город Ростов-на-Дону |
|
22 ноября 2012 г. |
дело N А01-1156/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей А.Н. Герасименко, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Салпагаровой А.Р.
при участии:
от Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства представитель Артемова Ю.П. по доверенности от 10.09.2012, представитель Легенький Е.А. по доверенности от 02.04.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства на определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.09.2012 по делу N А01-1156/2010 по жалобе Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства о признании действий (бездействия) конкурсного управляющего Нагузе Аскера Анзауровича незаконными, заявленной в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Федерального государственного унитарного предприятия "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр" (ИНН 0107001110, ОГРН 1020100863529)
принятое в составе судьи Шебзухова З.М.
УСТАНОВИЛ:
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Федерального государственного унитарного предприятия "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр" (далее - ФГУП "ЮПОРЦ", должник) в Арбитражный суд Республики Адыгея обратилось Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства (далее - заявитель) с жалобой на действия (бездействия) конкурсного управляющего должника Нагузе Аскера Анзауровича.
Определением суда от 18.09.2012 отказано в удовлетворении заявления заявителя о признании незаконными бездействия конкурсного управляющего ФГУП "ЮПОРЦ" Нагузе Аскера Анзауровича, выраженного в неуведомлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации о наличии у должника имущества, изъятого из оборота, и признании действий конкурсного управляющего ФГУП "ЮПОРЦ" Нагузе Аскера Анзауровича, выраженных во включении в конкурсную массу имущества, исключенного из оборота и предназначенного для воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.
Заявитель обжаловал определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просит отменить определение суда от 18.09.2012 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили определение суда отменить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что жалоба подлежит частичному удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в Арбитражный суд Республики Адыгея обратилось общество с ограниченной ответственностью "Треал-Инвест" с заявлением о признании ФГУП "ЮПОРЦ" несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.12.2010 в отношении ФГУП "ЮПОРЦ" введено наблюдение сроком на шесть месяцев, временным управляющим должника утвержден Кораблев Роман Анатольевич.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.08.2011 ФГУП "ЮПОРЦ" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Бибин Олег Юрьевич.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 13.07.2012 Бибин О.Ю. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ФГУП "ЮПОРЦ", конкурсным управляющим утвержден Нагузе Аскер Анзаурович.
31.07.2012 в Арбитражный суд Республики Адыгея с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего ФГУП "ЮПОРЦ" Нагузе А.А. обратилось Азово-Черноморское территориальное управления Федерального агентства по рыболовству.
Требования заявителя мотивированы ненадлежащим исполнением конкурсным управляющим обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), а именно: о необходимости уведомления собственника имущества ФГУП "ЮПОРЦ" - Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея о наличии у должника имущества, изъятого из оборота и включении указанного имущества в конкурсную массу должника.
В соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 3 статьи 60 Закона о банкротстве в порядке и в сроки, которые установлены пунктом 1 статьи 60 данного Закоана, рассматриваются жалобы представителя учредителей (участников) должника, представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия, иных лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, на действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов или комитета кредиторов, нарушающие права и законные интересы учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Основанием удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом: факта несоответствия этих действий законодательству о банкротстве (неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей); факта несоответствия этих действий требованиям разумности и добросовестности.
Жалоба может быть удовлетворена только в случае, если вменяемыми неправомерными или недобросовестными или неразумными действиями (бездействием) действительно нарушены те или иные права и законные интересы подателя жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан в том числе принимать меры по защите имущества должника.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (пункт 4 статьи 20.3).
Согласно пункту 1 статьи 20.4 Закона о банкротстве неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.
На основании абзаца 2 пункта 3 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, установленных Законом. Кроме того, конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества (абзац 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Закона о банкротстве при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника, изъятого из оборота имущества.
Согласно пункту 2 статьи 132 Закона о банкротстве собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.
Неисполнение конкурсным управляющим обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 132 Закона о банкротстве, может стать основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.12 КоАП РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", пункта 5.2 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 444, распоряжением Правительства РФ от 10.05.2010 N 685-р "Об утверждении перечня федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Рыболовства" Федеральное агентство по рыболовству осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности агентства, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.
Согласно п. 4 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 "О федеральном агентстве по рыболовству", федеральное агентство по рыболовству осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы.
В соответствии с п. 8.1 Регламента Федерального агентства по рыболовству, утвержденного Приказом Федерального агентства по рыболовству от 04.02.2009 N 68 "Об утверждении Регламента Федерального агентства по рыболовству" территориальные органы образуют территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов Агентства. В соответствии с п. 2 Приказа Росрыболовства от 01.10.2010 N 839 "О типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по рыболовству" территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству. Согласно Приказу Росрыболовства от 19.12.2008 N 429 "О создании территориальных органов Федерального агентства по рыболовству" Республика Адыгея относится к зоне деятельности Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства как территориального органа Росрыболовства.
Согласно перечню организаций, подведомственных Росрыболовству, находящихся в зоне ответственности территориальных управлений Росрыболовства, а также филиалов ФГУП "Нацрыбресурс" (Приложение к Приказу от 02.06.2009 N 448), ФГУП "ЮПОРЦ" является организацией, находящихся в зоне ответственности Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства.
Согласно п. 2 Приказа Росрыболовства от 27.11.2006 N 370 территориальные управления Росрыболовства являются государственными органами, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Росрыболовства.
В силу положений пункта 2.1 Устава ФГУП "ЮПОРЦ" целью деятельности предприятия является заводское воспроизводство водных биологических ресурсов, включая осуществление работ по воспроизводству и акклиматизации водных биоресурсов, рыбохозяйственной мелиорации и зарыблению водных объектов.
В соответствии с пунктом 2.2.5 Устава, одним из видов деятельности предприятия является проведение работ по сохранению редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных видов водных биологических ресурсов в управляемых условиях.
Имущество предприятия должника находится в федеральной собственности, что подтверждается Выпиской из реестра федерального имущества N 51/1-N51/48, представленной заявителем.
Пункт 2.1.22 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, содержит положение о том, что приватизация хозяйств по производству ценных и анадромных видов рыб запрещена.
Пункт 7 раздела IV приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" гласит, что исключительно к федеральной собственности относятся предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб.
Пункт 2.1.22 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, содержит положение о том, что приватизация хозяйств по производству ценных и анадромных видов рыб запрещена.
Конкурсный управляющий, являющийся квалифицированным специалистом в области банкротства, не мог не знать какое имущество входит в состав имущества должника и в силу пункта 1 статьи 132 Закона о банкротстве в любом случае обязан был уведомить собственника имущества - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации, о наличии у должника имущества, изъятого из оборота. Однако, этого конкурсным управляющим сделано не было.
Таким образом, осуществляя полномочия конкурсного управляющего, Нагузе А.А., не уведомил собственника имущества должника - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации о наличии у должника имущества, изъятого из оборота, чем нарушил положения ст. 132 Закона о банкротстве.
В связи с ненадлежащим исполнением конкурсным управляющим предусмотренных частью 1 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а именно о необходимости уведомления собственника имущества ФГУП "ЮПОРЦ" - Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея о наличии у должника имущества, изъятого из оборота, и передачи имущества собственнику, требование заявителя о признании незаконным бездействия конкурсного управляющего в указанной части признаются апелляционным судом обоснованными.
При изложенных обстоятельствах определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.09.2012 по делу N А01-1156/2010 в части отказа в удовлетворения заявления Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства о признании бездействия конкурсного управляющего ФГУП "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр" Нагузе А. А., выраженного в неуведомлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации о наличии у должника имущества, изъятого из оборота, надлежит отменить, в указанной части заявление Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства удовлетворить.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о том, что указанными действиями конкурсного управляющего не нарушаются права и законные интересы заявителя и последний не имеет полномочий на подачу жалобы на действия конкурсного управляющего, судом апелляционной инстанции признаются ошибочными.
Апелляционным судом установлено, что, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФГУП "ЮПОРЦ" Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея обратилось с заявлением об исключении имущества должника из состава конкурсной массы.
Заявление мотивировано тем, что имущественный комплекс должника в совокупности с земельным участком относится к имуществу, изъятому из оборота и, следовательно, подлежит исключению из конкурсной массы.
Данное заявление рассматривается судом по существу. На момент рассмотрения настоящей жалобы судебный акт по вышеназванному заявлению не принят.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что у должника в силу специфики его деятельности (проведение работ по сохранению редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных видов водных биологических ресурсов в управляемых условиях) и принадлежности имущества к федеральной собственности, имеется имущество, изъятое из оборота и о данном факте конкурсный обязан был уведомить собственника этого имущества.
Однако, вопрос о конкретном составе имущества, подлежащего исключению на момент принятия оспариваемого судебного акта не был разрешен.
В связи с этим у конкурсного управляющего, до разрешения указанного спора, имеется неопределенность в отношении того какое конкретное имущество подлежит исключению из конкурсной массы должника. Эти же обстоятельства не позволяют суду в рамках настоящего спора сделать вывод о том, действия в отношении какого конкретно имущества, изъятого из оборота и включенного в конкурсную массу, являются незаконными.
Следовательно, вывод суда первой инстанции по второму требованию Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства является правильным.
При этом, судом апелляционной инстанции учитывается, что в отношении спорного имущества действуют обеспечительные меры и оно до разрешения спора не может каким-либо образом отчуждено либо обременено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.09.2012 по делу N А01-1156/2010 отменить в части отказа в удовлетворения заявления Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства о признании бездействия конкурсного управляющего ФГУП "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр" Нагузе А. А., выраженного в неуведомлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации о наличии у должника имущества, изъятого из оборота.
Признать незаконным бездействие конкурсного конкурсного управляющего ФГУП "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр" Нагузе А.А., выраженное в неуведомлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации о наличии у должника имущества, изъятого из оборота.
В остальной части определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.09.2012 по делу N А01-1156/2010 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1156/2010
Должник: ФГУП "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр"
Кредитор: "ТРЕАЛ - РЕГИОН", ОАО "Кубанская энергосбытовая компания", ООО "ЕйскГлавСнаб", ООО "Нефтеремстроймонтаж", ООО "ТРЕАЛ - ИНВЕСТ", ООО "Треал-Инвест", Пашковская Евгения Сергеевна, Рыбаченко Виктор Николаевич
Третье лицо: Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства, Кораблев Р. А., ООО "ЕйскГлавСнаб", Пашковская Е. С., пред. учред. ФГУП "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр", Прокуратура РА, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФГУП "Темрюкский осетровый рыбоводный завод", Федеральное агентство по рывболовству, "Ассоциация межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих", "Центр Антикризисных Технологий", Азово - Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Кораблев Роман Анатольевич, НП "Треал-Регион", Управление Федеральной налоговой службы России по Републике Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10720/17
11.10.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14535/17
07.09.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5478/17
05.08.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5481/17
21.07.2017 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
20.05.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19564/16
19.05.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5464/17
28.03.2016 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
21.07.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10527/15
09.07.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 226-ПЭК15
18.09.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6246/14
14.08.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9850/14
11.07.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6621/2014
03.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-940/14
11.11.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10753/13
30.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4977/13
08.07.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7807/13
22.06.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4876/13
11.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8197/12
01.02.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13416/12
20.12.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14271/12
05.12.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13414/12
22.11.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12709/12
28.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5036/12
21.08.2012 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
06.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9173/12
25.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9173/12
18.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9173/12
13.07.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7783/12
09.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9173/12
16.05.2012 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
26.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1406/12
24.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1338/12
20.03.2012 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
03.02.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13654/11
25.01.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14403/11
16.11.2011 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
02.08.2011 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
02.08.2011 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
30.06.2011 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
15.06.2011 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10
03.03.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1228/2011
21.12.2010 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1156/10