г. Челябинск |
|
29 ноября 2012 г. |
Дело N А07-1486/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Малышевой И.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш" на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 августа 2012 года по делу N А07-1486/2010 (судья Кутлугаллямов Р.Ш.).
В заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан Шагапова И.Ф. (доверенность от 21.06.2012 серии 02 АА N 1502179).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2012 по делу N А07-1486/2012 в отношении общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш" (далее - должник, ООО ТД "Лимонаш", налогоплательщик, страхователь), введена процедура наблюдения; временным управляющим ООО ТД "Лимонаш" утвержден Крючков Владимир Яковлевич.
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан (далее - уполномоченный орган, заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованием о включении в реестр требований кредиторов третьей очереди задолженности в размере 2 708 042 руб. 75 коп., в том числе задолженности по налогам и сборам - 2 563 859 руб. 15 коп., пеней - 144 183 руб. 60 коп. (т. 1, л.д. 2 - 4).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.08.2012 по делу N А07-1486/2012 требования уполномоченного органа признаны обоснованными.
С указанным определением арбитражного суда первой инстанции не согласилось общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш", подав апелляционную жалобу на соответствующий судебный акт. В апелляционной жалобе должник ссылается на то, что уполномоченным органом не представлено доказательств обоснованности выставления должнику уточненных требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, равно как не представлено доказательств соблюдения государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Уфы (далее - УПФР, Фонд) сроков для взыскания с должника сумм недоимки и пеней, - что свидетельствует о необоснованности включения в реестр требований кредиторов обязательных платежей в сумме 124 075 руб. 38 коп. Кроме того, ООО ТД "Лимонаш" ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции в любом случае необоснованно удовлетворил требование уполномоченного органа в сумме 120 646 руб. 68 коп., учитывая, что согласно представленным уполномоченным органом в материалы дела N А07-1486/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан при рассмотрении требования в арбитражном суде первой инстанции представлены следующие документы: постановление о взыскании страховых взносов от 29.02.2012 N 00287090005621 на сумму 60 980 руб. 82 коп.; требование от 23.09.2011 N 00287040222414 на сумму 633 827 руб. 65 коп.; постановление о взыскании страховых взносов от 29.02.2012 N 00287090005620 на сумму 596 860 руб., требование от 07.03.2012 N 00287040010790 - то есть, предъявляя требование о включении в реестр требований кредиторов суммы 1 760 208 руб. 15 коп., уполномоченный орган представляет подтверждающие, по его мнению, документы на сумму 1 639 561 руб. 47 коп., соответственно, разница между суммой заявленного требования 1 760 208 руб. 15 коп. и суммой, подтверждаемой документами, составляет 120 646 руб. 68 коп. Также ООО ТД "Лимонаш" ссылается на то, что суд первой инстанции при рассмотрении требования необоснованно не принял во внимание тот факт, что уже после введения в отношении должника процедуры наблюдения, с расчетного счета ООО ТД "Лимонаш" УПФР были списаны суммы по задолженности, включаемой в реестр требований кредиторов.
Апелляционная жалоба ООО ТД "Лимонаш" подписана представителем данного юридического лица Ткаченко С.В., действующей на основании доверенности, выданной руководителем ООО ТД "Лимонаш" 10.03.2012 (т. 2, л.д. 14), и подана через Арбитражный суд Республики Башкортостан 27.08.2009 (почтовый штемпель на конверте, т. 2, л.д. 15).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2012 по делу N А07-1486/2012 общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш" признано несостоятельным (банкротом); конкурсным управляющим утвержден Крючков В.Я.; прекращены полномочия руководителя должника и иных органов должника.
С учетом изложенного, в соответствии с п. 1 ст. 64, п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", представитель ООО ТД "Лимонаш" Ткаченко С.В. обладал полномочиями на подачу апелляционной жалобы.
Определением от 17.09.2012 апелляционная жалоба ООО ТД "Лимонаш" была принята к производству Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом, рассмотрение апелляционной жалобы было назначено в судебном заседании 09.10.2012.
При этом 28.09.2012 в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу должника, от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Уфы, в котором УПФР, хотя бы и не обладающий полномочиями уполномоченного органа поясняет образование у ООО ТД "Лимонаш" задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, и пеням.
В Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд 03.10.2012 поступил отзыв конкурсного управляющего ООО ТД "Лимонаш" на апелляционную жалобу, в котором конкурсный управляющий доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал в части, и указывает на необоснованность требования уполномоченного органа в части суммы 244 722 руб. 06 коп., включенной в реестр требований кредиторов, - учитывая неподтвержденность указанной суммы представленными в материалы дела N А07-1486/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан, доказательствами.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу уполномоченный орган просит оставить обжалуемое определение без изменения.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 30.10.2012 (с учетом определения об исправлении опечатки от 11.10.2012).
По основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена председательствующего судьи Тимохина О.Б., председательствующим судьей Малышевым М.Б.
Рассмотрение дела начато сначала.
По факту исследования и оглашения судом апелляционной инстанции материалов дела N А07-1486/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан в судебном заседании суда апелляционной инстанции 30.10.2012, с учетом установленных судом апелляционной инстанции недостатков, представителем уполномоченного органа было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в целях представления дополнительных доказательств.
Ходатайство представителя заявителя судом апелляционной инстанции с учетом положений абз. 2 ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено; определением от 30.10.2012 (т. 2, л.д. 51, 52) рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 28.11.2012.
Федеральной налоговой службе в лице Межрайонной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан указанным определением суда апелляционной инстанции предлагалось обеспечить поступление в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд дополнительных доказательств в срок не позднее 16.11.2012.
Определение суда апелляционной инстанции исполнено уполномоченным органом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 28.11.2012 принял участие представитель Федеральной налоговой службы в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не прибыли.
С учетом мнения представителя уполномоченного органа, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле.
Поскольку в апелляционной жалобе ООО ТД "Лимонаш" просит отменить определение арбитражного суда первой инстанции в полностью, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется арбитражным судом апелляционной инстанции в полном объеме, исходя из имеющихся в материалах дела N А07-1486/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан доказательств, с учетом дополнительно представленных уполномоченным органом на стадии апелляционного судопроизводства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к выводу о наличии оснований для отмены в части обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая обоснованным требование уполномоченного органа, сделал вывод о том, что факт наличия задолженности подтвержден заявителем.
В то же время, из содержания обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта не следует, что, арбитражным судом первой инстанции были исследованы документы, представленные уполномоченным органом в подтверждение наличия у ООО ТД "Лимонаш" задолженности, подлежащей включению в реестр требований кредиторов третьей очереди, равно как, судом первой инстанции не дано какой-либо правовой оценки представленным обществом с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш" возражениям на требование уполномоченного органа (т. 1, л.д. 112 - 114).
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы приходит к следующим выводам.
Из содержания требования уполномоченного органа (т. 1, л.д. 2, 3) следует, что задолженность по уплате налогов и сборов в сумме 2 563 859 руб. 15 коп. и пеней в сумме 144 183 руб. 60 коп., складывается:
- из задолженности по налоговым платежам в обшей сумме 842 688 руб. 98 коп., составляющей задолженность по уплате налогов и сборов в сумме 803 651 руб. и задолженность по пеням в сумме 39 037 руб. 98 коп.;
- из задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 1 865 353 руб. 77 коп., составляющей "задолженность по уплате налогов и сборов" (согласно формулировке уполномоченного органа) в сумме 1 760 208 руб. 15 коп. и задолженности по пеням в сумме 105 145 руб. 62 коп.
В отношении требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов третьей очереди 842 688 руб. 98 коп. задолженности по налогам и пеням.
В тексте требования о включении в реестр требований кредиторов соответствующей суммы, уполномоченный орган указывает на то, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан предпринимались следующие меры по взысканию задолженности по налогам и сборам (т. 1, л.д. 3):
- по требованиям N N 14997, 152170, 154105, 18031 - на сумму 806 021 руб. 06 коп., в том числе налог - 803 651 руб. пени - 2370 руб. 06 коп.;
- в порядке ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) - на сумму 19 128 руб. (налог).
В качестве документального подтверждения обоснованности требования о включении в реестр требований кредиторов третьей очереди задолженности в сумме 842 688 руб. 98 коп. по налогам и пеням, уполномоченный орган при рассмотрении требования в арбитражном суде первой инстанции представил следующие документы:
- требование N 14997 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2011 (т. 1, л.д. 35, 36), - которым обществу с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш" предписывалось в срок 16.01.2012 уплатить пени в сумме 2069 руб. 10 коп., начисленные на пенеобразующую недоимку в сумме 620 795 руб. по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговый период, прочие начисления, 2010 год), по установленному сроку уплаты 25.10.2010. В качестве основания взимания пеней в данном требовании налоговым органом сделана ссылка на ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации;
- требование N 152170 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.02.2012 (т. 1, л.д. 37, 38), - которым обществу с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш" предписывалось в срок 13.03.2012 погасить недоимку по транспортному налогу за 4 квартал 2011 года в сумме 19 128 руб. В качестве основания взимания налога в данном требовании налоговый орган сослался на невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством (п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45, ст. ст. 357, 363 НК РФ, ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 27.12.2002 N 365-3);
- требование N 154105 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.04.2012 (т. 1, л.д. 39, 40), - которым обществу с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш" предписывалось в срок 21.05.2012 уплатить недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (прочие начисления, 2011 год), в том числе: по сроку уплаты 25.04.2011 - 147 650 руб.; по сроку уплаты 25.07.2011 - 230 706 руб.; по сроку уплаты 25.10.2012 - 305 458 руб.; по сроку уплаты 02.04.2012 - 100 709 руб. В качестве основания взимания налога в данном требовании налоговым органом сделаны ссылки на невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством (п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ);
- требование N 18031 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.04.2012 (т. 1, л.д. 41, 42), - которым обществу с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш" предписывалось в срок 21.05.2012 уплатить пени в сумме 300 руб. 96 коп., начисленные на пенеобразующую недоимку в сумме 28 898 руб. по транспортному налогу за 4 квартал 2011 года. В качестве основания взимания пеней в данном требовании налоговым органом сделана ссылка на ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также уполномоченным органом в материалы дела N А07-1486/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан, на стадии рассмотрения требования в арбитражном суде первой инстанции, представлено вынесенное 27.04.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан, решение N 149925 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств (т. 1, л.д. 43), - которым предписывалось произвести взыскание 19 128 руб. транспортного налога, в пределах суммы, указанной в требование N 152170 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.02.2012.
Помимо изложенного, уполномоченным органом в материалы дела N А07-1486/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан представлены налоговые декларации ООО ТД "Лимонаш" по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а именно:
- первичная налоговая декларация за 2011 год, представленная в налоговый орган 30.03.2012, с продекларированной к уплате суммой налога в размере 784 523 руб., в том числе, "нулевыми" суммами авансовых платежей к уплате за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2011 года (т. 1, л.д. 44 - 48);
- уточненная налоговая декларация за 2011 год, представленная в налоговый орган 03.04.2012, с продекларированной к уплате суммой налога в размере 784 523 руб., в том числе, "нулевыми" суммами авансовых платежей к уплате за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2011 года (т. 1, л.д. 49 - 55);
- уточненная налоговая декларация за 2011 год, представленная в налоговый орган 16.04.2012, с продекларированной к уплате суммой налога в размере 784 523 руб., в том числе с суммами авансовых платежей, подлежащих уплате: за первый квартал 2011 года - 147 523 руб.; за полугодие 2011 года - 230 706 руб.; за девять месяцев 2011 года - 305 458 руб.; за 2011 год - 100 709 руб. (т. 1, л.д. 58 - 61).
В силу условий п. 5 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации доказательств направления Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан, ни одного из упомянутых выше, требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, и представленных в материалы настоящего дела на стадии рассмотрения спора в арбитражном суде первой инстанции, не имеется.
При этом, что касается требования N 14997 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2011 (т. 1, л.д. 35, 36), уполномоченным органом при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции не было представлено доказательств принятия мер, направленных на взыскание пенеобразующей недоимки и соответственно, не представлено доказательств обоснованности начисления пеней на данную недоимку, равно как, не подтвержден документально, и сам размер недоимки, указанной в данном требовании, как пенеобразующая.
Доказательства направления требования N 14997 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2011 представлены уполномоченным органом, лишь на стадии апелляционного судопроизводства (т. 2, л.д. 65 - 68, в частности, т. 2, л.д. 67).
Применительно к требованию N 152170 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.02.2012 (т. 1, л.д. 37, 38), заявителем также не представлено доказательств обоснованности суммы транспортного налога за 4 квартал 2011 года - в сумме 19 128 руб. (по установленному сроку уплаты 01.02.2012), указанного в соответствующем требовании (представленная ООО ТД "Лимонаш" налоговая декларация, решение по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, и т.д.).
Доказательства направления данного требования в адрес должника налоговым органом, представлены, лишь при рассмотрении апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции (т. 2, л.д. 69 - 71, в частности, т. 2, л.д. 70).
Исходя из оценки представленных уполномоченным органом доказательств в их совокупности, отсутствие обоснованности требования N 152170 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.02.2012, следует в свою очередь, из содержания требования N 18031 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.04.2012 (т. 1, л.д. 41, 42), - которым обществу с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш" предписано уплатить пени по транспортному налогу в сумме 300 руб. 96 коп., начисленные на пенеобразующую недоимку по транспортному налогу за 4 квартал 2011 года, по установленному сроку уплаты 01.02.2012, однако, уже в сумме 28 898 руб. (доказательства направления требования N 18031 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.04.2012 представлены уполномоченным органом в материалы настоящего дела на стадии апелляционного судопроизводства, т. 2, л.д. 72 - 74).
Соответственно, относительно решения от 27.04.2012 N 149925 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств (т. 1, л.д. 43), - которым предписывалось произвести взыскание 19 128 руб. транспортного налога, в пределах суммы, указанной в требование N 152170 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.02.2012, - уполномоченным органом не представлено доказательств законности его вынесения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан (отсутствие документального подтверждения обоснованности суммы транспортного налога в размере 19 128 руб. (налоговая декларация ООО ТД "Лимонаш", акты налоговых проверок в отношении налогоплательщика по соответствующему вопросу, решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения)).
Более того, при заявлении требования о включении в реестр требований кредиторов третьей очереди соответствующих сумм, все без исключения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств, были представлены уполномоченным органом в копиях, не содержащих подписей заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан Назмутдинова Н.А. и начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан Хуснутдинова Р.И. (в последнем случае - применительно к решению налогового органа от 27.04.2012 N 149925) (т. 1, л.д. 35 - 43).
Копии данных требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, содержащие подписи заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан представлены уполномоченным органом в материалы дела N А07-1486/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан, лишь на стадии апелляционного судопроизводства (т. 2, л.д. 55 - 62).
Помимо копий требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, - содержащих подписи заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан Хуснутдинова Р.И., на стадии апелляционного судопроизводства уполномоченным органом в материалы дела N А07-1486/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан представлены копии:
- решения от 27.04.2012 N 149925 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) - организации (ответственного участника (участников) консолидированной группы налогоплательщиков, индивидуального предпринимателя) в банках, а также электронных денежных средств, - содержащего подпись заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан Назмутдинова Н.А., и вынесенного налоговым органом применительно к требованию N 152170 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.02.2012 (т. 2, л.д. 64);
- решения от 30.05.2012 N 151479 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) - организации (ответственного участника (участников) консолидированной группы налогоплательщиков, индивидуального предпринимателя) в банках, а также электронных денежных средств, - содержащего подпись заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан Назмутдинова Н.А., и вынесенного налоговым органом применительно к требованию N 154105 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.04.2012 (т. 2, л.д. 63).
Вместе с тем, при попытке исправления недостатков, допущенных уполномоченным органом при обращении в арбитражный суд первой инстанции с требованием о включении соответствующих сумм в реестр требований кредиторов третьей очереди, заявителем не учтено следующее.
Прежде всего, в арбитражный суд первой инстанции была представлена заверенная копия решения от 27.04.2012 N 149925 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств, которое должно было быть подписано начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан Хуснутдиновым Р.И., однако, не содержало подписи (росписи) данного должностного лица налогового органа.
В суд апелляционной инстанции уполномоченный орган представляет заверенную копию, уже содержащую подпись (роспись) должностного лица налогового органа, однако, не начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан, а, заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан Назмутдинова Н.А. (т. 2, л.д. 63).
Таким образом, к рассматриваемой ситуации применимы положения ч. 6 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, положения ч. 6 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае подлежат применению к представленным уполномоченным органом на стадии апелляционного судопроизводства дополнительным доказательствам (решениям от 27.04.2012 N 149925 и от 30.05.2012 N 151479) по следующим причинам.
Как отмечено выше, заявителем на стадии апелляционного судопроизводства в материалы дела N А07-1486/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан представлены заверенные копии решений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) - организации (ответственного участника (участников) консолидированной группы налогоплательщиков, индивидуального предпринимателя) в банках, а также электронных денежных средств.
Между тем, такой формы указанных решений по состоянию на 27.04.2012 и на 30.05.2012 не имело места быть.
Форма решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) - организации (ответственного участника (участников) консолидированной группы налогоплательщиков, индивидуального предпринимателя) в банках, а также электронных денежных средств утверждена приказом ФНС России от 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@ (Приложение N 4) и действует с 06.08.2012.
По состоянию на 27.04.2012 и на 30.05.2012 действовала форма решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств, утвержденная приказом ФНС России от 13.10.2010 N ММВ-7-8/499@ (Приложение N 1).
Таким образом фактически уполномоченным органом предпринимаются попытки исправления недостатков, допущенных на стадии подачи требования о включении в реестр требований кредиторов сумм задолженности.
В силу условий п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 45 НК РФ).
В то же время Налоговым кодексом Российской Федерации для налоговых органов установлена определенная процедура принятия мер, направленных на принудительное обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов налогоплательщиками, плательщиками сборов.
Пунктом 1 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 НК РФ).
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (п. 3 ст. 46 Кодекса).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (п. 7 ст. 46 НК РФ).
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога (п. 9 ст. 46 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Доказательств соблюдения, ни одного из вышеперечисленных требований Налогового кодекса Российской Федерации, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан, в отношении ООО ТД "Лимонаш", уполномоченным органом в материалы дела N А07-1486/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан, в отношении требования N 14997 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2011 не представлено.
Следовательно, поскольку налоговым органом не соблюдены условия п. п. 5, 6 ст. 69 НК РФ, не представлено доказательств соблюдения норм п. п. 1, 2, 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 Кодекса, в том числе применительно к обоснованности начисления пеней на "задавненную" недоимку (требование N 14997 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2011), соответственно, уполномоченный орган не доказал наличие у него права требования включения в реестр кредиторов третьей очереди соответствующих сумм задолженности.
Также суд апелляционной инстанции, исследовав представленные уполномоченным органом при рассмотрении требования в арбитражном суде первой инстанции документы, установил недоказанность заявителем обоснованности размера предъявляемых к включению в реестр требований кредиторов, составляющих не 39 037 руб. 98 коп., как указывает уполномоченный орган, а, исходя из содержания представленных требования N 14997 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2011 (т. 2, л.д. 55, 56) и требования N 18031 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.04.2012 (т. 1, л.д. 59, 60), 2370 руб. 06 коп. (2069 руб. 10 коп. + 300 руб. 96 коп.).
Более того, из содержания справки N 96327 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 13.03.2012 (т. 1, л.д. 8) сумма задолженности по пеням по транспортному налогу также указана в размерах 2069 руб. 10 коп. и 204 руб. 04 коп., что, в последнем случае, опять же, не тождественно сумме пеней, указанной в требовании N 14997 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2011 (300 руб. 96 коп.).
Представленные уполномоченным органом в материалы дела N А07-1486/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан на стадии апелляционного судопроизводства подтверждение пени, начисленной с 01.03.2012 по 07.11.2012 (т. 2, л.д. 81 - 87) и подтверждение пени, начисленной с 01.10.2010 по 06.11.2012 (т. 2, л.д. 88 - 95), также не свидетельствует об обоснованности заявленного требования о включении в реестр требований кредиторов третье очереди сумм пеней по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и по транспортному налогу, но, напротив, подтверждают выводы арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что налоговым (уполномоченным) органом не доказан факт обоснованности заявляемых к включению в реестр требований кредиторов сумм.
Так, из содержания подтверждения пеней, начисленных с 01.03.2012 по 07.11.2012 по транспортному налогу (т. 2, л.д. 81 - 87) следует, что сумма пенеобразующая 19 128 руб. является входящим сальдо, однако, документы, подтверждающие обоснованность указанного входящего сальдо, а также сроков образования пенеобразующей задолженности уполномоченным органом не представлены в материалы настоящего дела, как при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, так и на стадии апелляционного судопроизводства. Расчет пеней применительно к периодам с 28.04.2012 по 07.11.2012 в данном случае вообще не имеет значения, поскольку уполномоченный орган обратился в арбитражный суд первой инстанции с соответствующим требованием 28.04.2012 (штемпель отделения почтовой связи на почтовом конверте, т. 1, л.д. 62а).
Из содержания подтверждения пеней, начисленных с 01.10.2010 по 06.11.2012 по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (т. 2, л.д. 88 - 95) также следует, что пеня начислена на входящее сальдо по состоянию на 25.10.2010 в сумме 620 795 руб., однако, соответствующих подтверждающих документов, в том числе относительно сроков образования задолженности и мер, принятых в целях ее взыскания, заявителем не представлено ни при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, ни при рассмотрении апелляционной жалобы. Расчет пеней применительно к периодам с 28.04.2012 по 06.11.2012 также не иметь значения, поскольку уполномоченный орган обратился с соответствующим требованием в арбитражный суд первой инстанции 28.04.2012 (штемпель отделения почтовой связи на почтовом конверте, т. 1, л.д. 62а).
Обстоятельств, объективно препятствовавших заявителю, представлению при рассмотрении требования в арбитражном суде первой инстанции доказательств, подтверждающих реальный размер сумм, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, а также соблюдения вышеперечисленных норм Налогового кодекса Российской Федерации, из материалов дела N А07-1486/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан, не усматривается. Более того, уполномоченный орган не использовал возможность, предоставленную ему судом апелляционной инстанции (определение от 30.10.2012 об отложении рассмотрения апелляционной жалобы).
С учетом изложенного, у арбитражного суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов третьей очереди суммы 56 165 руб. 98 коп., составляющей задолженность по уплате налогов и сборов в сумме 19 128 руб. и задолженность по пеням в сумме 39 037 руб. 98 коп.
Применительно к требованию N 154105 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.04.2012, несмотря на представленные в материалы настоящего дела налоговые декларации ООО ТД "Лиимонаш" по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в том числе уточненные), заявителем, как отмечено выше, при рассмотрении вопроса об обоснованности требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов в арбитражном суде первой инстанции, не было не представлено доказательств направления требования от 27.04.2012 N 154105 налогоплательщику.
Соответствующие доказательства представлены заявителем, лишь на стадии апелляционного судопроизводства (т. 2, л.д. 75, 76).
В то же время, данное обстоятельство не имеет значения в связи со следующим.
Процедура наблюдения в отношении ООО ТД "Лимонаш" была введена определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2012 по делу N А07-1486/2012.
Налоговые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (первичная и уточненная), как отмечено выше, были самостоятельно представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета, соответственно 30.03.2012, 03.04.2012, и 16.04.2012, то есть, после введения в отношении ООО ТД "Лимонаш" процедуры наблюдения.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25), при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ, пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 предъявление требования об уплате налога расценивается НК РФ в качестве необходимого условия для осуществления в последующем мер по принудительному взысканию постольку, поскольку в таком требовании налоговым органом устанавливается срок его исполнения, с истечением которого Кодекс связывает возникновение у налогового органа права на осуществление принудительного взыскания в бесспорном или судебном порядке указанной в данном документе задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона о банкротстве последствием введения наблюдения является допустимость заявления требований по обязательным платежам, срок уплаты которых наступил на дату введения наблюдения, только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику.
Поскольку с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения недоимка по налогам не может быть взыскана налоговым органом в принудительном порядке, определенном НК РФ, то, соответственно, выставление должнику требования об уплате налога не является необходимым условием для установления и включения в реестр требований кредиторов требований по налогам, заявляемых уполномоченным органом в деле о банкротстве в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона о банкротстве.
В рассматриваемом случае суду необходимо устанавливать, не истек ли на момент обращения уполномоченного органа в суд срок давности взыскания налогов в судебном порядке, складывающийся при невыставлении требования из совокупности следующих сроков: срока, установленного статьей 70 НК РФ на предъявление требования об уплате налогов, срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств (пункт 3 статьи 46 НК РФ) и срока на обращение в суд с требованием о взыскании указанной задолженности за счет иного имущества организации (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Пунктом 22 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 25 предусмотрено, что при проверке обоснованности и размера требований по налогам судам необходимо учитывать, что представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными.
В этом случае уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).
В качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
Таким образом, поскольку размер налоговых обязательств подтвержден обществом с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш" самостоятельно, путем представления в налоговый орган по месту учета уточненной налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2011 год.
Уполномоченный орган обратился с соответствующим требованием в Арбитражный суд Республики Башкортостан 28.04.2012 (штемпель отделения почтовой связи на почтовом конверте, т. 1, л.д. 62а).
В связи с этим, требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов третьей очереди задолженности по налогам (единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения) в сумме 784 523 руб. является обоснованным, документально подтвержденным, и подлежит удовлетворению.
Таким образом, определение арбитражного суда первой инстанции в части включения в реестр требований кредиторов третьей очереди ООО ТД "Лимонаш", задолженности по налоговым платежам (налог и пени) в сумме 56 165 руб. 98 коп. подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
В отношении требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов третьей очереди 1 865 353 руб. 77 коп. задолженности по страховым взносам и пеням.
При рассмотрении требования уполномоченного органа в части страховых взносов в материалы дела N А07-1486/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан, как на стадии рассмотрения обоснованности требования уполномоченного органа в арбитражном суде первой инстанции, так и на стадии апелляционного судопроизводства, представлены следующие документы:
- требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 11.04.2011 N 002870400060632, которым ООО ТД "Лимонаш" предписывалось в срок до 30.04.2011 уплатить недоимку по состоянию на 11.04.2011: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 202 464 руб. 76 коп. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 103 052 руб. 48 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 99 412 руб. 28 коп.), пени в общей сумме 5828 руб. 19 коп. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 2977 руб. 57 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 2850 руб. 62 коп. (т. 1, л.д. 73), а также доказательства направления данного требования страхователю (т. 1, л.д. 74, 75);
- решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 05.05.2011 N 002 870 11 ВД 0016482 (в пределах требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 11.04.2011 N 002870400060632), - которым с ООО ТД "Лимонаш" взыскивалась сумма 181 292 руб. 95 коп., складывающаяся из недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 91 052 руб. 48 коп., пеней по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 2977 руб. 57 коп., недоимки по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 84 412 руб. 28 коп., пеней по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 2850 руб. 62 коп. (т. 1, л.д. 76), а также доказательства направления данного решения страхователю (т. 1, л.д. 77 - 80);
- уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 24.04.2011 N 00287040107972, которым ООО ТД "Лимонаш" предписывалось в срок до 15.05.2011 уплатить недоимку по состоянию на 11.04.2011: по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 4424 руб. 33 коп. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 3720 руб. 30 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 704 руб. 03 коп. (т. 1, л.д. 81), а также доказательства направления данного требования страхователю (т. 1, л.д. 82);
- требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 08.07.2011 N 00287040162055, которым ООО ТД "Лимонаш" предписывалось в срок до 29.07.2011 уплатить недоимку по состоянию на 08.07.2011: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 463 548 руб. 94 коп. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 284 638 руб. 37 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 80 077 руб. 97 коп.), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 78 778 руб. 01 коп. (в том числе в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 64 676 руб., в части территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 14 102 руб. 01 коп.), пени в общей сумме 16 841 руб. 30 коп. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 13 055 руб. 38 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 3785 руб. 92 коп., пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1994 руб. 68 коп., пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1218 руб. 61 коп. (т. 1, л.д. 83), а также доказательства направления данного требования страхователю (т. 1, л.д. 84, 85);
- уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 29.09.2011 N 00287040225092, которым ООО ТД "Лимонаш" предписывалось в срок до 18.10.2011 уплатить недоимку по состоянию на 08.07.2011: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 100 980 руб. 82 коп. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 100 980 руб. 82 коп.), пени в общей сумме 15 515 руб. 41 коп. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 12 450 руб. 78 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 3064 руб. 63 коп., пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1936 руб. 21 коп., пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1218 руб. 61 коп. (т. 1, л.д. 86), а также доказательства направления данного требования страхователю (т. 1, л.д. 87);
- решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 17.12.2011 N 002 870 11 ВД 0077383 (в пределах уточненного требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 29.09.2011 N 00287040225092), - которым с ООО ТД "Лимонаш" взыскивалась сумма 76 496 руб. 23 коп., складывающаяся из недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 60 980 руб. 82 коп., пеней по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 12 450 руб. 78 коп., пеней по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 3064 руб. 43 коп., пеней по взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1936 руб. 21 коп., пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1218 руб. 61 коп. (т. 1, л.д. 76), а также доказательства направления данного решения страхователю (т. 1, л.д. 89);
- постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 29.02.2012 N 00287090005621 (в пределах уточненного требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 29.09.2011 N 00287040225092), - которым с ООО ТД "Лимонаш" взыскивалась сумма 76 496 руб. 23 коп., складывающаяся из недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 60 980 руб. 82 коп., пеней по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 12 450 руб. 78 коп., пеней по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 3064 руб. 43 коп., пеней по взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1936 руб. 21 коп., пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1218 руб. 61 коп. (т. 1, л.д. 90), а также доказательства направления данного решения страхователю (т. 1, л.д. 91). При этом на стадии апелляционного судопроизводства, в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы настоящего дела представлено вынесенное 27.04.2012 судебным приставом-исполнителем Кировского районного отдела судебных приставов г. Уфы Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан постановление о возбуждении исполнительного производства N 17304/12/03/02, на основании вышеназванного постановления УПФР (т. 2, л.д. 19);
- требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 23.09.2011 N 00287040222414, которым ООО ТД "Лимонаш" предписывалось в срок до 14.10.2011 уплатить недоимку по состоянию на 23.09.2011: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 633 827 руб. 65 коп. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 499 177 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 134 650 руб. 65 коп.), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 116 337 руб. 44 коп. (в том числе в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 67 581 руб. 90 коп., в части территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 48 755 руб. 54 коп.), пени в общей сумме 21 470 руб. 47 коп. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 17 343 руб. 39 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 4127 руб. 08 коп., пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2197 руб. 34 коп., пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1370 руб. 81 коп. (т. 1, л.д. 92), а также доказательства направления данного требования страхователю (т. 1, л.д. 93);
- решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 07.12.2011 N 002 870 11 ВД 0071407 (в пределах требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 23.09.2011 N 00287040222414), - которым с ООО ТД "Лимонаш" взыскивалась сумма 655 298 руб. 12 коп., складывающаяся из недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 499 177 руб., пеней по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 17 343 руб. 39 коп., недоимки по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 134 650 руб. 65 коп., пеней по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 4127 руб. 08 коп., недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 67 581 руб. 90 коп., пеней по взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2197 руб. 34 коп., недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 48 755 руб. 54 коп., пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1370 руб. 81 коп. (т. 1, л.д. 94);
- требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.11.2011 N 00287040246743, которым ООО ТД "Лимонаш" предписывалось в срок до 06.12.2011 уплатить недоимку по состоянию на 16.11.2011: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 626 860 руб. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 496 752 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 130 180 руб.), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 122 961 руб. (в том числе в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 74 741 руб., в части территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 48 220 руб.), пени в общей сумме 21 254 руб. 32 коп. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 17 000 руб. 52 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 4253 руб. 80 коп., пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2295 руб. 95 коп., пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1557 руб. 79 коп. (т. 1, л.д. 95), а также доказательства направления данного требования страхователю (т. 1, л.д. 96);
- решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 17.12.2011 N 002 870 11 ВД 0077386 (в пределах требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.11.2011 N 00287040246743), - которым с ООО ТД "Лимонаш" взыскивалась сумма 618 114 руб. 32 коп., складывающаяся из недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 476 752 руб., пеней по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 17 000 руб. 52 коп., недоимки по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 120 108 руб., пеней по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 4253 руб. 80 коп., недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 72 036 руб. 95 коп., пеней по взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2295 руб. 95 коп., недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 43 220 руб., пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1557 руб. 79 коп. (т. 1, л.д. 97);
- постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 29.02.2012 N 00287090005620 (в пределах требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.11.2011 N 00287040246743), - которым с ООО ТД "Лимонаш" взыскивалась сумма 618 114 руб. 32 коп., складывающаяся из недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 476 752 руб., пеней по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 17 000 руб. 52 коп., недоимки по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 120 108 руб., пеней по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 4253 руб. 80 коп., недоимки по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 69 741 руб., пеней по взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2295 руб. 95 коп., недоимки по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 43 220 руб., пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1557 руб. 79 коп. (т. 1, л.д. 98);
- требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 07.03.2012 N 00287040010790, которым ООО ТД "Лимонаш" предписывалось в срок до 26.03.2012 уплатить недоимку по состоянию на 07.03.2012: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 347 893 руб. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 278 893 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 68 929 руб.), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 68 241 руб. (в том числе в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 41 480 руб., в части территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 26 761 руб.), пени в общей сумме 44 683 руб. 28 коп. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 33 342 руб. 78 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 9340 руб. 50 коп., пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5132 руб. 16 коп., пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3422 руб. 89 коп. (т. 1, л.д. 99), а также доказательства направления данного требования страхователю (т. 1, л.д. 100);
- решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 20.04.2012 N 002 870 12 ВД 0011845 (в пределах требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 07.03.2012 N 00287040010790), - которым с ООО ТД "Лимонаш" взыскивалась сумма 392 576 руб. 28 коп., складывающаяся из недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 278 964 руб., пеней по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 35 342 руб. 78 коп., недоимки по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 68 929 руб., пеней по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 9340 руб. 50 коп., недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 41 480 руб., пеней по взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5132 руб. 16 коп., недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 26 761 руб., пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3422 руб. 89 коп. (т. 1, л.д. 101), а также доказательства направления данного решения страхователю (т. 1, л.д. 102);
- уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 24.04.2011 N 00287040107972, которым ООО ТД "Лимонаш" предписывалось в срок до 15.05.2012 уплатить пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 4424 руб. 33 коп. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 3720 руб. 30 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 704 руб. 03 коп. (т. 2, л.д. 98), а также доказательства направления данного требования страхователю (т. 2, л.д. 99).
При рассмотрении требования в арбитражном суде первой инстанции в материалы настоящего дела представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2011 год (т. 1, л.д. 106 - 108), согласно которому ООО ТД "Лимонаш" продекларировало к уплате страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование - 1 235 099 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 323 688 руб. - на накопительную часть трудовой пенсии; на обязательное медицинское страхование - 178 803 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 118 737 руб. в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (т. 1, л.д. 106, оборотная сторона).
Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (нормы которого приводятся в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений)), в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи (ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании плательщику страховых взносов под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2012 N 212-ФЗ).
Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов должно содержать указание на те счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление страховых взносов, и сумму, подлежащую перечислению (ч. 8 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (ч. 14 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что, в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Все вышеперечисленные требования Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в данном случае (с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25), соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы ООО ТД "Лимонаш" о пропуске УПФР сроков для взыскания сумм недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в связи с этим, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Что касается доводов должника о неподтвержденности суммы долга в размере 120 646 руб. 68 коп., то, в данном случае указанную сумму составляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование, самостоятельно продекларированные к уплате обществом с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш".
Соответственно, арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов сумм недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, а также суммы начисленных пеней.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Обществом с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш", ни при рассмотрении требования в арбитражном суде первой инстанции, ни при подаче апелляционной жалобы не представлены копии документов, подтверждающих уплату части сумм страховых взносов, в целях опровержения размера сумм недоимок, заявленных уполномоченным органом во включение в реестр требований кредиторов третьей очереди.
Доказательств отсутствия возможности представления соответствующих доказательств при рассмотрении обоснованности требования в арбитражном суде первой инстанции должник не представил, и не воспользовался положениями абз. 1 ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правильность расчета сумм страховых взносов и пеней, предъявленных к включению в реестр требований кредиторов третьей очереди, судом апелляционной инстанции проверена.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО ТД "Лимонаш" в данной части не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 августа 2012 года по делу N А07-1486/2012 отменить в части включения в реестр требований кредиторов третьей очереди общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш" задолженности по налоговым платежам в общей сумме 56 165 руб. 98 коп., в том числе 19 128 руб. задолженности по уплате налога и 39 037 руб. 98 коп. пеней.
В указанной части в удовлетворении требования Федеральной налоговой службе в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан отказать.
В остальной части определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 августа 2012 года по делу N А07-1486/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Лимонаш" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1486/2012
Должник: ООО ТД "Лимонаш"
Кредитор: -, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N40 по Республике Башкортостан, ОАО "Мегафон", ОАО "Ростелеком", ООО "АЗС "КПД", ООО "Даймэкс", ООО "Нефтехимтрейдинг-Регион", ООО "Сантар", ООО "Страховая группа "Компаньон", Самарский филиал ОАО Ростелеком
Третье лицо: Временный управляющий Крючков В. Я., Временный управляющий ООО Торговый дом "Лимонаш" Крючков В. Я., ГУ - УПФ РФ в Кировском районе г. Уфы, ГУ - УПФР в Кировском районе г. Уфы, Межрайонная ИФНС России N 40 по Республике Башкортостан, Крючков Владимир Яковлевич, НП "СО АУ Евросиб", УПФ РФ в Кировском районе г. Уфы
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2013 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1486/12
13.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1472/13
29.11.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9823/12
10.09.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1486/12
24.07.2012 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1486/12