г. Санкт-Петербург |
|
29 октября 2012 г. |
Дело N А56-34383/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А., судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания Федуловой М.К.
при участии:
от заявителя: Гусакова Е.Ю. - паспорт
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16875/2012) ИП Гусаковой Елены Юрьевны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2012 по делу N А56-34383/2012 (судья Д.Ю.Боровлев), принятое
по заявлению ИП Гусаковой Елены Юрьевны
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления от 22.02.2012 N 08802790005610
установил:
Индивидуальный предприниматель Гусакова Елена Юрьевна (ОГРН 308784721900311) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, управление) от 22.02.2012 N 08802790005610 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Решением суда от 18.07.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Предприниматель просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное исследование обстоятельств имеющих значение для дела. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что расчет стоимости страхового года должен производиться исходя из базовой суммы минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), составляющего 100 рублей. Кроме того, податель жалобы полагает, что положения действующего законодательства о страховых взносах не соответствуют нормам Конституции РФ.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Управления.
В судебном заседании Предприниматель поддержала доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной в отношении Предпринимателя, Управлением было установлено неисполнение предпринимателем обязанности по уплате страховых взносов.
Управление 22.03.2011 направило предпринимателю требование N 08802740116606 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов об уплате в срок до 12.04.2011 задолженности по страховым взносам и пеням в размере 12 256 руб. 21 коп.
В связи с тем, что данное требование в установленный в нем срок заявителем исполнено не было, и при отсутствии сведений о наличии у предпринимателя банковских счетов, 22.02.2012 Управлением было вынесено постановление N 08802790005610 о взыскании страховых взносов и пеней в пределах сумм, указанных в требовании от 22.03.2011 N 08802740116606, за счет имущества плательщика страховых взносов.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны, в том числе, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ, страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Стоимость страхового года определяется на 01 января текущего года исходя из тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 1 статьи 57 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.07.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". На 2010 год стоимость страхового года утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 N 443 в размере 10 392 руб.
С учетом изложенного, довод подателя жалобы о том, что расчет стоимости страхового года должен производиться исходя из базовой суммы минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), составляющего 100 рублей, отклоняется судом.
Принимая во внимание не исполнение Предпринимателем в установленные сроки обязанности по уплате страховых взносов, что не оспаривается заявителем, требование Управления об уплате пени так же является обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
В пунктах 15 и 11 статей 19 и 20 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что указанные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.
В данном случае оспариваемое постановление Управлением вынесено в соответствии с вышеприведенными нормами Закона N 167-ФЗ, Закона N 212-ФЗ.
При данных обстоятельствах, суд правомерно пришел к выводу о том, основания для признания незаконным и отмены постановления Управления от 22.02.2012 N 08802790005610 отсутствуют.
Ссылка Предпринимателя на то, что она фактически долгое время не осуществляет предпринимательскую деятельность и единственным доходом заявителя является пенсия, что не позволяет платить страховые взносы в установленном размере, отклоняется судом.
Конституционный Суд РФ в Определении от 12.05.2005 N 210-О указал, что, признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, данным в Определении от 15.07.2010 N 1009-О-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
При этом отсутствие дохода от предпринимательской деятельности либо его низкий размер не являются основанием для освобождения от уплаты страховых взносов или уплаты их в меньшем размере, чем установленный законом минимальный размер.
Следовательно, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя оно является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязано уплачивать страховые взносы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Гусакова Елена Юрьевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, доказательств утраты данного статуса заявителем в материалы дела не представлено.
Также, в подтверждение своих требований заявитель ссылается на то, что по его мнению положения действующего законодательства о страховых взносах не соответствуют нормам Конституции Российской Федерации и указывает на то, в связи с чем суд первой инстанции должен был направить запрос в Конституционный суд Российской Федерации для проверки соответствия.
Однако данное требование заявителя процессуально им не обоснованно и не может объективно влиять на суть вынесенного решения.
Кроме того, по данному вопросу Конституционный Суд Российской Федерации уже выразил свою правовую позицию в Определении от 12.05.2005 N 211-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Протасова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", указав на то, что индивидуальные предприниматели обязаны платить страховые взносы всегда. Даже в тех случаях, когда предпринимательскую деятельность они не ведут и, соответственно, доходов от нее не получают. Их обязанность по уплате взносов прекратится, только с момента прекращения статуса индивидуального предпринимателя.
Определяя в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14). Отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, оно направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, тем более что индивидуальные предприниматели подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Уплата индивидуальными предпринимателями за страховых взносов, исчисляемых по правилам, отличным от тех, что предусмотрены для лиц, производящих выплаты физическим лицам, не означает нарушение принципа равенства. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, в том числе в Постановлении от 27 апреля 2001 года N 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации, принцип равенства (статья 19 части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) гарантирует одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, и не исключает возможность установления различных правовых условий для разных категорий, если такие различия не являются произвольными и основываются на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов права. Данная правовая позиция имеет общее значение для всех отраслей законодательного регулирования, и, следовательно, конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению способов определения и исчисления страховых взносов для разных категорий страхователей - индивидуальных предпринимателей, уплачивающих взносы за себя, и страхователей-работодателей, основываясь на различиях в условиях и характере деятельности этих субъектов права.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необоснованности заявленных требований предпринимателя следует признать верным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2012 по делу N А56-34383/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34383/2012
Истец: ИП Гусакова Елена Юрьевна
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11488/13
19.04.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-34383/12
29.10.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16875/12
18.07.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-34383/12