Тула |
|
24 октября 2012 г. |
Дело N А62-2853/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.10.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Дорошковой А.Г., Байрамовой Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Смоленское Областное Объединение Обществ Пассажирских Перевозок" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30 августа 2012 года по делу N А62-2853/2012 (судья Борисова Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смоленское Областное Объединение Обществ Пассажирских Перевозок" (ОГРН 1036758325746, ИНН 6729026456) о признании неправомерным бездействия Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике и промышленности (ОГРН 1026701441568, ИНН 6730029638), выразившегося в уклонении от пересмотра действующих и установления экономически обоснованных тарифов на перевозки пассажиров и багажа, при участии от общества: Дергачевой Л.В. (доверенность от 01.06.2012), Фалевича И.И. (доверенность от 20.10.2012), от департамента: Соколовой Е.А. (доверенность от 19.10.2012), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Смоленское Областное Объединение Обществ Пассажирских Перевозок" (ОГРН 1036758325746, ИНН 6729026456) (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "СОООПП") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании неправомерным бездействия Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности (ОГРН 1026701441568, ИНН 6730029638) (далее по тексту - ответчик, департамент), выразившегося в уклонении от пересмотра действующих и установления экономически обоснованных тарифов на перевозки пассажиров и багажа и возложении обязанности на Департамент пересмотреть действующие и установить экономически обоснованные с учетом изменений действующего законодательства предельные максимальные уровни тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Смоленское Областное Объединение Обществ Пассажирских Перевозок" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Смоленское Областное Объединение Обществ Пассажирских Перевозок" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам.
ООО "СОООПП" 12.01.2012 обратилось в Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности с заявлением N 02 о пересмотре (увеличении) тарифов на перевозки пассажиров в городском сообщении в связи с ростом цен на энергоносители (топливо, ГСМ), расходные материалы (шины и запчасти), появлением в действующем законодательстве требований об установлении дополнительного оборудования на транспортные средства (приборов ГЛОНАСС, тахографов), проведении оценки безопасности транспортных средств, а также в связи с выполнением требования о замене транспортных средств на автобусы большей вместимости, значительно более дорогостоящие, с приложением расчета тарифа на перевозки пассажиров автобусом в городском сообщении.
Письмом от 26.01.2012 N 249/6 департамент указал обществу на невозможность пересмотра тарифов, поскольку в обоснование представленного расчета увеличения тарифов ООО "СОООПП" не представлены подтверждающие документы. При этом Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности в данном письме разъяснил обществу, что рассмотрение данного обращения общества возможно только в случае предоставления им информации о фактических затратах, сложившихся за 9 месяцев 2011 года, и ожидаемых затратах по итогам 2011 года согласно форме 1.
Департамент также указал ООО "СОООПП" на необходимость представления им копии лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров; копии договора на транспортное обслуживание; калькуляции затрат перевозки пассажиров в городском сообщении; расчета тарифа на перевозки пассажиров в городском сообщении (форма N 3); расписания движения автотранспорта по маршрутам с указанием регулярности движения и приложением паспортов маршрутов (форма N 4); расчета за год нулевого пробега АТС, осуществляющих перевозку пассажиров, а также времени на нулевой пробег (форма N 5); расчета пробега автотранспорта и времени в наряде за год по всему парку АТС (форма N 6); основных характеристик автотранспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров (форма N 7); расчета коэффициента использования вместимости (загрузки) за отчетный период (форма N 8); копии приказа об учетной политике организации с указанием метода распределения общехозяйственных расходов по видам перевозок и видам деятельности и способа начисления амортизации; копии штатного расписания и положения о премировании кондукторов (при их наличии) и водителей, осуществляющих перевозки в городском сообщении; копии ведомости по начислению заработной платы кондукторов (при их наличии) и водителей (за последние 6 месяцев); расшифровки начисленной заработной платы за отчетный период (основная заработная плата, премия, доплаты за классность, сверхурочные и пр.); копии уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев; документального подтверждения стоимости 1 литра автомобильного топлива и автошин (копии чеков, счетов и пр.); документального обоснования стоимости оснащения автобусов средствами спутниковой навигации и тахографами; справки о производственных запасах топлива; копии приказа по организации на установление нормы расхода топлива на автотранспортное средство в случаях превышения нормативного уровня (с указанием обоснований, приложением протоколов и пр.) или отсутствия норматива; расчета амортизации (форма N 9); справки об освоении амортизационных отчислений за предыдущий период регулирования и направления их использования на период регулирования; копии документа, подтверждающего стоимость приобретения автотранспортного средства (договор, счет-фактура и пр.); расшифровки и обоснования прочих затрат, в том числе расчета транспортного налога на период регулирования; расчета единого налога на вмененный доход на период регулирования, а также копии налоговой декларации об уплате налога за отчетный период; копии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств или копии страхового полиса; копии договора аренды автотранспортного средства (в случае, если АТС, используемое для перевозки пассажиров, находится в аренде); расшифровки общехозяйственных расходов за отчетный период и на период регулирования в целом по предприятию по статьям затрат, в том числе копии штатного расписания административно-управленческого персонала; обоснования статей затрат общехозяйственных расходов (копии договоров на оплату услуг (медицинские услуги, услуги связи, коммунальные услуги, услуги банка и пр.), аренды транспорта (для транспорта, используемого организацией для всех видов деятельности) и имущества, расчета налога на землю, расчета налога при упрощенной системе налогообложения и др.); расчета распределения общехозяйственных расходов по видам деятельности организации за отчетный период; копии уведомления налоговой инспекции о применяемой организацией системе налогообложения; бухгалтерской отчетности установленной формы в зависимости от системы налогообложения, применяемой в организации, за 9 месяцев 2011 года.
Полагая, что департаментом допущено незаконное бездействие, выразившееся в уклонении от пересмотра действующих и установления экономически обоснованных тарифов на перевозки пассажиров и багажа, ООО "СОООПП" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации надлежит определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названного Указа Правительством Российской Федерации 07.03.1995 утверждено постановление N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
В силу пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых
в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Кроме того, право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) непосредственно закреплено Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и муниципальное сообщение) и установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществление контроля за их применением.
Осуществление указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации производится данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), а также в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансируются за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (пункт 1 статьи 26.3 вышеупомянутого закона).
Постановлением администрации Смоленской области от 22.04.2011 N 234 "Об утверждении Положения о Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности" Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности уполномочен на исполнительно-распорядительные функции в сфере реализации на территории Смоленской области единой государственной политики в области энергетики, энергоэффективности, государственного регулирования тарифов, промышленности и инновационной деятельности.
Согласно подпункту 3.1.41 пункта 3.1 названного Положения департамент утверждает тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, в том числе: на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением организаций муниципальной формы собственности, осуществляющих транспортное обслуживание населения между поселениями в границах муниципального района; на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным маршрутам; на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Вместе с тем, как справедливо отмечено судом первой инстанции, в Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", регулирующем отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования, не содержится ни одной нормы, связанной с порядком пересмотра утвержденных тарифов на эти услуги.
В связи с этим суд первой инстанции справедливо посчитал, что в отсутствие иного пересмотр тарифов может осуществляться в том же порядке, что и установление тарифов.
Постановлением Департамента от 12.05.2011 N 118 "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении" установлены предельные максимальные уровни названных тарифов, согласно которому в городском сообщении за одну поездку на перевозки пассажиров автобусами малой вместимости (микроавтобусами) и малого класса по маршрутам протяженностью до 10 километров включительно предельный максимальный уровень тарифа установлен в размере 11 руб. за одну поездку, свыше 10 до 15 километров включительно - 12 руб. за одну поездку, свыше 15 километров - 16 руб. за одну поездку.
Основанием для пересмотра установленных тарифов может быть изменение величины затрат, относимых на себестоимость регулируемых услуг, в связи с чем для рассмотрения вопроса о пересмотре тарифов обществу необходимо было представить документы, подтверждающие наличие данного основания.
Вместе с тем ООО "Смоленское Областное Объединение Обществ Пассажирских Перевозок", обращаясь в департамент с заявлением о пересмотре (увеличении) тарифов на перевозки пассажиров в городском сообщении, кроме расчета тарифа не перевозки, который содержит в себе только плановые значения, не представило документов, подтверждающих размер понесенных им расходов.
Запрошенные Департаментом документы, позволяющие оценить технико-эксплуатационные показатели работы и финансовый результат деятельности общества, и необходимые для осуществления Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности расчета, ООО "СОООПП" не были представлены. Такие документы не были представлены обществом и при рассмотрении дела в суде.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности заявителем наличия основания для пересмотра установленного тарифа.
Судом первой инстанции также обоснованно отмечено, что постановлением администрации Смоленской области от 14.08.2012 N 542 утвержден Порядок установления тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которым предусмотрено для обоснования тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Смоленской области представление перевозчиком всех материалов, запрошенных департаментом у общества в письме от 26.01.2012 N 249/6.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом действие (бездействие) может быть признано незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Вместе с тем, как справедливо отмечено судом первой инстанции, ООО "Смоленское Областное Объединение Обществ Пассажирских Перевозок", оспаривая бездействие департамента по пересмотру тарифа на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом на территории города Смоленска, не указало ни одной нормы права, на соответствие с которой суду необходимо проверить оспариваемое бездействие ответчика.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, обществом в апелляционной жалобе не приведено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 30 августа 2012 года по делу N А62-2853/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Смоленское Областное Объединение Обществ Пассажирских Перевозок" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2853/2012
Истец: ООО "Смоленское Областное Объединение Обществ Пассажирских Перевозок"
Ответчик: Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике и промышленности
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5073/12
24.10.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5005/12
03.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5005/12
30.08.2012 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2853/12