город Омск |
|
29 октября 2012 г. |
Дело N А75-708/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7179/2012) общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.07.2012 по делу N А75-708/2012 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" (ОГРН 1028601441978, ИНН 8608048498) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности от 22.12.2011 N 1913-ОК/16, от 22.12.2011 N 1914-ОК/16, от 22.12.2011 N 1915-ОК/16, от 22.12.2011 N 1916-ОК/16, от 22.12.2011 N 1917-ОК/16, от 22.12.2011 N 1918-ОК/16, 22.12.2011 N 1919-ОК/16, от 22.12.2011 N 1920-ОК/16, от 22.12.2011 N 1921-ОК/16, от 22.12.2011 N 1922-ОК/16, 22.12.2011 N 1923-ОК/16,
заинтересованное лицо - Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" - Безденежных А.В. по доверенности N 336/11 от 12.12.2011 сроком действия до 31.12.2012, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Григорьева Л.А. по доверенности N 139/12 от 23.04.2012 сроком действия до 31.12.2012, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" (далее - заявитель, ООО "Лукойл-Западная Сибирь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) об отмене постановлений от 22.12.2011 N 1913-ОК/16, от 22.12.2011 N 1914-ОК/16, от 22.12.2011 N 1915-ОК/16, от 22.12.2011 N 1916-ОК/16, от 22.12.2011 N 1917-ОК/16, от 22.12.2011 N 1918-ОК/16, 22.12.2011 N 1919-ОК/16, от 22.12.2011N 1920-ОК/16, от 22.12.2011 N 1921-ОК/16, от 22.12.2011 N 1922-ОК/16, 22.12.2011 N 1923-ОК/16 о признании ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за каждое правонарушение.
Определением арбитражного суда от 14.02.2012 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент природных ресурсов).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.07.2012 по делу N А75-708/2012 в удовлетворении требований ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" отказано в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается факт совершения ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившихся в том, что Общество допустило нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства в результате захоронения в шламовомых амбарах отходов бурения (бурового шлама), при этом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что шламовые амбары не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к объектам захоронения опасных производственных отходов.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество приводит следующие доводы: в действующем законодательстве отсутствует запрет на захоронение бурового шлама в шламовых амбрах, напортив возможность и технология захоронения бурового шлама в шламовых амбарах предусмотрена "Инструкцией по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше. РД 39-133-94", утвержденной Роскомнедрами 28.12.1993, РАО "Газпром" 18.01.1994, ГП "Роснефть" 04.01.1994; на кусты и скважины месторождений, указанные в оспариваемых постановлениях, оформлена соответствующая проектная документация, на которую имеется соответствующее положительное заключение государственной экспертизы, которым предусмотрен амбарный способ бурения и захоронение бурового шлама в шламовых амбарах;
В пояснениях к апелляционной жалобе Общество также указало, что Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры утверждены Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в которых определено захоронение бурового шлама в шламовых амбарх на кустах и скважинах месторождений ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", указанных в оспариваемых постановлениях.
Также заявитель указывает на то, что шламовые амбары, указанные в оспариваемых постановлениях, включены в реестр объектов размещения отходов как объекты размещения отходов, а захоронение бурового шлама в шламовых амбарах предусмотрено проектной документацией, рекультивация проведена была в соответствии с проектной документацией и проектами рекультивации.
В письменном отзыве Управление Росприроднадзора возразило на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель ООО "Лукойл-Западная Сибирь" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы с учетом её дополнений.
Управление Росприроднадзора, Департамент природных ресурсов, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобы, отзыв, выслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
31.10.2011 при рассмотрении материалов по приемке рекультивированных земель лесного фонда, предоставленных Обществу в аренду, Управлением Росприроднадзора было установлено, что Общество в процессе обустройства кустов скважин N N 27, 28, 30 Северо-Покачевского месторождения нефти, кустов скважин NN 414, 416, 417, 418, 421, 422 Покачевского месторождения нефти, кустов скважин NN 9Г, N 42 Нонг-Еганского месторождения нефти отходы бурения (буровой шлам) размещает в шламовых амбарах.
Административным органом по факту размещения отходов бурения в шламовых амбарах вышеуказанных кустов скважин Покачевского, Северо-Покачевского, Нонг-Еганского месторождений нефти определениями от 31.10.2011 были возбуждены дела об административном правонарушениях и проведении административного расследования (т. 11 л.д. 64, т. 13 л.д. 29, т.15 л.д. 29, т. 17 л.д. 29, т.19 л.д. 28, т.21 л.д. 28, т. 23 л.д. 28, т. 25 л.д. 28, т.27 л.д. 28, т. 29 л.д. 28, т. 31 л.д. 28).
В рамках возбужденных дел административный орган истребовал у Общества следующие документы: проектную документацию на обустройство каждого из кустов скважин Покачевского, Северо-Покачевского, Нонг-Еганского месторождений нефти; заключение государственной экологической экспертизы на строительство объектов размещения отходов 1-4 класса опасности - шламовые амбары по каждому из вышеуказанных кустов скважин Покачевского, Северо-Покачевского, Нонг-Еганского месторождения нефти; проекты рекультивации шламовых амбаров; заключение государственной экологической экспертизы на проекты рекультивации объектов размещения отходов 1-4 класса опасности - шламовые амбары, характеристику объектов размещения отходов - шламовых амбаров с указанием параметров (ширины, глубина, объем), объема и массы размещенных отходов по наименованиям и классу опасности по настоящее время; приказы (иные документы) о передаче скважин кустов; акты выполненных работ и счета-фактуры, связанные со строительством шламовых амбаров на вышеуказанных кустах скважин; информацию о проведенных работах, связанных с ликвидацией шламовых амбаров; договоры на выполнение технических и биологических этапов рекультивации шламовых амбаров; расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за кварталы, в которых происходила оплата за размещение отходов в шламовых амбарах; документы, подтверждающие вывоз отходов производства из шламовых амбаров; документы, подтверждающие переработку, обезвреживание, использование отходов производства из шламовых амбаров; акты отбора проб и протокола КХА до проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и после рекультивации шламовых амбаров; договоры на бурение скважин кустов; договоры на вывоз с территории кустов скважин.
В ходе проверки административный орган установил, что ООО "ЛУКОЙЛ -Западная Сибирь" производит захоронение отходов 4 класса опасности (отходы производства, образованные в результате бурения скважин - буровой шлам) в не предназначенном для этого месте - шламовых амбарах, чем создает опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека, что является нарушением требований природоохранного законодательства Российской Федерации и основных принципов, закрепленных в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федеральном законе от 10.01.2002 N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Лесном кодексе Российской Федерации.
Главным специалистом отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора в присутствии представителя Общества Собура В.А., действующего на основании доверенности от 17.01.2011 N 1Д-25 (т. 1 л.д. 52), 01.12.2011 по результатам рассмотрения представленных документов в отношении заявителя составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 11 л.д. 55-56, т. 13 л.д. 17, т. 15 л.д. 17, т. 17 л.д. 17, т. 19 л.д. 16, т. 21 л.д. 16, т. 23 л.д. 16, т. 25 л.д. 19-20, т. 27, л.д. 16, т.29 л.д. 16, т.31 л.д. 16).
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях государственным инспектором Управления Росприроднадзора приняты постановления от 22.12.2011 N 1913-ОК/16, от 22.12.2011 N 1914-ОК/16, от 22.12.2011 N 1915-ОК/16, от 22.12.2011 N 1916-ОК/16, от 22.12.2011 N 1917-ОК/16, от 22.12.2011 N 1918-ОК/16, 22.12.2011 N 1919-ОК/16, от 22.12.2011 N 1920-ОК/16, от 22.12.2011 N 1921-ОК/16, от 22.12.2011 N 1922-ОК/16, 22.12.2011 N 1923-ОК/16, согласно которым Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей по каждому постановлению. При рассмотрении материалов дела и вынесении постановлений присутствовал представитель Общества Собур В.А., действующий на основании доверенности от 17.01.2011 N 1Д-25 (т. 11 л.д. 47-51).
Полагая, что постановления от 22.12.2011 N 1913-ОК/16, от 22.12.2011 N 1914-ОК/16, от 22.12.2011 N 1915-ОК/16, от 22.12.2011 N 1916-ОК/16, от 22.12.2011 N 1917-ОК/16, от 22.12.2011 N 1918-ОК/16, 22.12.2011 N 1919-ОК/16, от 22.12.2011 N 1920-ОК/16, от 22.12.2011 N 1921-ОК/16, от 22.12.2011 N 1922-ОК/16, 22.12.2011 N 1923-ОК/16 являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявление об их отмене.
16.07.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оспариваемыми постановлениями ООО "Лукойл-Западная Сибирь" вменяется в вину захоронение отходов бурения в шламовом амбаре, не отвечающем требованиям, установленным законодательством к объектам захоронения отходов и способом, не позволяющим гарантировать экологическую безопасность в будущем, что образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения являются лица, которые в силу закона, договора, либо иного документа являются уполномоченными на ведение деятельности с соблюдением экологических требований.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пунктами 1, 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Аналогичная норма права также закреплена и в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов (то есть, в том числе требования к объектам захоронения отходов): их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Из указанных норм следует, что лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать установленные требования к размещению отходов, а также к объектам размещения отходов, в том числе осуществить создание объекта размещения отходов на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; произвести определение места строительства таких объектов на основе специальных исследований при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; внести объекты размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом, размещение отходов является собирательным понятием и включает в себя как хранение, так и захоронение отходов.
В рассматриваемом случае административным органом установлено, подтверждается материалами дела и заявителем не отрицается, что Общество осуществляет захоронение отходов бурения в шламовых амбарах.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы действующего природоохранного законодательства, пришел к выводу о том, что ни одним из действующих нормативных актов не предусмотрено запрета на размещение, в том числе, захоронение бурового шлама в шламовом амбаре.
Напротив, технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше" (далее - РД 39-133-94).
Так, в разделе 5 РД 51-1-96 предусмотрены Мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов, согласно которым если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется, разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с "пленкой" остаточных нефтепродуктов, отверждение.
Таким образом, вывод Управления о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность захоронения отходов бурения в шламовых амбарах, не основан на нормах действующего законодательства.
Следовательно, размещение Обществом отходов в шламовых амбарах не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Из содержания оспариваемых постановлений следует, что Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно: размещает отходы производства (отходы бурения) в объекте, который не является специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов, а именно: размещает отходы производства (отходы бурения) в шламовых амбарах, расположенных на кустовых площадках скважин N N 27, 28, 30 Северо-Покачевского месторождения нефти, скважин NN 414, 416, 417, 418, 421, 422 Покачевского месторождения нефти, скважин NN 9Г, N 42 Нонг-Еганского месторождения нефти.
Суд первой инстанции поддержал изложенную позицию административного органа, посчитав ее обоснованной.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о правомерности оспариваемых постановлений, поскольку Общество, размещая буровой шлам и осуществляя его захоронение в шламовых амбарах, расположенных на кустовых площадках скважин N N 27, 28, 30 Северо-Покачевского месторождения нефти, скважин NN 414, 416, 417, 418, 421, 422 Покачевского месторождения нефти, скважин NN 9Г, N 42 Нонг-Еганского месторождения нефти действовало на основании действующих проектных документов, имеющих разрешительный характер и рекультивация указанных шламовых амбаров проведена Обществом в соответствии проектной документацией.
В проектных документах предусмотрен амбарный способ бурения и захоронение бурового шлама в шламовых амбарах, а именно:
1. По площадкам для дополнительных скважин N 414, 416, 417, 421, 422, Покачевского месторождения, (постановления о назначении административного наказания (N 1916-ОК/16, N 1917-ОК/16, N 1918-ОК/16, N 1919-ОК/16, N 1920-ОК/16, N 1921-ОК/16.
- Проектом рекультивации земель лесного фонда по объекту обустройство дополнительных скважин Покачевского нефтяного месторождения ЛЗС-1040 подразделом 2.3 "Рекультивация нарушенных земель" предусмотрено захоронение буровых отходов в шламовых амбарах (т. 6 л.д.45-55).
- Групповым рабочим проектом N 96ЭП-2005, получившим заключение государственной экологической экспертизы N 557, в подразделе N 3.10 "Сбор и утилизация отходов бурения и освоения", предусмотрена утилизация (захоронение) отходов бурения в шламовом амбаре (т. 6 л.д. 21-22 ).
В подразделе 3.12 "Рекультивация земельного участка и шламового амбара" названного Группового рабочего проекта с целью сохранения и восстановления плодородного слоя земли и недопущения загрязнения предусмотрены мероприятия, в число которых включено: строительство шламового амбара для сбора и захоронения отходов бурения (т.6 л.д. 23-24 ).
- Групповым рабочим проектом N 109ЭП-Г-2005, получившим заключение государственной экологической экспертизы N 753, в разделе 3 "Охрана окружающей и природной среды" подраздела 3.5.11 "Сбор и утилизация (захоронение) отходов бурения и освоения" предусмотрено что, шлам в амбаре подвергается захоронению (т. 6 л.д.26-36). Так же в подразделе 3.5.13 "Рекультивация участка и шламового амбара" Группового рабочего проекта N 109ЭП-Г-2005 предусмотрено с целью сохранения и восстановления плодородного слоя земли и недопущения загрязнения предусмотрены мероприятия, в число которых включено: строительство шламового амбара для сбора и захоронения отходов бурения.
- Согласно заключению N 923 государственной экологической экспертизы по проекту: "Обустройство дополнительных скважин Покачевского нефтяного месторождения", бурение скважин производится амбарным способом, (т.19 л.д. 76).
- Заключением экспертной комиссии N 753 по проекту "Групповой рабочий проект N 109 ЭП-Г-2005 на строительство эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием ствола Покачевского месторождения на группу пластов АВ" предусмотрено, что отходы бурения подлежат захоронению в шламовом амбаре (т. 6 л.д. 36 ). Перечень кустов дополнительных скважин Покачевского нефтяного месторождения (2-я очередь) содержится в томе 1 Общая пояснительная записка Проекта "Обустройство дополнительных скважин Покачевского нефтяного месторождения (2-я очередь)", к которым относятся NN 422, 421, 418, 417, 416, 414 (т.19 л.д. 128-129).
2. По площадкам для дополнительных скважин N 27, 28, 30 Северо - Покачевского месторождения (оспариваемые постановления N 1913-ОК/16, N 1914-ОК/16, N 1915-ОК/16).
- Проектом рекультивации земель лесного фонда по объекту "Обустройство дополнительных скважин Северо-Покачевского месторождения К27, К28, К29, КЗО в
разделе 3.1 "Рекультивация земель краткосрочной аренды" предусмотрено захоронение буровых отходов в шламовых амбарах (т. 6 л.д.54-55).
- Согласно Заключению государственной экологической экспертизы N 1668 по проекту "Обустройство дополнительных скважин Юккунского лицензионного участка Северо-Покачевского месторождения" способом утилизации бурового шлама является шламовый амбар (т. 4 л.д. 19, т. 1 л.д. 130).
- Групповым рабочим проектом N 95 ЭП-2005 на строительство наклонно-направленных эксплуатационных скважин Северо-Покачевского месторождения, имеющим Заключение государственной экологической экспертизы N 554, в подразделе 3.10 "Сбор и утилизация отходов бурения и освоения", предусмотрено захоронение отходов бурения в шламовом амбаре (т. 6 л.д.52).
3. По площадке для скважины N 9Г Нонг-Еганского месторождения, по которому вынесено (оспариваемое постановление N 1922-ОК/16).
- Групповым рабочим проектом N 131 ЭП-2005 на строительство наклонно-направленных эксплуатационных скважин Нонг-Еганского месторождения, на группу пластов БВ N 131-ЭП2005, имеющим заключение государственной экологической экспертизы N 740, в подразделах 3.4.2 "Природоохранные мероприятия при строительстве скважин" и 3.4.3 "Сбор, очистка, обезвреживание отходов бурения" предусмотрены сбор, отчистка, обезвреживание, утилизация и захоронение отходов строительства скважин (т. 6 л.д.58).
Подраздел 3.7 "Отходы бурения и освоения" названного Группового рабочего проекта N 131-ЭП2005 предусматривает, что бурение производится по амбарной технологии (т. 6 л.д.59 ).
Из таблицы 3.4 "Характеристика отходов и способов их утилизации и хранения" названного Группового рабочего проекта N 131-ЭП2005 так же следует, что отходы бурения (буровой шлам) утилизируется в шламовом амбаре (т. 6 л.д.60).
Подразделом 3.10 "Сбор и утилизация отходов бурения и освоения" названного Группового рабочего проекта N 131-ЭП2005 предусмотрено, утилизация (захоронение) отходов бурения в шламовом амбаре (т. 6 л.д.61).
Подразделом 3.12 "Рекультивация земельного участка и шламового амбара" указанного проекта с целью сохранения и восстановления плодородного слоя земли и недопущения загрязнения предусмотрены мероприятия, в число которых включено: проведение мероприятий по строительству шламового амбара для сбора и захоронения отходов бурения (т.6 л.д. 62).
- Проектом рекультивация земель лесного фонда по объекту обустройство дополнительных скважин Нонг-Еганского месторождения (3-я очередь) кустовые площадки N 36Б, 45, 9Г, 12А предусмотрено захоронение шламового амбара (т.6 л.д. 67).
4. По площадке скважины N 42 Нонг-Еганского месторождения (оспариваемое постановление N 1923-ОК/16).
- Проектом рекультивации земель лесного фонда по объекту "Обустройство дополнительных скважин Нонг-Еганского месторождения" Разделом 3.1 "Рекультивация земель краткосрочной аренды" предусмотрено захоронение буровых отходов в шламовых амбарах (т. 6 л.д.73-78).
- Групповым рабочим проектом N 215-ЭП-09 на строительство эксплуатационных наклонно-направленных скважин на группу пластов ЮВ Нонг-Еганского месторождения, имеющим положительное заключение государственной экспертизы N 571-09/ХМЭ-1288/02, в подразделе 3.2 "Перечень мер по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства" определено, что к природоохранным мероприятиям при строительстве скважин относятся сбор, отчистка, обезвреживание, утилизация и захоронение отходов строительства скважин (т. 6 л.д. 70).
Подразделом 3.6 "Мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова" названного Группового рабочего проекта N 215-ЭП-09 с целью сохранения и восстановления плодородного слоя земли и недопущения загрязнения предусмотрены мероприятия, в число которых включено: строительство шламового амбара для сбора и захоронения отходов бурения (т. 6 л.д.71).
- Положительным заключением государственной экологической экспертизы N 453-08/ХМЭ-0568/02 определено, что ввиду расположения кустовой площадки за пределами водоохранных зон, бурение скважин производится амбарным способом, (т. 2 л.д. 36-90).
При этом Проект рекультивации земель лесного фонда по объекту "Обустройство дополнительных скважин Покачевского нефтяного месторождения (2-я очередь)" и Проект рекультивации земель лесного фонда по объекту "Обустройство дополнительных скважин Северо-Покачевского месторождения К-27, К-28, К-29, К-30" имеют заключение государственной экологической экспертизы N 493 от 20.04.2006 и N 1193 от 28.08.2006 соответственно (т.33 л.д. 34-39, 41-45).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах предусмотрено проектной документацией на кусты и скважины месторождений, и осуществлялось Обществом в соответствии с обозначенной проектной документацией.
Кроме того, Общество при создании шламовых амбаров руководствовалось надлежащей разрешительной документацией на создание такого объекта размещения отходов, как шламовый амбар.
Также следует отметить, что размещение бурового шлама предусмотрено полученной Обществом лицензией на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от 14.01.2008 N ОТ-00-008263(00) (т.4 л.д. 32).
Согласно выписки из Регионального реестра объектов размещения отходов (т.4 л.д. 17-18) шламовые амбары, расположенные на кустовых площадках скважин N N 27, 28, 30 Северо-Покачевского месторождения нефти, скважин NN 414, 416, 417, 418, 421, 422 Покачевского месторождения нефти, скважин NN 9Г, N 42 Нонг-Еганского месторождения нефти поставлены на учет уполномоченным органом - Департаментом экологии ХМАО-Югры в региональный реестр объектов размещения отходов как объекты размещения отходов,
Шламовые амбары на кустах N 9Г и 42 Нонг-Еганского лицензионного участка и на кустах N 417 и N 422 Покачевского лицензионного участка внесены Росприроднадзором РФ в государственный реестр объектов размещения отходов с назначением -захоронение, что подтверждается выпиской из Государственного реестра, (т.4 л.д. 11-15).
Таким образом, проектными документами предусмотрено, что буровой шлам подлежит размещению в шламохранилище (шламовом амбаре). В названных проектах не предусмотрено изъятие и вывоз бурового шлама. Именно на основании вышеуказанных документов Общество осуществляет свою деятельность по добыче и размещению отходов, что соответствует статье 12 Закона N 89-ФЗ
Вопреки позиции административного органа, поддержанной судом первой инстанции, Общество, размещая буровой шлам в шламовом амбаре с целью захоронения, действовало на основании действующих нормативных актов, имеющихся разрешительных документов.
Административный орган одним из доводов в подтверждение своей позиции указал, что захоронение промышленных отходов, вне зависимости от класса опасности, подлежит только на полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, соответствующих СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию".
Вместе с тем, Управление Росприроднадзора не учитывает, что в соответствии с пунктом 1.5 СНиП 2.01.28-85 "приему на полигон подлежат только токсичные промышленные отходы I, II, III и, при необходимости, IV классов опасности, перечни которых в каждом конкретном случае согласовываются с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической и коммунальной служб, заказчиком и разработчиком проекта полигона. Прием твердых промышленных отходов IV класса опасности на участок захоронения токсичных промышленных отходов допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании".
Буровой шлам, является отходом производства IV класса опасности (малоопасный). Доказательств того, что буровой шлам относится к токсичным видам отходов, подлежащих размещению исключительно на полигоне, Управлением Росприроднадзора не представлено.
Таким образом, вывод административного органа и суда первой инстанции о том, что общество допустило захоронение отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, в непредназначенном для этого месте, не соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Управления Росприроднадзора о том, что технология захоронения отходов бурения в шламовом амбаре, предусмотренная в проектах, не соответствует нормам действующего законодательства.
Указанные выше проектные документы, заключения государственных экспертиз, не оспорены и не признаны недействительными, являются действующими и обязательными для исполнения Обществом.
Административный орган не указал норму права, позволяющую Обществу уклониться от выполнения условий выше перечисленных проектов.
В тексте оспариваемых постановлений, вынесенных Управлением Росприроднадзора, содержатся ссылки на следующие санитарные правила и иные нормативные акты:
- Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.04.2003 N 80;
- Строительные нормы и правила СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию", утв. постановлением Госстроя СССР от 27.06.1985 N 98.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения указанных правовых актов.
В части СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов":
Согласно пункту 1.2 Санитарных правил требования указанных правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.
На основании пункта 2.4 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово - парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН).
Таким образом, полигоны твердых бытовых отходов предназначены для сбора бытовых отходов и некоторых видов промышленных отходов.
Отходы бурения не могут быть признаны бытовыми отходами, в связи с чем подлежат отнесению к промышленным.
Административный орган не представил доказательств и обоснования, почему буровой шлам, относящийся к промышленным отходам 4 класса опасности, подлежит обязательному размещению на полигоне ТБО. В том числе нет указания на список отходов, согласованный с уполномоченным территориальным органом.
Кроме того, ни одним из действующих нормативных актов не предусмотрено обязательного размещения бурового шлама (отходов бурения) именно на полигоне тверды бытовых отходов.
В части СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"
Из положений СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" не следует запрет на размещение отходов бурения в шламовом амбаре.
Согласно пункту 1.3. СанПиН 2.1.7.1322-03 требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
Далее, пункт 3.10 этих Правил установил, что малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.
Согласно пункту 4.4 объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия.
Выбор участка в соответствии с пунктом 4.5 для размещения объекта осуществляется на альтернативной основе в соответствии с предпроектными проработками.
Пунктом 4.12 СанПиН 2.1.7.1322-03 установлено, что хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов.
Административный орган в тексте постановлений не указал конкретного пункта СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", который был нарушен Обществом фактом размещения отходов бурения в шламовом амбаре.
Что касается СНиП 2.01.29-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию", то указанный акт не относится ни к экологическим, ни к санитарно-эпидемиологическим нормам, в связи с чем его несоблюдение не может свидетельствовать о наличии объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, указанный нормативный акт относится к полигонам размещения отходов, а не к шламовым амбарам. Как уже было установлено выше, нормативного закрепления запрета на размещение бурового шлама в шламовом амбаре не имеется.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает подтверждения выводов Управления Росприроднадзора относительно нарушения Обществом санитарно-эпидемиологических и экологических требований.
При данных обстоятельствах оспариваемые постановления Управления Росприроднадзора подлежат признанию незаконными и отмене в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение суда первой инстанции, содержащее выводы о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, основано на неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов, изложенные в решении, обстоятельствам дела (судом не были проверены обстоятельства соответствия объекта размещения отходов требованиям статьи 12 Закона N 89-ФЗ и сделан ошибочный вывод о захоронении Обществом отходов в непредназначенном для этого месте).
В связи с чем, судебный акт первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба и требования Общества по существу - удовлетворению.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.07.2012 по делу N А75-708/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" удовлетворить.
Признать незаконными и отменить полностью постановления Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 22.12.2011 N N 1913-ОК/16, 1914-ОК/16, 1915-ОК/16, 1916-ОК/16, 1917-ОК/16, 1918-ОК/16, 1919-ОК/16, 1920-ОК/16, 1921-ОК/16, 1922-ОК/16, 1923-ОК/16 о признании общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за каждое правонарушение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-708/2012
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому округу - Югре
Третье лицо: Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2012 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6409/12
29.10.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7179/12
07.09.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7179/12
10.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7179/12
16.07.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-708/12