город Ростов-на-Дону |
|
13 ноября 2012 г. |
дело N А53-22510/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ивановой Н.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михалицыной Л.В.,
при участии:
от Федерального казенного предприятия "Комбинат "Каменский": представитель по доверенности Саюнченко А.А. (паспорт, доверенность N 5 от 30.12.2011 по 31.12.2012)
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу: представитель по доверенности ведущий специалист-эксперт Горбанёв А.С. (удостоверение N 215 выдано 20.08.2012, доверенность N УЗ-137/02-05 от 20.08.2012 по 31.12.2012)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.08.2012 по делу N А53-22510/2012, принятое судьей Чернышевой И.В., по заявлению Федерального казенного предприятия "Комбинат "Каменский" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Комбинат "Каменский" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - Управление) от 05.06.2012 N 07-10/119 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 40000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.08.2012 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что предприятие предоставило в установленный срок, 09.04.2012 отчетность по формам N N 1,2, 6,7 с указанием достоверных сведений по закупаемым объемам, а то обстоятельство, что представлено 4 формы отчетности, вместо 6, судом как недостоверность представленных предприятием сведений, и не предоставление деклараций в срок, не было признано.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что в декларациях представленных предприятием содержаться искаженные данные. Кроме того, ФКП "Комбинат "Каменский", обязано было представить декларации, по каждому виду своей деятельности: в связи с осуществлением закупки этилового спирта в технических целях, не связанных с производством алкогольной продукции; в связи с наличием лицензии Б068827 на производство, хранение и поставки производственного этилового спирта. Таким образом, представление предприятием 4-х форм деклараций вместо 6 является уклонением от предоставления соответствующих деклараций, что также образует состав административного правонарушения по ст. 15.13 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления Росалкогольрегулирования по ЮФО поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ФКП "Комбинат "Каменский" не согласился с доводами апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 17 мая 2012 Управлением было вынесено определение N 07-10/19 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении предприятия "Каменский" по признакам наличия в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ и проведении административного расследования.
В ходе проведения проверки Управлением установлено, что предприятие имея лицензию Б 068827 сроком действия до 08.04.2014г. на право осуществления деятельности по производству, хранению и поставкам произведенного этилового спирта, в том числе денатурированного, исказило данные деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2012 г., а также не представило в установленный законодательством срок деклараций об объемах производства оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2012 г., как организации, осуществляющей закупку и использование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на технические и иные цели, не связанные с производством алкогольной и спиртосодержащей продукции.
04.06.2012 главным специалистом-экспертом Управления в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N 07-10/119.
Постановление N 07-10/119 о привлечении ФКП " Комбинат "Каменский" к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ было вынесено заместителем руководителя Управления 05.06.2012. Данным постановлением предприятие было признано виновным в совершении вмененного ему в вину правонарушения с наложением административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота в порядке и по форме, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций (далее - Положение).
Положением предусмотрено несколько форм деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 3 Положения организации, осуществляющие производство, хранение и поставки этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья, в том числе этилового спирта, ректификованного из спирта-сырца и головной фракции этилового спирта, а также денатурированного этилового спирта, представляют декларации по форме согласно приложению N1.
Организации, использующие этиловый спирт, в том числе денатурированный, для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на технические или иные цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 2.
Организации, осуществляющие производство и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурированного, и произведенной алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 6.
Декларации по форме согласно приложению N 7 представляют организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год.
Таким образом, в случае приобретения организацией и использования на технические цели более 200 дал этилового спирта в год необходимо представлять декларацию об объемах использования этилового спирта (Приложение N 2 к Положению), а также декларацию об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 7 к Положению).
Сроки подачи указанных деклараций установлены в пункте 5.4.1 Положения, согласно которого декларации представляются в территориальные органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В силу пункта 5 Положения N 858 организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации. Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной службой формате.
Поскольку ФКП "Комбинат "Каменский" имеет лицензию на производство, хранение и поставки этилового спирта, предприятие обязано представлять декларации по формам приложения N 1 и N 6, а также осуществляет закупку этилового спирта на технические и иные цели (не связанные с производством спиртосодержащей продукции) в объеме свыше 200 далл в год, следовательно, предприятие обязано представлять декларации по форме приложений N 2 и N 7 как организация, закупившая и использующая этиловый спирт на технические или иные цели, не связанные с производством спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Из материалов дела усматривается, что предприятие предоставило в установленный срок, 09.04.2012 отчетность по формам N N 1,2, 6,7 с указанием достоверных сведений по закупаемым объемам.
Основанием для привлечения ФКП "Комбинат "Каменский" к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ послужило искажение данных деклараций об объемах производства, оборота и использования указание в декларациях по форме N 2 и N 7 номера лицензии Б 068827 на право производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, что соответствует использованию этилового спирта при осуществлении лицензируемого вида деятельности, а также непредставления в установленный срок деклараций об объемах производства оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2012 года, как организации, осуществляющей закупку и использование этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции на технические или иные цели, не связанные с производством спиртосодержащей и алкогольной продукции.
ФКП "Комбинат "Каменский" имея лицензию, фактически не осуществляя деятельность, не представил в Управление декларации по форме Приложения N N 1,2,6,7 с нулевыми показателями.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Частью 2 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшим дело.
Часть 4 вышеуказанной статьи предусматривает, что все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исходя из изложенного, административный орган обязан доказать наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности.
С учетом особенностей диспозиции статьи 15.13 КоАП РФ Управление должно было доказать вину (в форме умысла) предприятия в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Однако в нарушение приведенных норм права ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении управлением не описаны признаки, свидетельствующие о наличии в действиях общества прямого умысла на совершение вменяемого административного правонарушения.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается административным органом, декларации по формам приложений N N 1,2,6,7 об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2012 года представлены предприятием в электронном виде - 05.04.2012г., направлены на бумажном носителе 04.05.2012г., то есть в установленный законом срок.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что представление предприятием в административный орган в установленный законом срок в электронном виде декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за I квартал 2012 г. не создает препятствий в осуществлении контроля за объемами производства и оборота алкогольной продукции данным предприятием.
Довод апелляционной жалобы о том, что должны быть представлены декларации по форме Приложения N N 1,2,6,7 с нулевыми показателями по имеющейся лицензии, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3.1. Приказа Росалкогольрегулирования от 15.03.2010 N 24н "Об утверждении Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту -Приказ) декларация N 1 заполняется организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата.
Пунктом 4.1 Приказа предусмотрено, что декларация N 2 заполняется организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также организациями, использующими этиловый спирт, в том числе денатурат, на технические и иные цели, не связанные с производством денатурата, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в объеме свыше 200 дал в год.
Пунктом 8.1. Приказа установлено, что декларация N 6 заполняется организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции.
Пункт 9.1. предусматривает, что декларация N 7 заполняется организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также организациями, закупающими этиловый спирт, в том числе денатурат, на технические или иные цели, не связанные с производством денатурата, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в объеме свыше 200 дал в год.
Согласно пункту 1.2. Приказа организация заполняет декларации по формам N 1 - 7 в зависимости от вида осуществляемой деятельности за отчетный квартал либо месяц.
В приказе не предусмотрена обязанность по предоставлению нулевой декларации, в случае отсутствия ведения деятельности.
В пунктах 4.1, 9.1 Приказа установлена обязанность по предоставлению деклараций организаций, имеющих лицензии, а также использующих этиловый спирт.
Управлением при проведении проверки было установлено, что предприятие имеет лицензию Б 068827 на право производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, при этом деятельность не осуществляет.
Предприятие осуществляет закупку этилового спирта на технические и иные цели (не связанные с производством спиртосодержащей продукции) в объеме свыше 200 далл в год, следовательно, предприятие обязано представлять декларации по форме приложений N 2 и N 7 как организация, закупившая и использующая этиловый спирт на технические или иные цели, не связанные с производством спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Предприятие указанную обязанность выполнило своевременно.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствует обязанность по представлению двух комплектов деклараций, в том числе с нулевыми показателями.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о включение в декларацию заведомо искаженных данных.
Исходя из смысла статьи 15.13 КоАП РФ, включение в декларацию заведомо искаженных данных предполагает не любое искажение сведений, а заведомое искажение данных, касающихся объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и административная ответственность наступает при доказанности вины в форме умысла.
Анализ представленных документов свидетельствует о том, что предприятие при заполнении деклараций по формам N 1 - 7 не включало заведомо искаженные данные, более того Управление указывает в постановлении на необходимость предоставления деклараций с нулевыми показателями, которые фактически не содержат сведения об объемах.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что управление располагало сведениями для проведения проверки предприятия.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что административным органом не доказан обязательный признак вменяемого обществу правонарушения - намеренность искажения данных, а также прямой умысел общества.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, об отсутствии оснований для привлечения предприятия к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.08.2012 по делу N А53-22510/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22510/2012
Истец: Федеральное казенное предприятие "Комбинат "Каменский", ФКП "Комбинат "Каменский"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу