г. Красноярск |
|
23 ноября 2012 г. |
Дело N А74-4866/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АКВАРЕЛЬ"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 04 июля 2012 года по делу N А74-4866/2011, принятое судьей Гигель Н.В.,
при выполнении судебного поручения об организации видеоконференц-связи судьей Арбитражного суда Республики Хакасия Бова Л.В.,
при ведении видеозаписи судебного заседания и составлении протокола о совершении отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Арбитражного суда Республики Хакасия Кузнецовой И.И.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания в Третьем арбитражном апелляционном суде секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей, находящихся в Арбитражном суде Республике Хакасия:
общества с ограниченной ответственностью "АКВАРЕЛЬ" (заявителя) - Чеботарева В.А., на основании доверенности от 17.11.2011 N 5, паспорта;
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия (налогового органа) - Приходько И.В., на основании доверенности от 21.05.2012, служебного удостоверения,
установил:
24.11.2011 общество с ограниченной ответственностью "АКВАРЕЛЬ" (ИНН 1901059509, ОГРН 1031900526580) (далее - заявитель, общество, ООО "АКВАРЕЛЬ") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия (ИНН 1902018760, ОГРН 1041902100019) (далее - налоговый орган, МИФНС N 2 по РХ) от 02.06.2011 N 17162, N 17160, N 17163 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решений Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 15.09.2011 N 243, N 242, N 244), недействительными требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 15.07.2011 N 2895, N 2896, N 2897, от 28.07.2011 N 2213, от 31.10.2011 N 2553; решения от 29.09.2011 N 533 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика; о признании неподлежащим исполнению постановления от 29.09.2011 N 533 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов процентов за счет имущества налогоплательщика.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25.11.2011 заявление принято к производству, делу присвоен номер А74-4866/2011.
22.12.2011 общество обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия от 26.07.2011 N 294 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика, о признании неподлежащим исполнению постановления от 26.07.2011 N 294 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов процентов за счет имущества налогоплательщика.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23.12.2011 заявление принято к производству, делу присвоен номер А74-413/2012.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20.04.2012 производство по делам N А74-413/2012 и N А74-4866/2011 объединено для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А74-4866/2011.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя отказался от заявленного требования в части признания недействительным требования налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 31.10.2011 N 2553, уточнил, что решение и постановление N 294 оспариваются в части (за исключением взыскания штрафа в сумме 50 рублей).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 июля 2012 года принят отказ общества от требования о признании недействительным требования МИФНС N 2 по РХ об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 31.10.2011 N 2553, в указанной части производство по делу прекращено; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО "АКВАРЕЛЬ" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Общество полагает, что у налогового органа отсутствовали основания для применения кадастровой стоимости земельного участка в сумме 78 647 626 рублей 19 копеек для исчисления земельного налога за 2008, 2009 годы. Считает, что расчет земельного налога в спорный период подлежит исчислению исходя из рыночной стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14.02.2012 по делу N А74-4599/2011 в размере 11 695 559 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы. Ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 2437 (за 2008 год); требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 2438 (за 2009 год); требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 2439 (за 2010 год); требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 2436 (за 2011 год). Кроме того, ходатайствовал о приостановлении производства по делу.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, поскольку не установил уважительность причин непредставления данных документов в суд первой инстанции; отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу, в связи с отсутствием оснований для приостановления производства по делу, о чем вынес протокольное определение от 29.10.2012.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество является собственником земельного участка площадью 132 990 кв.м. с кадастровым номером 19:03:060105:0029, расположенного по адресу: Республика Хакасия, город Саяногорск, п. Майна, ул. Гагарина, 159.
Обществом в налоговый орган были представлены:
- 19.03.2011 вторая уточненная декларация по земельному налогу за 2008 год, согласно которой земельный налог исчислен с учетом кадастровой стоимости данного земельного участка - 5 702 611 рублей;
- 21.03.2011 налоговая декларация по земельному налогу за 2009 год, согласно которой земельный налог исчислен с учетом кадастровой стоимости земельного участка - 5 702 611 рублей;
- 18.01.2011 первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, согласно которой земельный налог исчислен с учетом кадастровой стоимости земельного участка - 5 702 611 рублей;
- 04.03.2011 уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, согласно которой земельный налог исчислен с учетом кадастровой стоимости земельного участка - 78 647 626 рублей;
- 19.03.2011 вторая уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год с исчислением суммы земельного налога исходя из той же кадастровой стоимости земельного участка - 78 647 626 рублей.
Налоговым органом проведены камеральные проверки указанных деклараций, по итогам которых составлены акты камеральных проверок от 15.04.2011 N 12385, N 12386 и N 12388 (т. 1 л.д. 130-136), содержащие предложение о доначислении земельного налога за 2008 и 2009 годы в связи с неверным определением налогоплательщиком налоговой базы. Налогоплательщик представил возражения на акты камеральных проверок от 15.04.2011 N 12385 (за 2008 год), N 12386 (за 2009 год).
02.06.2011 по результатам рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок налоговым органом вынесены решения:
- N 17162, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату (неполную уплату) сумм земельного налога в размере 167 301 рубля, обществу начислены пени за несвоевременную уплату указанного налога в сумме 209 328 рублей 40 копеек, доначислен земельный налог за 2008 год, зачисляемый в бюджеты городских округов, в сумме 836 505 рублей (том 1 л.д. 31 - 36);
- N 17160, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату (неполную уплату) сумм земельного налога в размере 175 855 рублей, по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации в установленных законодательством срок в сумме 276 716 рублей 10 копеек, обществу начислены пени за несвоевременную уплату указанного налога в сумме 106 253 рублей 08 копеек, доначислен земельный налог за 2009 год, зачисляемый в бюджеты городских округов, в сумме 879 275 рублей (т. 1 л.д. 46 - 52);
- N 17163, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату (неполную уплату) сумм земельного налога за 2010 год в размере 101 807 рублей в связи с неисполнением требований подпункта 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации об уплате недостающего налога и соответствующих пеней по уточненной налоговой декларации до ее подачи в налоговый орган (т. 1 л.д. 63 - 68).
Указанные решения в апелляционном порядке обжалованы обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее - Управление ФНС по Республике Хакасия).
Управлением ФНС по Республике Хакасия по результатам рассмотрения апелляционных жалоб общества приняты решения от 15.09.2011 N 242, N 243, N 244, в соответствии с которыми:
- решение налоговой инспекции N 17160 изменено путем отмены в части доначисления земельного налога в размере 353 914 рублей 80 копеек, пени в сумме 42 767 рублей 70 копеек, налоговых санкций, предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 162 720 рублей 99 копеек, статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 255 398 рублей 39 копеек;
- решение налоговой инспекции N 17162 изменено путем отмены его в части доначисления земельного налога в размере 353 914 рублей 80 копеек, пени в сумме 88 564 рублей 27 копеек, налоговой санкции в сумме 155 236 рублей 24 копеек;
- решение налоговой инспекции N 17163 изменено путем отмены в части доначисления налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 89 081 рубля.
Управлением ФНС по Республике Хакасия при рассмотрении апелляционных жалоб на решения налоговой инспекции N 17160 и N 17162 (за 2008 и 2009 годы) были приняты во внимание доводы налогоплательщика о применении налоговой ставки по земельному налогу - 0,75% соответственно произведен перерасчет земельного налога, пени, налоговых санкций. В связи с применением смягчающих ответственность обстоятельств налоговые санкции уменьшены Управлением в восемь раз.
Управление ФНС по Республике Хакасия признало правомерным определение налоговым органом налоговой базы по земельному налогу, исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 78 647 626 рублей.
При рассмотрении апелляционной жалобы на решение налогового органа N 17163 (за 2010 год) Управление уменьшило начисленную инспекцией налоговую санкцию в восемь раз.
На основании решений от 02.06.2011 N 17160, N 17162 и N 17163 обществу налоговым органом были предъявлены требования N 2895, N 2896 и N 2897 по состоянию на 15.07.2011 о добровольной уплате доначисленных сумм налогов, пени и налоговых санкций, а также требование N 2213 по состоянию на 28.07.2011 о добровольной уплате пени, начисленной за период с 01.04.2011 по 30.06.2011.
Указанные требования не были исполнены обществом в установленные в них сроки, в связи с чем, налоговым органом в соответствии с положениями статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации приняты и направлены в адрес общества решения о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика: от 22.08.2011 N 4129, N 4130, N 4131, N 4132 в пределах сумм, указанных в требованиях N 2895, 2896, N 2897, N 2213.
27.09.2011 в целях исполнения указанных решений на расчетный счет общества в Абаканском отделении N 8602 Сбербанка России налоговым органом предъявлены инкассовые поручения N 4698, N 4697, N 4696, N 4695 N 4694, N 4693, N 4692, N 3908.
29.09.2011 в связи с недостаточностью денежных средств на расчетном счете общества налоговым органом приняты решение N 533 и постановление N 533 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика, в соответствии с которым с общества взысканы налог в сумме 1 007 950 рублей 04 копеек, пеня в сумме 193 425 рублей 09 копеек, штраф в сумме 59 242 рублей 48 копеек. Обозначенные в решении и постановлении N 533 суммы налогов, пени и штрафов соответствуют суммам доначисленных налога, пени и штрафов по решениям налоговой инспекции N 17160, N 17162, N 17163 в редакциях решений Управления ФНС по Республике Хакасия от 15.09.2011 N 242, N 243, N 244.
Кроме того, налоговым органом обществу были предъявлены требования:
- N 11902 по состоянию на 05.04.2011 об уплате в срок до 29.03.2011 земельного налога в сумме 64 840 рублей, пени по земельному налогу - в сумме 12 883 рублей 28 копеек на основании представленных обществом в налоговый орган первой уточенной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год (представлена 19.03.2011) и первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год (представлена 21.03.2011);
- N 1410 по состоянию на 20.04.2011 об уплате в срок до 12.05.2011 пени по земельному налогу в сумме 502 рублей 93 копеек (пеня начислена за период с 01.01.2011 по 31.03.2011 на недоимку по налогу - 21 385 рублей, продекларированную в первичном налоговом расчете за 1 квартал 2010 года);
- N 9620 по состоянию на 09.03.2011 об уплате в срок до 29.03.2011 земельного налога в сумме 1 179 714 рублей за 2010 год, продекларированного в первичной и уточненной налоговых декларациях за 2010 год, представленных 18.01.2011 и 04.03.2011 соответственно), пени по земельному налогу в сумме 3529 рублей 77 копеек, начисленную на указанную недоимку.
В связи с неисполнением обществом указанных требований в установленные в них сроки, налоговым органом в соответствии с положениями статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации приняты и направлены в адрес общества решения о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации от 24.05.2011 N 2393, от 27.04.2011 N 1625, от 14.06.2011 N 3085, от 09.06.2011 N 2996 в пределах сумм, указанных в требованиях N 1192, 9620, 1410.
27.04.2011 в целях исполнения указанных решений на расчетный счет общества в Абаканском отделении N 8602 Сбербанка России налоговым органом предъявлены инкассовые поручения от 27.04.2011 N 1568, N 1569, N 2087, от 24.05.2011 N 2088, от 09.06.2011 N 2499, от 14.06.2011 N 2594.
Указанные инкассовые поручения были исполнены частично.
26.07.2011 в связи с недостаточностью денежных средств на расчетном счете общества налоговым органом приняты решение N 294 и постановление N 294 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика, в соответствии с которым с общества взысканы неуплаченные суммы налога в размере 335 915 рублей 28 копеек и пени в сумме 13 895 рублей 98 копеек, штраф в сумме 50 рублей (не оспаривается обществом).
Обозначенные в решении и постановлении N 294 суммы налогов, пени и штрафов соответствуют суммам доначисленных налога, пени и штрафов по решениям налоговой инспекции N 17160, N 17162, N 17163 в редакциях решений Управления ФНС по Республике Хакасия N 242, N 243, N 244 от 15.09.2011.
Не согласившись в полном объеме с решениями налогового органа от 02.06.2011 N 17162, N 17160, N 17163 (в редакции решений Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 15.09.2011 N 243, N 242, N 244), требованиями от 15.07.2011 N 2895, N 2896, N 2897, от 28.07.2011 N 2213; с решением от 29.09.2011 N533, постановлением от 29.09.2011 N 533, частично (за исключением суммы штрафа 50 рублей) - решением от 26.07. 2011 N 294 и постановлением от 26.07.2011 N 294, общество обратилось с вышеуказанными заявлениями в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что исчисление земельного налога за 2008 и 2009 годы должно производиться налогоплательщиком с применением кадастровой стоимости в размере 78 647 626 рублей 19 копеек.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Оспариваемые ненормативные правовые акты приняты уполномоченными лицами, с соблюдением порядка их вынесения, права общества, установленные статьями 21, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, соблюдены. Данные обстоятельства не оспариваются заявителем.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 132 990 кв.м. с кадастровым номером 19:03:606105:0029, расположенный по адресу: Республика Хакасия, город Саяногорск, п. Майна, ул. Гагарина, 159, предназначенный под производственную базу.
Из оспариваемых решений следует, что налоговый орган при проведении камеральных налоговых проверок и Управление ФНС по Республике Хакасия при рассмотрении апелляционной жалобы исходили из имеющейся в налоговом органе информации, представленной уполномоченным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, и ответов от 25.02.2011 N 10-50/02872, от 25.03.2011 N 10-50/04606, представленных уполномоченным органом государственного земельного кадастра, согласно которым кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику спорного земельного участка, по состоянию на 01.01.2008 и на 01.01.2010 составляла 78 647 626 рублей 19 копеек.
Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
На территории г. Саяногорска земельный налог установлен решением Саяногорского городского Совета депутатов от 16.11.2005 N 102.
Согласно пункту 10 указанного решения, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведений налогоплательщиков путем опубликования в Саяногорской городской газете "Саянские ведомости не позднее 1 марта календарного года.
В соответствии с пунктом 14 вышеуказанное решение вступает в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Решение Саяногорского городского Совета депутатов от 16.11.2005 N 102 опубликовано 25.11.2005 в печатном издании "Саянские ведомости" N 90.
26.03.2008 Саяногорским городским Советом депутатов принято решение N 136 "О внесении изменений и дополнений в решение Саяногорского городского Совета депутатов от 16 ноября 2005 года N 102", в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 которого в отношении земельных участков, занятых для размещения объектов производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, установлена налоговая ставка земельного налога в размере 0,75 процентов.
В соответствии с пунктом 4 решения Саяногорского городского Совета депутатов от 26.03.2008 N 136 настоящее решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2008 года.
Решение Саяногорского городского Совета депутатов от 26.03.2008 N 136 опубликовано 03.04.2008 в газете "Саянские ведомости" (Приложение N 14).
Правительством Республики Хакасия во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, принято постановление от 26.12.2007 N 414, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия. Данное постановление было опубликовано в информационном издании "Вестник Хакасии" от 27.12.2007.
В приложении N 1 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007 N 414 приведены утвержденные средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Республики Хакасия по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр.
Определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который в свою очередь определяется по таблице приложения с учетом местоположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения и вида разрешенного пользования, были утверждены Правительством Республики Хакасия до начала налогового периода 2008 года.
Соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка, исчисленной в соответствии с приведенным выше порядком в размере 78 647 626 рублей 19 копеек, были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.07.2009 N 319 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия (приложение N 1). Данное постановление опубликовано в печатном издании "Вестник Хакасии" от 23.09.2009 N 60-78, в соответствии с пунктом 3 постановление вступило в силу с 01.01.2010.
Согласно утвержденным результатам кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 78 647 626 рублей 19 копеек. Соответствующие сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что исчисление земельного налога за 2008 и 2009 годы должно было производиться налогоплательщиками с применением указанной кадастровой стоимости.
Довод заявителя о необходимости применения в целях исчисления земельного налога за 2008, 2009, 2010 годы кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 11 695 559 рублей, установленной решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-4599/2011, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности, он дополнен главой "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В указанном постановлении также обозначено, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14.02.2012 по делу N А74-4599/2011 кадастровая стоимость принадлежащего обществу спорного земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости - 11 695 559 рублей. Из указанного решения следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2007 года.
При этом, в решении от 14.02.2012 по делу N А74-4599/2011 разъяснено, что оно является основанием для вынесения соответствующих изменений в части кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, действительных с момента вступления решения в законную силу. Данное решение вступило в законную силу 15.03.2012.
Из материалов дела следует, что 21.03.2012 общество обратилось в филиал Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 19:03:060105:29 в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости по состоянию на 03.04.2012 следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 11 695 559 рублей.
Из от ответа филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Хакасия от 14.05.2012 N 2249 на запрос налоговой инспекции следует, что указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 03.04.2012 на основании решения Арбитражного суда Республики Хакасия и действительны с момента вступления указанного решения в законную силу. В этом же письме орган кадастрового учета указал, что на 01.01.2008, 01.01.2009, 01.01.2010 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 78 647626 рублей 19 копеек.
Учитывая, что налоговая база по земельному налогу определяется на основании сведений государственного земельного кадастра, у налогового органа отсутствовали основания для исчисления земельного налога, исходя их кадастровой стоимости в сумме 11 695 559 рублей.
Земельный налог за 2010 год в представленной налоговой декларации самим налогоплательщиком исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 78 647 626 рублей 19 копеек.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые решения, требования и постановления на момент их принятия налоговым органом соответствовали нормам действующего земельного и налогового законодательства и не нарушают прав и законных интересов налогоплательщика.
Арифметическая правильность расчета налога, пени и налоговых санкций обществом не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных оснований для отмены решения суда первой инстанции от 04 июля 2012 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 июля 2012 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ООО "АКВАРЕЛЬ" - без удовлетворения.
Учитывая, что решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления об оспаривании ненормативных правовых актов налогового органа и апелляционной жалобы (в размере 1000 рублей) подлежат отнесению на заявителя (ООО "АКВАРЕЛЬ").
Поскольку по квитанции от 25.07.2012 обществом (через представителя - Мажулу Ивана Владимировича) уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ООО "АКВАРЕЛЬ".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 июля 2012 года по делу N А74-4866/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АКВАРЕЛЬ" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции от 25.07.2012.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-4866/2011
Истец: ООО "Акварель"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия, МИ ФНС России N 2 по РХ