г. Самара |
|
17 октября 2012 г. |
Дело N А72-2656/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Александрова А.И., Каплина С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Холмецкой Е.А., с участием:
от ЖСК "КОМПЛЕКС" - Павлов В.А., Анисимова Л.И., доверенность от 10.01.2012,
от УМУП "ТЕПЛОКОМ" - Матренина С.Ю., доверенность от 31.08.2012, Бердюнина Е.В., доверенность от 22.12.2011,
иные лица не явились, извещены.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "КОМПЛЕКС", г.Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.2012 г. по делу N А72-2656/2012 по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком", г.Ульяновск к Жилищно-строительному кооперативу "КОМПЛЕКС", г.Ульяновск, третье лицо- Министерство экономики Ульяновской области, г.Ульяновск, о взыскании 1 126 866 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Жилищностроительному кооперативу "КОМПЛЕКС" о взыскании 25 390 237 руб. 88 коп. - основной долг за период с июня по декабрь 2010 года (с учетом уточнения, принятого судом).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство экономики Ульяновской области, г.Ульяновск.
Решением от 20 июля 2012 года исковые требования удовлетворены. С жилищно-строительного кооператива "КОМПЛЕКС" в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" взыскано 25 390 237 руб. 88 коп. - основной долг за период с июня по декабрь 2010 года и 79 284 руб. 33 коп. - в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
С жилищно-строительного кооператива "КОМПЛЕКС" взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 70 666 руб. 86 коп.
В апелляционной жалобе ЖСК "КОМПЛЕКС" просит решение от 20 июля 2012 года отменить, считая, что в данном случае невозможно применить норматив на отопление 0.19 Гкл, поскольку в ЖСК "Комплекс" имеются дома разной этажности. Кроме того Постановление Главы города Ульяновска от 24.11.2005 г. N 2874, которым установлен данный норматив, принято до вступления в силу Постановления Правительства от 23.05.2006 г. N 306.
В судебном заседании представитель ЖСК "КОМПЛЕКС" поддержал доводы апелляционной жалобы и просил решение от 20 июля 2012 года отменить.
Представитель УМУП "Теплоком" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы и просил решение от 20 июля 2012 года оставить без изменения, о чем изложено в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо, не явилось, надлежаще извещено (направлением почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ) в связи с чем суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Выслушав представителей истца и ответчика, рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда не находит оснований к отмене решения суда от 20 июля 2012 года.
Как усматривается из материалов дела, между Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Теплоком" (далее истец, Теплоснабжающая организация) и Жилищно-строительным кооперативом "Комплекс" (далее ответчик, Абонент) 04.07.2006 года был заключен договор снабжения тепловой энергией в горячей воде N 1283 (т. 1 л.д. 19-28).
В соответствии с п. 1.1 договора Теплоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель от источника тепловой энергии УТЭЦ-2, а Абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель (химически очищенную воду), соблюдать режим их потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
В соответствии с п. 4.4 Договора N 1283 в утвержденной протоколом согласования разногласий от 22.09.2006 года редакции, оплата за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится Абонентом до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 7.1 договора N 1283 от 04.07.2006 года предусмотрено, что настоящий договор заключается с 01.10.2006 года по 30.09.2007 года, но может быть расторгнут с обоюдного согласия сторон. Согласно пункту 7.3 договор считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления об отказе или пересмотре договора.
В настоящее время указанный договор является действующим.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.09.2008 года по делу А72-464/08-6/43, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2008 года и Постановлением ФАС Поволжского округа, были удовлетворены встречные исковые требования ЖСК "Комплекс" о признании п.п. 1.3 и 3.6 договора N 1283 от 04.07.2006 года недействительными.
В Приложении N 1 к договору "Проектные характеристики жилого фонда ЖСК "Комплекс" стороны согласовали жилую площадь ЖСК "Комплекс" (т. 1 л.д. 16).
В Приложении N 2 к договору стороны согласовали границы раздела балансовой принадлежности тепловых сетей по каждому из жилых жомов, входящих в состав ЖСК "Комплекс" (т.1 л.д. 17).
В спорный период времени июнь 2010 года по декабрь 2010 года на границах балансовой принадлежности тепловых сетей приборы учета тепловой энергии и теплоносителя установлены не были.
В Приложении N 3 к договору стороны согласовали договорный (ориентировочный) объем поставок тепловой энергии и теплоносителя (т. 1 л.д. 18).
Дополнительным соглашением от 01.04.2007 года Теплоснабжающая организация и Абонент договорились применять условия договора снабжения тепловой энергии в горячей воде N 1283 от 04.07.2006 года (в редакции решения Арбитражного суда Ульяновской области от 29.01.2007 года по делу N А72-8198/06-21/138) к фактическим отношениям по теплоснабжению, возникшим между сторонами договора с 01.10.2006 года (т. 1 л.д. 28).
Истец обратился в суд с настоящим иском, указывая, что у ответчика имеется задолженность за поставленную тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения за период с июня 2010 года по декабрь 2010 года.
Факт оказания ответчику соответствующих услуг подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами и Актами за каждый месяц спорного периода и по существу ответчиком не оспаривается (т. 1 л.д. 29-89).
В связи с тем, что ответчиком оплата оказанных услуг по поставке тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения за период с июня 2010 года по декабрь 2010 года произведена не полностью, то истец обратился с настоящим иском.
При этом истец произвел расчет поставленной ответчику тепловой энергии по нормативам потребления, что подтверждается представленным в материалы дела расчетом, согласно которому задолженность за спорный период времени (июнь 2010 года - декабрь 2010 года) составила 25.390.237 руб. 88 коп.
Судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Согласно п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 548 ч. 1 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального Закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральному Закону от 29.12.2004 года N 189-ФЗ.
Следовательно, указанными выше нормами гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ.
В соответствии с п. п. 4 и 6 ст. 3 ГК РФ к иным правовым актам относится Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
В силу ст.ст. 161, 164 ЖК РФ договоры теплоснабжения многоквартирных жилых домов могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК и иной организацией).
Подпунктом "в" п. 49 Правил N 307 на исполнителя возложена обязанность заключать с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Подпунктом "а" п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями коммунальных услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений, в случае непосредственного управления таким домом последним.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
При отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться исходя из норматива отпуска тепла населению для отопления жилых домов, не имеющих приборов учета, установленного органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.
Согласно п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Следовательно, указанные выше нормы прямо указывают, что приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии производится по тарифам, установленным для граждан.
Пунктом 19 Правил N 307 конкретизировано данное положение, согласно которого при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется для горячего водоснабжения в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Кроме того, приведенная в данном подпункте формула расчета размера платы за коммунальные услуги, исходит из необходимости применения нормативов потребления коммунальных услуг, а именно, размер платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" определяется как произведение количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - в куб.м. в месяц на 1 человека) и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ, для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб.м. Размер платы за отопление определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим правилам как произведение общей площади многоквартирного дома (квартиры) (кв.м.) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м.) на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ (руб./Гкал).
Норматив потребления коммунальных услуг определен, как месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306).
Как следует из п.п. 25, 26 данных Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются, в том числе, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и т.д.).
Следовательно, при отсутствии общедомовых приборов учета, количество подаваемой теплоэнергии должно определяться исходя из нормативов отпуска тепла населению для отопления жилых помещений и горячего водоснабжения, установленных органами местного самоуправления.
Данный вывод суда первой инстанции подтвержден правовой позицией Президиума ВАС РФ, содержащейся в Постановлении от 09.06.2009 г. N 525/09, а также в Определениях ВАС РФ N ВАС-9516/09 от 12.08.2009 г. и N ВАС -9499/09 от 10.08.2009 г.
Суд первой инстанции также обоснованно, учитывая положения ст.110 ЖК РФ, принимая во внимание изложенное выше, пришел к выводу, что вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета на границах раздела балансовой принадлежности тепловых сетей должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Согласно Уставу ЖСК "Комплекс" образован с целью реализации прав членов кооператива для удовлетворения их потребностей в жилье путем инвестирования средств в строительство жилых многоквартирных домов, а также для последующей эксплуатации и управления приобретенной недвижимостью, ее содержание, обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества.
В управлении ответчика в спорный период времени находилось 25 домов, перечень которых приведен в Приложениях к спорному договору теплоснабжения.
Согласно приложению N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление в жилом доме определяется по следующей формуле: общая площадь жилого дома х тариф на тепловую энергию х норматив потребления тепловой энергии.
Исходя из положений ст.ст.135 п.1, 137 п/п. 1 и 4 п.1 ЖК РФ следует, что в рамках складывающихся с ресурсоснабжающей организацией взаимоотношений ЖСК "Комплекс" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жителей многоквартирного дома. Соответствующие обязательства ответчика перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы) не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по теплоснабжению, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Согласно Правил размер платы за горячее водоснабжение определяется по формуле: количество граждан х норматив потребления х тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, в случае отсутствия средств измерения, объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их собственников (нанимателей) индивидуальных приборов учета (подпункт "а" п.5, п. 10, подпункт "в" п. 39 Правил N 306).
При установлении указанных нормативов и отсутствии общедомовых приборов учета показания индивидуальных приборов учета горячей воды не учитываются.
Как правильно указал суд первой инстанции, иное означало бы перемещение границы эксплуатационной ответственности с ввода в дом до мест присоединения к сетям дома, находящихся в управлении ответчика, конкретных жилых помещений, что противоречит положениям Правил N 307 и ЖК РФ, в случаях, когда собственниками выбран способ управления домом управляющей компанией.
Вывод суда подтверждается судебной практикой согласно Определения N ВАС-1338/10 от 25.02.2010 г.
Признавая обоснованной позицию истца, который производит начисление стоимости тепловой энергии с учетом нормативов потребления, суд первой инстанции правомерно произвел расчет за поставленную тепловую энергию на нужды отопления и ГВС за спорный период времени следующим образом:
1) размер тарифа определен:
Тепловая энергия
Тариф на тепловую энергию (Гкал) - Приказ от 23.11.2009 N 056-227 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую некоторыми теплоснабжающими организациями на территории муниципального образования "город Ульяновск" на 2010 год", согласно пункта 4 конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям УМУП "Теплоком" установлены в размере 896,16 руб. (в том числе население) без НДС.
ГВС
Тариф на ГВС установлен Постановлением Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска N 242/03-01 от 26.11.2009 "Об установлении тарифа на горячую воду для УМУП "Теплоком" от ОАО "Волжская ТГК" в целях оказания услуг по горячему водоснабжению" в размере 64,35 руб. за 1 куб. метр без НДС. Данный тариф применен при расчете стоимости услуг по горячему водоснабжению, в домах с 4х трубной системой водоснабжения.
Теплоноситель (ХОВ)
В расчете задолженности стоимость теплоносителя принята стоимость в размере 20 руб.49 коп. без НДС. Цена основана с учетом письма Департамента по регулирования цен и тарифов от 16.12.2009 N 06-1432.
2) количество домов ЖСК "Комплекс" - 25, из них:
дома 5 этажей и ниже: пр. Созидателей, 72, б. Фестивальный, 15, пр. Тюленева, 4, б-р Пензенский, 3;
дома свыше 5 этажей: б-р Львовский, 2, б-р Пензенский, 7, 11, пр. Созидателей, 8, 26, 30, пр. Ульяновский, 13, 15, 17, пр. Филатова, 13, 15, 19, пр. Сурова, 22, 24, 27, 33, 35, ул. Карбышева, 47, пр. Авиастроителей, 12/21, пр. Созидателей, 70, ул. 40-летия Победы, 19;
дома с четырехтрубной системой теплоснабжения: пр. Созидателей, 26, 30, 8, б-р Львовский, 2, б-р Пензенский, 7, 11; остальные дома - с двухтрубной системой теплоснабжения.
3) площади, обогреваемые системой центрального отопления в рассматриваемый период отражены в Приложении N 1 к договору и письме ЖСК "Комплекс".
4) количество зарегистрированных граждан, пользующихся услугой ГВС в рассматриваемый период, сторонами не оспаривалось.
Истец в своих расчетах использует информацию, предоставленную ЖСК "Комплекс.
5) нормативы потребления установлены:
- норматив потребления равный 0,19 Гкал на 1 м2/год (Постановление Главы г.Ульяновска N 2874 от04.11.2005 г.)
-норматив потребления ГВС (в домах свыше 5 этаже) равный 3,93 тн на 1 чел./мес.
-норматив потребления ГВС ( в домах 5 этажей) равный 3, 59 тн на 1 чел/мес. (Постановление Городского Комитета по регулированию цен и тарифов N 143/03-01 от 14.08.2009 г.).
Департаментом по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области с 01.01.2010 года согласована стоимость теплоносителя для ОАО ВоТГК" в размере 19 руб. 54 коп., а отпускная цена теплоносителя, подаваемого по сетям УМУП "Теплоком" определена в размере 20 руб. 49 коп. за 1 тн. (без НДС).
Судебная коллегия отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Постановление Главы города Ульяновска от 24.11.2005 г. N 2874, которым установлен данный норматив, принято до вступления в силу Постановления Правительства от 23.05.2006 г. N 306 и, следовательно неприменимо, поскольку указанное постановление Главы города Ульяновска от 24.11.2005 г. N 2874 не отменено.
Судебная коллегия правомерным вывод суда первой инстанции о том, что при расчете стоимости ГВС для домов по 2-х трубной схеме необходимо руководствоваться согласованной стоимостью ХОВ на 2010 год соответственно.
Пункт 4.2 договора предусматривает, что при изменении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель расчет производится по новому тарифу. При этом соответствующие изменения в настоящий договор считаются внесенными и согласованными сторонами с момента введения новых тарифов.
Кроме того, вступившим в законную силу решением суда по делу А72-4334/2009, по которому с ответчика была взыскана задолженность за январь-март 2009 года, установлена обоснованность применения согласованной стоимости ХОВ на текущий год, а не стоимости, установленной в договоре при его заключении.
Для расчетов применяются следующие формулы:
-отопление: площадь жилых домов без приборов учета (кв.м.) х норматив отпуска отопления (годовой) х тариф на тепловую энергию,
-ГВС: численность граждан х норматив потребления ГВС (в месяц, с учетом дней наличия ГВС) х тариф на ГВС (для четырехтрубной системы теплоснабжения) либо х расчетную стоимость ГВС (для двухтрубной системы теплоснабжения).
Расчетная стоимость ГВС определяется судом следующим образом: Тариф/20 + стоимость ХОВ.
Таким образом, расчетная стоимость ГВС в 2010 году составила 65 руб. 30 коп. (896,16/20 + 20,49).
Правильность расчета ГВС вышеуказанном способом установлена судебной арбитражной практикой по вступившим в законную силу решениям суда по делу N А72-4334/2009, А72-2439/2009, А72-4930/2007, А72-8007/2010.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно подп. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. В силу пп. 3 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.10.2007 года N 57 разъяснил, что согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пун кта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пун кта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять и м услуги.
Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем деле правоотношений, ответчик не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой: определение ВАС РФ от 29.04.2009 года, N 1879/09 по делу N А75-191/2008, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2009 года по делу N А56-16767/2008, постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2009 года по делу N А42-3447/2009, постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 года по делу N А47-4482/2007, постановление ФАС Центрального округа от 28.06.2007 года по делу N А08-3711/2006.
На основании изложенного суд производит расчет стоимости тепловой энергии на нужды отопления и ГВС следующим образом:
Отопление июнь 2010 г.
270 583, 25 кв.м х 0,19 Гкал/12 х 896,16 4-18 %(НДС)=4 530 444 руб.62 коп. ГВС июнь 2010 г. (25 дней)
9761( прож. в домах с 2-х трубной системой теплоснабжения свыше 5 этажей) х 3,93 х 65,30 руб. / 30 х 25 +18% (НДС) =2 463 206 руб. 40 коп.
184 (прож. в домах с 2-х трубной системой теплоснабжения ниже 5 этажей) х 3,59 х 65,30 руб. / 30x25 +18%(НДС) = 42 415 руб.66 коп.
1223 (прож. в домах с 4-х трубной системой теплоснабжения свыше 5 этажей) х 3,93 х 64,35 руб / 30 х 25 +18%(НДС)=304 136 руб.34 коп.
Всего за июнь: 7 340 203руб.02 коп.
Отопление июль 2010 г.
270 583, 25 кв.м х 0,19 Гкал/12 х 896,16 +18 %(НДС)=4 530 444 руб.62 коп. ГВС июль 2010 г.(5 дней)
9777( прож. в домах с 2-х трубной системой теплоснабжения свыше 5 этажей) х 3,93 х 65,30 руб. /3 1x5 +18%(НДС)= 477 531руб. 10 коп.
182(прож. в домах с 2-х трубной системой теплоснабжения ниже 5 этажей) х 3,59 х 65,30 руб. /31x5 +18%(НДС) =8120 руб.25 коп.
1220 (прож. в домах с 4-х трубной системой теплоснабжения свыше 5 этажей) х 3,93 х 64,35 руб/31 х 5 +18% (НДС) = 58 720 руб.70 коп.
Всего: 5 074 816 руб. 67 коп.
Отопление август 2010 г.
270 583, 25 кв.м х 0,19 Гкал/12 х 896,16 +18 %(НДС)=4 530 444 руб.62 коп. ГВС август 2010 г.
9788 (прож. в домах с 2-х трубной системой теплоснабжения свыше 5 этажей) х 3,93 х 65,30 руб.+18%(НДС) = 2 964 023 руб. 89 коп.
184 (прож. в домах с 2-х трубной системой теплоснабжения ниже 5 этажей) х 3,59 х 65,30 руб. + 18% (НДС)= 50 898 руб. 79 коп.
1221 (прож. в домах с 4-х трубной системой теплоснабжения свыше 5 этажей) х 3,93 х 64,35 руб+18%(НДС)= 364 366 руб.78 коп.
Всего: 7 909 734 руб. 08 коп. Отопление сентябрь 2010 г.
270 583, 25 кв.м х 0,19 Гкал/12 х 896,16 +18 %(НДС)=4 530 444 руб.62 коп. ГВС сентябрь 2010 г. (5 дней)
9790 (прож. в домах с 2-х трубной системой теплоснабжения свыше 5 этажей) х 3,93 х 65,30 руб./30 х 5 +18%(НДС)= 494 104 руб.92 коп.
190 (прож. в домах с 2-х трубной системой теплоснабжения ниже 5 этажей) х 3,59 х 65,30 руб./30 х 5+18%(НДС)= 8 759 руб. 76 коп.
1223 (прож. в домах с 4-х трубной системой теплоснабжения свыше 5 этажей) х 3,93 х 64,35 руб./30 х 5 +18%(НДС) =60 827 руб. 27 коп.
Всего: 5 094 136 руб. 57 коп.
Отопление октябрь 2010 г.
270 583, 25 кв.м х 0,19 Гкал/12 х 896,16 +18 %(НДС)=4 530 444 руб.62 коп. ГВС октябрь 2010 г.
9773 (прож. в домах с 2-х трубной системой теплоснабжения свыше 5 этажей) х 3,93 х 65,30 руб.+18%(НДС)= 2 959 481 руб. 56 коп.
190 (прож. в домах с 2-х трубной системой теплоснабжения ниже 5 этажей) х 3,59 х 65,30 руб.+ 18 %(НДС) = 52 558 руб.53 коп.
1227 (прож. в домах с 4-х трубной системой теплоснабжения свыше 5 этажей) х 3,93 х 64,35 руб.+ 18 %(НДС) = 366 157 руб. 28 коп.
Всего:7 908 641 руб. 99 коп.
Отопление ноябрь 2010 г.
270 583, 25 кв.м х 0,19 Гкал/12 х 896,16 +18 %(НДС)=4 530 444 руб.62 коп. ГВС ноябрь 2010 г.
9754 (прож. в домах с 2-х трубной системой теплоснабжения свыше 5 этажей) х 3,93 х 65,30 руб.+18%(НДС)=2 953 727 руб. 93 коп.
192 (прож. в домах с 2-х трубной системой теплоснабжения ниже 5 этажей) х 3,59 х 65,30 руб.+ 18 %(НДС)=53 111 руб. 79 коп.
1228 (прож. в домах с 4-х трубной системой теплоснабжения свыше 5 этажей) х 3,93 х 64,35 руб.+ 18 %(НДС) = 366 455 руб. 70 коп.
Всего: 7 903 740 руб. 04 коп.
Отопление декабрь 2010 г.
270 583, 25 кв.м х 0,19 Гкал/12 х 896,16 +18 %(НДС)=4 530 444 руб.62 коп. ГВС декабрь 2010 г.
9738 (прож. в домах с 2-х трубной системой теплоснабжения свыше 5 этажей) х 3,93 х 65,30 руб.+18%(НДС)=2 948 882 руб. 78 коп.
193 (прож. в домах с 2-х трубной системой теплоснабжения ниже 5 этажей) х 3,59 х 65,30 руб.+ 18 %(НДС)=53 388 руб.40 коп.
1223 (прож. в домах с 4-х трубной системой теплоснабжения свыше 5 этажей) х 3,93 х 64,35 руб.+ 18 %(НДС) =364 963 руб. 61 коп. Всего:7 897 679 руб.41 коп.
Итого:
за июнь 2010 года начислено 7 340 203руб.02 коп. за июль 2010 года начислено 5 074 816 руб. 67 коп. за август 2010 года начислено 7 909 734 руб. 08 коп. за сентябрь 2010 года начислено 5 094 136 руб. 57 коп. за октябрь 2010 года начислено 7 908 641 руб. 99 коп. за ноябрь 2010 года начислено 7 903 740 руб. 04 коп.
за декабрь 2010 года начислено 7 897 679 руб.41 коп.
Таким образом, за спорный период времени (июнь 2010 года - декабрь 2010 года) стоимость тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения по нормативам потребления составила 49 128 951 руб.78 коп.
Оплата составила: 23 738 713 руб.90 коп.
Следовательно, ответчик имеет перед истцом задолженность в размере 49 128 951 руб. 79 коп. - 23 738 713 руб.90 коп. = 25 390 237 руб. 88 коп.
В соответствии со ст. Ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Поскольку свои обязательства перед истцом ответчик надлежащим образом не исполнил, суд первой инстанции обоснованно взыскал с него в пользу УМУП "Теплоком" задолженность в размере 25 390 237 руб. 88 коп.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно отказал в производстве экспертизы по делу для определения объемов потребления тепловой энергии отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Согласно ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия считает, что поскольку по аналогичным делам сложилась многочисленная судебная практика то для определения объемов потребления тепловой энергии в данном случае специальных познаний не требуется.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, в соответствии со ст. 270 АПК РФ, не установлено, то решение от 20 июля 2012 года является законным и обоснованным.
Расходы по госпошлине за подачу апелляционной жалобы в силу ст. 110 АК РФ возлагаются на ее заявителя.
Вместе с тем ЖСК "Комплекс" оплатило 4000 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, тогда как в соответствии с п. 4 и п. 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины уплачиваемой при подаче апелляционной жалобы на решение суда составляет 2000 руб.
Таким образом ЖСК "Комплекс" надлежит выдать справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 2000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.2012 г. по делу N А72-2656/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "КОМПЛЕКС", г.Ульяновск, - без удовлетворения.
Выдать Жилищно-строительному кооперативу "КОМПЛЕКС", г.Ульяновск, справку на возврат излишне уплаченной госпошлины в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
А.И. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2656/2012
Истец: УМУП "Теплоком"
Ответчик: ЖСК "Комплекс"
Третье лицо: Министерство экономики Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2350/13
10.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16264/13
29.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10719/12
17.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11405/12
20.07.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-2656/12