копеек на основании пункта 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, поскольку положения указанного пункта утратили юридическую силу и не подлежали применению.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования в размере 73 546 рублей 50 копеек, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приобретенные учреждением по статье расходов 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" канцелярские товары, составные и запасные части к оргтехнике не подлежат финансированию за счет средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением бюджетных ассигнований, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, которой определены виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно, финансирование осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов всех уровней.
В соответствии с названной Программой постановлением Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 164 утверждена программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Республики Тыва бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее - Республиканская программа), которой определены объемы и условия получения на территории Республики Тыва медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Согласно разделу 1 Республиканской программы оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования, а также средств федерального, республиканского, муниципального бюджетов.
В разделе 7 Республиканской программы поименованы виды медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, к числу которых относится первичная медико-санитарная помощь, и специализированная (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) медицинская помощь, предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами при перечисленных в данном разделе Республиканской программы заболеваниях.
Разделом 6 Республиканской программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включающие в себя, в числе прочего, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств.
При этом тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках Республиканской программы обязательного медицинского страхования включают по статье расходов 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (расходы на приобретение медикаментов, перевязочных средств, приобретение медицинского инструментария со сроком службы до 12 месяцев, мягкого инвентаря, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды и прочих материальных расходов (перевязочные и шовные средства, катетеры, градусники, изделия из полимерных и резиновых материалов)).
Из материалов дела следует, что Центр здоровья на основании заключенного с ЗАО "Капитал Медицинское страхование" договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 07.02.2011 в проверяемом периоде оказывал медицинскую помощь гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования.
За счет средств подстатьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" учреждением по платежным поручениям перечислены денежные средства в общей сумме 73 546 рублей 50 копеек за запасные и составные части к оргтехнике, канцелярские товары, бумагу, изготовление баннера, бланки, модуль памяти и диски программы, журналы учета индивидуальным предпринимателям Огоренко Е.С., Чамбый-оол А.К., Литвиновой В.Н., ООО "Эксперт-офис", Кызылскому центру образования "Аныяк".
Учитывая изложенные выше нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что учреждением приобретены канцелярские товары, составные и запасные части к оргтехнике, не подлежащие финансированию за счет средств обязательного медицинского страхования.
Довод учреждения о том, что для выполнения задач Центра здоровья и плана посещений установленного Фондом необходимо приобретение расходных материалов для функционирования медицинского оборудования и оргтехники, не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание.
Из положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год" следует, что за счет средств обязательного медицинского страхования оплачивается медицинская помощь, оказываемая в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Программы и предусматривающей первичную медико-санитарную, специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, а также обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, приобретение расходных материалов для функционирования медицинского оборудования и оргтехники за счет средств обязательного медицинского образования действующим законодательством не предусмотрено.
По необоснованному начислению и выплате заработной платы врачу - стоматологу в сумме 67 193 рубля 23 копейки суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства здравоохранения Республики Тыва от 08.11.2010 N 1140 в штатное расписание Центра здоровья введены 6,5 штатных единиц, в том числе: врачи - 3,5 единицы, средний медицинский персонал - 2 единицы, прочие - 1 единица.
08 ноября 2010 года главным врачом Центра здоровья утверждено штатное расписание в количестве 6,5 единиц: в том числе: врачи - заведующий отделением, врач-педиатр, врач-стоматолог.
Приказом Центра здоровья от 20.12.2010 N 234 на должность врача - стоматолога на 0,5 ставки принята Начин Г.К.
Как следует из материалов дела, за 2011 год врачу - стоматологу выплачено 285 658 рублей 43 копейки.
Согласно акту проверки от 15 марта 2012 года N 6, в нарушение требований пункта 6 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.08.2009 N 597н в Центре здоровья в штатное расписание введена должность врача - стоматолога и принят на работу врач - стоматолог, тогда как в штатное расписание следовало включить кабинет гигиениста стоматологического, то есть средний медицинский персонал, разница между заработной платой среднего медицинского персонала и заработной платой, выплаченной врачу - стоматологу составляет 67 193 рубля 23 копейки, которая, по мнению фонда, является нецелевым использованием денежных средств.
В соответствии с пунктом 5 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.08.2009 N 597н структура центра здоровья утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого организован центр здоровья.
Согласно пункту 5.3 Устава Центра здоровья утверждение структуры и штатов учреждения отнесено к компетенции руководителя учреждения.
Пунктом 6 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.08.2009 N 597н (в редакции приказа от 19.04.2011 N 328н) предусмотрено, что в структуру центра здоровья рекомендуется включать кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике; кабинет медицинской профилактики; кабинет гигиениста стоматологического; офтальмологический кабинет; кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе; кабинеты инструментального и лабораторного обследования; кабинет (зал) лечебной физкультуры; школы здоровья.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 03.12.2009 N 946н утверждено Положение об организации деятельности гигиениста стоматологического по оказанию медицинской помощи детям, которое регулирует деятельность гигиениста стоматологического по оказанию медицинской помощи детям.
Согласно пункту 2 указанного Положения профессиональную деятельность в должности гигиениста стоматологического осуществляет специалист, получивший среднее медицинское образование по специальности "стоматология профилактическая" в соответствии с требованиями образовательного стандарта, типовой программы и учебного плана и имеющий сертификат специалиста.
Согласно разделу 3 Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.07.2011 N 801н, к среднему медицинскому персоналу среди других должностей относится гигиенист стоматологический.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 164 утверждены Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, которые включают в себя тарифное регулирование оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования по Республики Тыва, применяемое в медицинских организациях, включенных в перечень медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования Республики Тыва, в состав которого входит Центр здоровья.
Согласно подпункту 4.1.8 пункта 4.1 Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи на территории Республики Тыва на 2011 года, заключенного между Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва, Тувинским республиканским фондом обязательного медицинского страхования, страховой медицинской организацией ЗАО "Капитал Медицинское страхование", Тувинской территориальной организации профсоюза работников здравоохранения, ассоциацией педиатров Республики Тыва и общественной организации стоматологов Республики Тыва, для Центров здоровья единицей первичной медико-санитарной помощи является посещение впервые обратившихся граждан в отчетном году для проведения комплексного обследования.
В соответствии с пунктом 14 приложения N 6 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 19.08.2009 N 597н в центре здоровья для детей проводится комплексное обследование, включающее: измерение роста и веса, тестирование на аппаратно-программном комплексе для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, определение глюкозы в крови, комплексную, детальную оценку функций дыхательной системы, оценку состояния гигиены полости рта.
Определение состояния гигиены полости рта у детей разных возрастов осуществляет гигиенист стоматологический (пункт 5 Положения об организации деятельности гигиениста стоматологического по оказанию медицинской помощи детям, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 03.12.2009 N 946н).
Учитывая изложенное, Центр здоровья образован не с целью оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями, а с целью реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации.
Следовательно, введение в штатное расписание должности врача-стоматолога и принятие на должность врача - стоматолога на 0,5 ставки Начин Г.К. является неправомерным.
Таким образом, выплата Центром здоровья Начин Г.К. заработной платы в размере 67 193 рубля 23 копейки является нецелым использованием средств бюджета обязательного медицинского страхования.
Довод о том, что пункт 6 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.08.2009 N 597н носит рекомендательный характер, является неправомерным, поскольку в данном нормативном акте речь идет не о должности гигиениста стоматологического или стоматолога как такового, а о кабинете гигиениста стоматологического, то есть в структуру Центра здоровья рекомендуется включать кабинет гигиениста стоматологического.
Довод учреждения о том, что в Тарифном соглашении на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Тыва на 2011 год по Центру здоровья указана врачебная специальность - стоматология, а не гигиенист стоматологический, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не изменяет вывод суда о неправомерном привлечении учреждением Начин Г.К. на должность врача - стоматолога.
Кроме того, из положений статьи 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" следует, что границы целевого использования средств обязательного медицинского страхования определяются на основании Генеральных тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников и являющихся едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно положениям подпункта 5 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 74 "О правилах обязательного медицинского страхования" медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, используют поступившие средства в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по территориальной программе обязательного медицинского страхования, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах денежные средства обязательного медицинского страхования в силу их целевого характера не могут являться "возмещением затрат учреждения на расходные материалы и оплату труда работников, обеспечивающих выполнение услуг".
По назначению Фондом учреждению штрафа за нецелевое использование средств в сумме 111 533 рубля 53 копейки и пени в сумме 28 рублей 88 копеек, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 N 100, в случае нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, соответствующие суммы подлежат восстановлению в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 14.06.2011 N 136-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает штраф в размере суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации установлено, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, подлежит применению новый закон. Следовательно, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закон, улучшающий положение учреждения, имеет обратную силу.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Фондом в отношении учреждения проведена проверка 15.03.2012, по результатам которой составлен акт N 6, учреждению 23.03.2012 выдано предписание N 1.
Суд апелляционной инстанции полагает, что поскольку Фондом выявлено нецелевое использование учреждением средств по обязательному медицинскому страхованию после вступления в законную силу части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в новой редакции, улучшающей положения лица, привлекаемого к ответственности, то Фонд при назначении учреждению штрафа должен был применить указанную редакцию закона.
Из материалов дела следует, что Фондом вынесено предписание от 23.03.2012 N 1, которым Центру здоровья предписано в срок до 05 апреля 2012 года восстановить путем перечисления на расчетный счет Фонда средства в сумме 140 739 рублей 73 копейки, использованные не по целевому назначению, следовательно, размер штрафа за нецелевое использование средств по обязательному медицинскому страхованию, подлежащего уплате в бюджет территориального фонда, составляет: 140 739 рублей 73 копейки * 10% = 14 073 рубля 97 копеек.
Таким образом, начисление Фондом учреждению штрафа в размере 97 459 рублей 56 копеек является неправомерным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что поскольку:
- пени в размере 28 рублей 88 копеек начислены обществу предписанием от 23.03.2012 N 1 по правилам статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 14.06.2011 N 136-ФЗ,
- на дату выдачи предписания статья 39 указанного закона действовала в иной редакции - в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ,
- в случае начисления пени в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ размер пени превысит начисленный Фондом учреждению размер пени,
- начисление пени в меньшем размере прав и законных интересов учреждения не нарушает, - основания для признания предписания незаконным в части начисления пени отсутствуют.
Центром здоровья заявлено требование о взыскании 20 000 рублей расходов на оплату юридических услуг.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично требования учреждения о взыскании судебных расходов, пришел к выводу о том, что соразмерным возмещением учреждению судебных расходов является 15 000 рублей. Учреждение сумму судебных расходов, подлежащую к возмещению, не оспаривает.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок распределения судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Указанная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08.
Как следует из материалов дела, между Центром здоровья и адвокатом Кизикиным В.И. заключено соглашение об оказании юридической помощи от 01.04.2012, предметом которого является оказание последним услуг по ведению судебного дела в арбитражном суде.
Пунктом 2.3.3 соглашения определена сумма вознаграждения за услуги 20 000 рублей.
В подтверждение факта оплаты услуг представителя в сумме 20 000 рублей заявитель представил квитанцию к приходному кассовому ордеру от 05.04.2012.
В соответствии со статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статьи 101 и 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, кроме прочего, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Материалами дела подтверждается фактическое несение Центром здоровья издержек на оплату услуг представителя и участие представителя Кизикина В.И. в судебных заседаниях.
Частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Сторона, требующая возмещения расходов на оплату услуг представителя, должна представить доказательства, подтверждающие их разумность.
В соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 20, 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказать их чрезмерность.
При определении разумных пределов могут приниматься во внимание, в частности: время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дел.
Таким образом, возмещению подлежат понесенные расходы, которые подтверждены документально и признаны арбитражным судом обоснованными и необходимыми за счет денежных средств ответчика.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
С учетом условий соглашения об оказании юридической помощи от 01 апреля 2012 года, средней степени сложности дела, продолжительности рассмотрения дела, (участие в двух судебных заседаниях), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о частичном удовлетворении заявления Центра здоровья о взыскании судебных расходов, и взыскании судебных издержек в размере 15 000 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции о признании недействительным предписания от 23.03.2012 N 1 в части требования восстановить путем перечисления на расчетный счет Фонда обязательного медицинского страхования средств в сумме 76 193 рубля 23 копейки, использованных не по целевому назначению и перечисления на расчетный счет Фонда штрафа за нецелевое использование средств в сумме 14 073 рубля 97 копеек, пени в сумме 28 рублей 88 копеек подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы Центра здоровья по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей за рассмотрение заявления подлежат взысканию с Фонда в пользу Центра здоровья.
Излишне уплаченная Центром здоровья государственная пошлина в размере 2000 рублей по квитанции от 04.04.2012 подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "07" июня 2012 года по делу N А69-711/2012 отменить в части признания недействительным предписания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва от 23 марта 2012 года N 1 в части требования восстановить путем перечисления на расчетный счет Фонда обязательного медицинского страхования средства в сумме 76193 рубля 23 копейки, использованные не по целевому назначению, и перечислить на расчетный счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва штраф за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 14 073 рубля 56 копеек и пени в сумме 28 рублей 88 копеек.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Центр восстановительной медицины и реабилитации детей" 2000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Центр восстановительной медицины и реабилитации детей" из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины излишне уплаченной по квитанции от 04.04.2012.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-711/2012
Истец: ГБУЗ Республики Тыва "Ценрт восстановительной медицины и ребилитации детей", ГБУЗ Центр восстановительной медицины и реабилитации детей
Ответчик: Территориальный ФОМС РТ, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Тыва