г. Самара |
|
29 октября 2012 г. |
Дело N А55-162/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 октября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
с участием: от открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" - представителя Губанеевой Е.А. (доверенность от 01.01.2012 N СНГ-123/12),
от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представителя Дмитриенко Е.В. (доверенность от 10.01.2012 N 2),
от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Кинельский склад" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2012 года по делу N А55-162/2011 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтегаз", г. Самара,
к министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
третьи лица: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
общество с ограниченной ответственностью "Кинельский склад", г. Самара,
о признании недействительным предписания от 28 сентября 2010 года в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - ответчик) от 28 сентября 2010 года в части (т. 1, л.д -7).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2011 года требования заявителя удовлетворены частично, признано недействительным Предписание в части пункта 2 Предписания, в остальной части в удовлетворении требований отказано (т.1, л.д. - 145-148). Указанным судебным актом наименование заинтересованного лица изменено на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования в Самарской области.
Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2011 года решение суда оставлено без изменения ( т. 2, л.д.65-68).
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 29 февраля 2012 года вышеуказанные судебные акты отменены в части отказа в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" о признании недействительным предписания, выданного 28.09.2010 Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, обязывающего общество заключить договор аренды на лесные участки Кинельского лесничества по всем принадлежащим обществу объектам, находящимся на территории лесного фонда Кинельского лесничества путем подачи в установленном порядке заявления в министерство и подписания проекта договора аренды лесных участков. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области (т. 2, л.д. - 118-123).
При новом рассмотрении Арбитражный суд Самарской области решением от 13 июля 2012 года заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с выводами суда, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Кинельский склад" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
По распоряжению N 572 от 10.09.2010 года Министерством проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Самаранефтегаз" с целью исполнения Предписания N 36 об устранении нарушения лесного законодательства, предписания от 28.07.2010 года, предписания от 03.06.2010 года, от 04.06.2010 года.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в Акте проверки от 28 сентября 2010 года N 11/В-01, а именно, заявителем в срок, установленный в предписании, не заключены договоры аренды на лесные участки Кинельского лесничества по всем объектам "Самаранефтегаз" находящихся на территории лесного фонда Кинельского лесничества путем подачи заявления в Министерство природопользования в соответствии с лесным законодательством использования участков лесного фонда для эксплуатации линейных объектов согласно статьям 9, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (п.1 Предписания).
По результатам проверки 28 сентября 2010 года ответчиком вынесено предписание об устранении лесного законодательства (т. 1, л.д. - 9-10).
Нарушение выявлено ответчиком по следующим договорам:
1) Договор аренды земельного участка N 215-2009/12 от 12.02.2009 года, заключенный ООО "Кинельский склад" с ТУФАУГИ ( том 3 л.д. - 76-83):
2) Договор аренды земельного участка N 175-2009/12/09-03376-10/3224409/1805Д от 12.02.2009 года, заключенный ОАО "Самаранефтегаз" с ТУФАУГИ ( том 3 л.д. - 40-46), право аренды зарегистрировано в органах государственной регистрации:
3) Договор аренды земельного участка N 323-2002/07/3071АП-О от 13.03.2002 года, заключенный ОАО "Самаранефтегаз" с Департаментом управления государственным имуществом Администрации Самарской области ( том 3 л.д. - 32-38), право аренды зарегистрировано в установленном порядке в органах регистрации ( том 3 л.д. - 39):
4) Договор аренды земельного участка N 280-2002/07/3286АП-О от 13.03.2002 года, заключенный ОАО "Самаранефтегаз" с Департаментом управления государственным имуществом Администрации Самарской области ( том 3 л.д. - 24-30), право аренды зарегистрировано в органах государственной регистрации ( том 3 л.д. - 31).
Также заявителем представлен Договор аренды имущества N 11-00537-010/3220311/0586Д, согласно которому ООО "Кинельский склад" передало в аренду ОАО "Самаранефтегаз" имущество - скважины, указанные в Приложении N 1.1. к Договору. Пунктом 1.3. Договора установлено, что одновременно с передачей прав владения и пользования имуществом, общество передает права на ту часть земельного участка, которая занята этим недвижимым имуществом и необходима для его использования (т. 3 л.д. - 84-93).
Как установлено судом, ОАО "Самаранефтегаз" использует земельные участки с кадастровыми номерами 63:22:000000:0014(4), 63:22:000000:0014(3), 63:22:000000:0014(2), 63:22:000000:0009(0), 63:22:0000000:0132 на основании указанных выше договоров, зарегистрированных в установленном законом порядке.
Права ОАО "Самаранефтегаз" на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимого имущества, переданные ООО "Кинельский склад" заявителю на основании Договора аренды имущества N 11-00537-010/3220311/0586Д возникли в силу следующего.
В силу ст. 652 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для её использования. Аналогичные положения согласованы в пункте 1.3. договора аренды.
В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости, поименованные выше земельные участки с кадастровыми номерами 63:22:000000:0014(4), 63:22:000000:0014(3), 63:22:000000:0014(2), 63:22:000000:0009(0), 63:22:0000000:0132 отнесены к категории земель промышленности.
На основании статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Зарегистрированные договоры аренды являются юридическим актом признания государством возникновения прав ОАО "Самаранефтегаз" на данные земельные участки и правомерность отнесения указанных земельных участков к категории земель промышленности, в силу положений ст. 7, 8 Земельного кодекса РФ.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
На основании изложенного, надлежащим доказательством отнесения земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет к определенной категории, вида его разрешенного использования и описание его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Действия органов кадастрового учета по отнесению указанных земельных участков к землям промышленности в установленном порядке не признаны незаконными, права аренды на спорные участки также в установленном порядке не оспорены.
Таким образом, требование предписания о заключении на данные земельные участки договоры аренды как на лесные участки из состава земель лесного фонда противоречит требованиям ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также ст. 7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми земли промышленности и земли лесного фонда относятся к разным категориям, и лесные участки не формируются на земельных участках, отнесенных к категории земель промышленности.
Учитывая положения ст. 7 Земельного кодекса РФ, отнесение земельного участка к категории земель промышленности исключает возможность его отнесения одновременно к категории земель лесного фонда.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67,69, 92 Лесного кодекса РФ.
В соответствии со ст.ст. 67, 69, 92 ЛК РФ, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Из изложенного следует, что лесные участки не могут располагаться на земельных участках, отнесенных, в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра, к землям промышленности.
Материалы лесоустройства, план лесного участка определяют границы лесных участков, а не земельных участков, отнесенных в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра к категории земель промышленности, поскольку, категория и границы земельных участков, поставленных на кадастровый учет определяются в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Правомерность данных выводов подтверждена также судебными актами ФАС Поволжского округа в постановлении от 29.02.2012 по делу N А55-162/2011, ФАС Поволжского округа в постановлении от 27.03.2012 по делу N А55-23933/2010.
Судом правомерно отклонены доводы Министерства о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:22:000000:0014(4), 63:22:000000:0014(3), 63:22:000000:0014(2), 63:22:000000:0009(0), 63:22:0000000:0132 отнесены к категории лесного фонда, а не к категории земель промышленности.
Оспаривание правомерности заключения договоров аренды и кадастрового учета земельных участков, возможно на основании соответствующего заявления в судебном порядке, а не в рамках рассмотрения заявления о признании недействительным предписания.
С учетом правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.02.2012 г. N ВАС-16576/11 по вышеуказанным обстоятельствам, а также, наличия сведений в государственном кадастре недвижимости об отнесении земельных участков к категории земель промышленности, зарегистрированных в установленном законом порядке договоров аренды на земельные участки, суд сделал правильный вывод о том, что доводы Министерства об отнесении данных земельных участков к категории земель лесного фонда являются необоснованными и противоречат требованиям ст.7, 67. 69 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 7, 8 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, в оспариваемом пункте Предписания не указано какими именно объектами заняты участки лесного фонда, что свидетельствует об отсутствии ясности и невозможности индивидуализации каждого из объектов Общества.
Из представленного ранее отзыва и дополнительных возражений Министерства следует, что оспариваемым предписанием на ОАО "Самаранефтегаз" возложена обязанность по заключению договоров аренды лесных участков на линейные объекты, к которым так же относятся и скважины.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что линейные объекты - это такие сооружения, как линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии со ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации к линейным объектам отнесены линии электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и другие линейные объекты.
В пункте 13 части 1 статьи 25 Лесного Кодекса РФ определено, что строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач признаются самостоятельными видами лесопользования, характеризующимися общей целью- обеспечить функционирование ЛЭП.
Министерство полагает, что для эксплуатации линейных объектов необходимо заключение договоров аренды лесных участков.
Положениями статьи 45 Лесного Кодекса в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого Предписания, установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных объектов, использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан осуществляется без предоставления лесных участков.
Министерством не представлено доказательств, что заявитель на спорных участках в охранных зонах линейных объектов осуществляет какую-либо иную деятельность, не связанную с вырубкой деревьев, лиан, кустарников.
Действующим в настоящее время законодательством также не предусмотрено предоставление в аренду лесных участков в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов (ч.4 ст.45 ЛК в редакции Федерального закона от 29.12.2010 года N 442-ФЗ).
Скважины являются самостоятельными объектами, в состав которых не входят трубопроводы до иных объектов Общества и не имеют линейной протяженности, в связи с чем, доводы Министерства о том, что скважины являются линейными объектами, не обоснованы и противоречат имеющимся доказательствам.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что земельные участки для размещения производственных объектов на соответствующих месторождениях нефти, расположенных на территории Кинельского района, в том числе и под опорами линий электропередачи напряжением 6кВ поставлены на кадастровый учет как земли промышленности.
Земли промышленности и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, отнесенный к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч.4 ст.445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Следовательно, даже в случае обязательности заключения договора, статьями 421, 445 ГК РФ не предусмотрена возможность понуждения к заключению договора, путем выдачи Министерством ненормативного правового акта, в данном случае, предписания.
Полномочия Министерства лесного хозяйства в области лесных отношений определены положениями статьи 82 Лесного Кодекса РФ. Указанная норма не предусматривает право государственного органа в административном порядке, минуя гражданско-правовую процедуру, обязывать хозяйствующие субъекты к заключению договоров.
Исходя из изложенного, у Министерства отсутствовали полномочия по понуждению к заключению договора аренды лесного участка путем выдачи предписания.
Ссылки на закон, предусматривающий обязанность ОАО "Самаранефтегаз" заключить договоры аренды на лесные земельные участки в предписании не содержится, а указаны лишь общие нормы регистрации права на лесные участки.
Более того, наличие у хозяйствующего субъекта обязанности по совершению каких-либо гражданско-правовых действий не обуславливает право контролирующих органов своими Предписаниями подменять судебные органы, путем выдачи административных документов.
Административный ненормативный акт, каким является предписание, в силу своей властно-распорядительной природы, не может регулировать гражданско-правовые отношения сторон, основанные на свободе договора.
Таким образом, требование предписания об обязании ОАО "Самаранефтегаз" заключить договоры аренды лесных участков противоречит требованиям ст.ст. 421, 445 ГК РФ, ст. ст. 21, 43, 45, 74 ЛК РФ.
Добровольность заключения договора аренды также подтверждается Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденного приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, в соответствии с которым, предусмотрено подача заявления с приложением необходимых документов заинтересованным в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицом в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Правомерность данных выводов подтверждена судебными актами арбитражных судов, в частности постановлением ФАС Поволжского округа от 28.04.2011 г. по делу N А55-19967/2010.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2012 года по делу N А55-162/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-162/2011
Истец: ОАО "Самаранефтегаз"
Ответчик: Министерство природопользования,лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11199/12
13.07.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-162/11
29.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12338/11
04.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9523/11