г. Саратов |
|
7 ноября 2012 г. |
Дело N А12-11515/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" ноября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Повивкиной Е.О.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание,
рассмотрев апелляционную жалобу администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области (403113, Волгоградская область, г. Урюпинск, пл.Ленина д.3, ОГРН 10234405762357, ИНН 3431050763)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "30" июля 2012 года
по делу N А12-11515/2012 (судья Кулик И.В.)
по заявлению администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области (403113, Волгоградская область, г.Урюпинск, пл.Ленина д.3, ОГРН 10234405762357, ИНН 3431050763)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г.Урюпинске, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах (403110, Волгоградская область, г.Урюпинск, п. Попова, д.65)
заинтересованное лицо:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (400131, Волгоградская область, г.Волгоград, ул. Комсомольская, д.10Б, ИНН 344121098, ОГРН 1053444025920),
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным предписания N 29 от 02.03.2012 г. "О выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации на территориях и в помещениях на которых имеются и сохраняются условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний", выданного Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Урюпинске, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах по Волгоградской области (далее - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора, Управление, административный орган).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30 июля 2012 года в удовлетворении требований администрации отказано в полном объеме.
Администрация, не согласившись с принятым решением и обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявление администрации удовлетворить в полном объёме. Податель жалобы настаивает на том, что на администрацию возложена обязанность по выполнению мероприятий, на осуществление которых она не имеет полномочий.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представители администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г.Урюпинске, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют имеющееся в материалах дела почтовые уведомления N 99130, 99129, 99132, 99131. Почтовые отправления вручены 17.09.2012 и 18.09.2012 соответственно. Лица, участвующие в деле, имели реальную возможность обеспечить явку представителей в судебное заседание, либо ходатайствовать об отложении дела.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях статей 156, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд объявил перерыв в судебном заседании до "06" ноября 2012 года до 10 часов 10 минут.
После перерыва в судебном заседании суд апелляционной инстанции, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив и исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с регистрацией в 2010 г. на территории Урюпинского района 3-х случаев заболевания граждан Лихорадкой Западного Нила (ЛЗН), Управлением Роспотребнадзора в адрес администрации Урюпинского района вынесено предписание N 29 от 02.03.2012 г. "О выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации на территориях и в помещениях на которых имеются и сохраняются условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний", в соответствии с которым Администрация обязана организовать дезинсекционные обработки водоемов и прилегающих к ним территорий Урюпинского муниципального района в эпидсезон 2012 года в 4 этапа: 1-й этап с 18.05.2012 г. по 27.05.2012 г., 2-й этап - с 29.06.2012 г. по 08.07.2012 г., 3-й этап - с 27.07.2012 г. по 04.08.2012 г., 4-й этап - с 15.08.2012 г. по 23.08.2012 г.
Заявитель, не согласившись с вынесенным предписанием, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявления Администрации, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано в пределах полномочий Управления, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации регламентированы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Статьёй 15 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323) охрана здоровья граждан определяется как система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Статье 29 Федерального закона N 323-ФЗ определено, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Муниципальную систему здравоохранения составляют: органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (статья 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Согласно статье 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Закона.
Статьей 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарных правил; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, определяется Санитарноэпидемиологическим правилами СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" (приложение N 1). Инфекционные заболевания - это заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку. Лихорадка Западного Нила входит в перечень инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории (СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" приложение N 1.).
Лихорадка Западного Нила (далее - ЛЗН) - зоонозная, природно-очаговая, арбовирусная инфекция с трансмиссивным механизмом передачи возбудителя, протекающая у человека в виде острого лихорадочного заболевания с симптомами общей интоксикации, головными болями, миалгией, артралгией, сыпью, в тяжелых случаях - с развитием серозного менингита и менингоэнцефалита.
Основными переносчиками вируса ЛЗН людям являются комар различных видов, а резервуаром инфекции в природных очагах служат главным образом птицы. Лихорадкой Западного Нила поражается сельское население, живущее по берегам рек и озер, в поймах, дельтах рек, где имеется большое количество диких водоплавающих птиц и комаров, а также городские жители, посещающие дачные участки и базы отдыха, охотники, рыболовы. Заражение может происходить в домах с затопленными подвалами, где и происходит размножение комаров.
Согласно сведениям Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области на территории Волгоградской области в настоящее время сформировался стойкий очаг Лихорадки Западного Нила, ежегодно регистрируется 400-500 случаев заболеваний ЛЗН. В 30% случаев пострадавшие отмечали укусы комаров.
В соответствии с пунктом 7.5.1 Методических указаний "Мероприятия по борьбе с лихорадкой Западного Нила на территории Российской Федерации. Методические указания. МУ 3.1.3.2600-10", утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека 19.04.2010, при регистрации на территории 5 и более случаев ЛЗН и ухудшении ситуации по сравнению с исходной, эпидемиологическая обстановка расценивается как чрезвычайная и проводится весь комплекс противоэпидемических мероприятий, предусмотренных в этих случаях.
На основании этого администрацией Волгоградской области 04.05.2011 утвержден Комплексный план мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории от заноса и распространения инфекционных заболеваний, предупреждению особо-опасных и природно-очаговых инфекций среди населения Волгоградской области на 2011-2016 годы.
Названным документом предусмотрено обеспечение дезинсекционной обработки водоёмов и прилегающей к ним территории инсектицидами, разрешенными к применению в Российской Федерации с энтомологической оценкой эффективности проведенных мероприятий, а также проведение постоянных противоэпидемических, дезинсекционных и дератизационных мероприятий направленных на снижение численности переносчиков и носителей в подвальных помещениях, местах сбора бытовых отходов, на административных территориях и эпидемиологически значимых объектах. В качестве ответственных исполнителей указанных мероприятий определены и администрации эндемичных по ЛЗН муниципальных районов Волгоградской области.
Во исполнение вышеназванного плана администрацией Урюпинского муниципального района утвержден план проведения профилактических и противоэпидемиологических мероприятий по лихорадке Западного Нила на территории Волгоградской области 2011-2014 годы. Согласно п.1.20 Комплексного плана Администрации муниципальных районов должны проводить профилактические и противоэпидемические, дезинсекционные и дератизационные мероприятия на административных территориях и эпидемиологически значимых объектах, направленных на снижение численности переносчиков и источников возбудителей особо опасных, зоонозных, природно - очаговых болезней.
Основной задачей данного Комплексного плана является: реализация единой системы готовности к чрезвычайным ситуациям, диагностики, мониторинга и контроля возбудителей особо опасных и природно - очаговых инфекционных болезней.
В целях предотвращения угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний в Урюпинском районе Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области в адрес администрации Урюпинского муниципального района внесено предписание N 29 от 02.03.2012 г.
Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что данное предписание выдано в пределах полномочий территориального органа Роспотребнадзора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на администрацию возложена обязанность по решению вопросов, не отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления, подлежат отклонению, исходя из следующего.
Предписание выдано Управлением Роспотребнадзора в связи с регистрацией 3-х случаев заболевания людей ЛЗН, зарегистрированных на территории Урюпинского муниципального района.
Предписание выдано в целях предотвращения угрозы возникновения и распространения инфекционного заболевания и, соответственно, в целях предупреждения причинения вреда здоровью людей.
Как было указано выше, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В разделе 7 СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" содержатся положения: Органы и учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации взаимодействуют с соответствующими органами исполнительной власти на территориальном, региональном и федеральной уровнях. Мероприятия по санитарной охране территории Российской Федерации носят межведомственный характер, разрабатываются органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органами управления здравоохранением административных территорий, включаются в комплексные планы мероприятия по санитарной охране территории и утверждаются 1 раз в 5 лет органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В комплексных планах предусматривают проведение санитарно-профилактических мероприятий в благополучный период и период угрозы санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая ограничительные мероприятия (карантин), по локализации и ликвидации возникших эпидемических очагов болезней; в комплексных планах предусматривают развертывание в эпидемическом очаге при необходимости противоэпидемической, лабораторной, госпитальной, профилактической служб, а также мероприятий.
Полномочия Администрации Урюпинского муниципального района на выполнение указанного предписания подтверждены также "Профилактическими и противоэпидемическими мероприятиями по лихорадке Западного Нила на территории Волгоградской области 2011-2014 годы" (раздел плана утвержден главой Урюпинского муниципального района), в соответствии с п.1.14 которого, предусмотрено обеспечение дезинсекционной обработки водоемов и прилегающей к ним территории инсектицидами, разрешенными к применению в РФ (ответственный Глава Урюпинского муниципального района).
Полномочия Администрации Урюпинского муниципального района по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, к которым относится возникновение очагов опасных инфекционных заболеваний, предусмотрены и пунктом 8 статьи 9 Устава Урюпинского муниципального района Волгоградской области, утвержденного постановлением Урюпинской районной Думы от 19.05.2005 г. N 41/263.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отклонен довод администрации об отсутствии полномочий по организации обработки водоемов и прилегающих к ним территорий ввиду того, что водоемы не находятся в собственности муниципального района, поскольку рассматриваемый спора не касается вопросов прав собственности, а затрагивает вопросы организации Администрацией муниципального района проведения на административной территории района мероприятий санитарно-эпидемиологического характера.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, доводы жалобы, направлены на пересмотр обстоятельств, установленных по настоящему делу, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 июля 2012 года по делу N А12-11515/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-11515/2012
Истец: Администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Волгоградской областим в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах, ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Урюпинске, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах
Третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9430/13
10.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9430/13
19.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1058/13
07.11.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8371/12
30.07.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-11515/12