г. Томск |
|
24 октября 2012 г. |
Дело N А02-1545/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Н. В. Марченко,
судей М. Ю. Кайгородовой, Т. В. Павлюк,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О. А. Савченко,
при участии:
от истца: О. П. Ибрагимовой, доверенность от 21.07.2012,
от ответчиков: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 28 июня 2012 года по делу N А02-1545/2011 (судья С. В. Амургушев)
по иску общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ОГРН 1107799010010, ИНН 7733184810)
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261),
третьи лица: негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Горно-Алтайская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", военный комиссариат Республики Алтай,
о взыскании 2 059 954 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - ДОСААФ России) обратилась с иском о взыскании с военного комиссариата Республики Алтай (далее - военкомат), а при недостаточности денежных средств, с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны 2 059 954 руб. расходов по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Горно-Алтайская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России".
В ходе судебного разбирательства истец представил уточненное исковое заявление (л.д. 33 т. 2), в котором исключил из числа ответчиков военкомат, исковые требования изложил следующим образом: взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ДОСААФ России 2 059 954 руб. расходов по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу по направлению военных комиссариатов.
Требования мотивированы неоплатой фактически оказанных истцом услуг по обучению граждан, подлежащих призыву на военную службу, за период с 01.10.2008 по 01.07.2009, обоснованы пунктами 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пунктом 26 Положения о военных комиссариатах, утв. Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132.
В связи с уточнением исковых требований, военкомат из процессуального статуса ответчика переведен в статус третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 28 июня 2012 года исковые требования удовлетворены: с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Республики Алтай взыскано 2 059 954 руб. расходов по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Министерство обороны Российской Федерации в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении иска к Министерству обороны Российской Федерации отказать в полном объеме, взыскать 2 059 954 руб. расходов по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, с военкомата. При этом податель указывает, что лицом обязанным возместить истцу расходы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям является военкомат. Суд неправомерно не истребовал из военкомата бюджетную смету на 2008 и 2009 годы для выяснения обстоятельства о выделении бюджетных средств для мобилизационной подготовки и переподготовки резервов и средств для учебно-сборовых мероприятий. Военкомат также мог представить сведения о распределении бюджетных лимитов на обучение призывников внутри субъекта Российской Федерации. Отсутствие у истца договорных отношений с военкоматом не может являться основанием для отказа в возмещении имущественных потерь истца, поскольку закон не связывает обязанность государства по выплате компенсации фактически понесенных с его реализацией расходов, с наличием такого договора. В материалы дела не представлены акты, подписанные военкоматом, что свидетельствует об отсутствии государственного заказа на подготовку призывников по указанным истцом специальностям.
Военкомат в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонил, решение суда просил оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о судебном заседании.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Вместе с тем указал, что исковые требования были предъявлены к Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с октября 2008 года по июль 2009 года истцом по направлениям военкомата была осуществлена подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов и старшин. Всего было подготовлено 78 специалистов.
По окончании обучения 01.07.2009 между истцом и военным комиссариатом Республики Алтай был подписан акт сдачи-приема оказанных услуг по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям (л.д. 24 т. 1).
В связи с неоплатой оказанных услуг истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, взыскивая 2 059 954 руб. понесенные истцом расходы по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, с Министерства обороны Российской Федерации, исходил из установленного факта оказания истцом услуг и размера расходов, понесенных вследствие осуществления подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, которые подлежат компенсации государством в силу прямого указания статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности) и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Постановление Правительства от 01.12.2004 N 704).
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции по существу спора, апелляционный суд полагает неправомерным взыскание спорной суммы с Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктами 1, 3, 5, 12 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (ред. от 19.05.2009) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
К основным задачам Минобороны России относятся, в том числе, выработка и проведение государственной политики в области обороны.
Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Минобороны России является государственным заказчиком в области обороны.
В силу подпункта 31 пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Пунктом 2 Постановление Правительства от 01.12.2004 N 704 Министерство обороны Российской Федерации определено государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, а также с организацией и проведением призыва граждан Российской Федерации на военную службу.
В соответствии с пунктом 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе, с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата.
Согласно пункту 44 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.05.2001 N 202 "Об утверждении Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" финансирование подготовки граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях осуществляется Министерством обороны Российской Федерации на договорной основе за счет и в пределах средств, утвержденных для Министерства обороны Российской Федерации в федеральном бюджете.
Исходя из положений пунктов 17, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", главный распорядитель бюджетных средств обязан компенсировать затраты учреждению, поскольку источником для оплаты услуг является казна Российской Федерации.
Обязанность Российской Федерации, в лице ее полномочных органов, по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления услуг по подготовке призывников, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Наличие или отсутствие договорных отношений с органом государственной власти не влияет на обязанность оплатить услуги учреждению, факт оказание которых и их объем ответчиками не оспаривается.
Таким образом, на основании указанных нормативных актов расходы, понесенные организациями в связи с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, компенсируются за счет средств федерального бюджета в силу прямого указания закона.
Следовательно, надлежащим ответчиком по иску об исполнении расходных обязательств государства является Российская Федерация в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны Российской Федерации, а не Министерство обороны Российской Федерации, как указано в резолютивной части обжалуемого решения.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что взыскиваемая истцом сумма расходов по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, подлежит взысканию с военкомата, противоречат указанным нормам права.
Неправильное применение норм материального права, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 28 июня 2012 года по делу N А02-1545/2011 отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" 2 059 954 руб., 33 299 руб. 77 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
М. Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1545/2011
Истец: ДОСААФ России Республики Алтай, Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ России) Республики Алтай
Ответчик: Военный комиссариат Республики Алтай, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Российсская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Военный комиссариат Республики Алтай, Министерство обороны РФ, Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Горно-Алтайская автомобильная школа Общероссийской общественногосударственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", НОУДПО Горно-Алтайская автомобильная школа общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России