г. Самара |
|
03 декабря 2012 г. |
Дело N А65-17229/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лещенко А.В.,
с участием:
от Совета Нижнекамского муниципального района - не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 августа 2012 года по делу N А65-17229/2012 (судья Бредихина Н.Ю.),
принятое по заявлению Совета Нижнекамского муниципального района, Республика Татарстан, г. Нижнекамск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными предписания и решения от 06 июня 2012 года по делу N 06-36/2012,
УСТАНОВИЛ:
Совет Нижнекамского муниципального района, г. Нижнекамск (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными предписания и решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик) от 06 июня 2012 года по делу N 06-36/2012.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 августа 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, УФАС по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель УФАС по Республике Татарстан в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу Совет Нижнекамского муниципального района просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 29.10.2012 представитель Совета Нижнекамского муниципального района не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 29.10.2012 на 26.11.2012, о чем представители лиц, участвующих в деле, были извещены в судебном заседании под роспись. О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, были также поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии и об отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Отчет о публикации судебного акта, подтверждающий размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет указанных сведений, включая дату и время их размещения, приобщен к материалам дела.
В судебное заседание 26.11.2012 представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства
На основании приказа от 16.08.2011 г. N 01/644-пр ответчиком проведена плановая проверка в Совете Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
По мнению проверяющих, некоторые пункты Положения, утвержденного решением Совета N 5 от 22.02.2008 г. "О порядке предоставления на территории Нижнекамского муниципального района земельных участков для целей, не связанных со строительством", не соответствуют действующему законодательству, что свидетельствует о допущенном заявителем нарушении статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела N 06-36/2012 антимонопольным органом 06.06.2012 г. вынесено решение, которым действия заявителя признаны нарушающими статью 15 Закона о конкуренции, а именно: заявителем не приведено в соответствие действующему законодательству решение N 5 от 22.02.2008 г. "Об утверждении положения о порядке предоставления на территории Нижнекамского муниципального района земельных участков для целей, не связанных со строительством", что могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции (л.д.8-12).
На основании указанного решения заявителю 06.06.2012 г. выдано предписание о прекращении нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, которым заявителю предписано в срок до 01.08.2012 г. привести решение N 5 от 22.02.2008 г. "Об утверждении положения о порядке предоставления на территории Нижнекамского муниципального района земельных участков для целей, не связанных со строительством" в соответствие с антимонопольным законодательством ( л.д.13-14).
Заявитель, полагая, что вынесенные административным органом решение и предписание являются незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обжаловал указанные акты в суд.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что указанный в пунктах 2.9 и 3.7 решения Совета N 5 от 22.02.2008 г. 14-дневный срок не является сроком проведения торгов, в течение данного срока принимаются заявления лиц, изъявивших желание приобрести права на земельный участок. По истечении данного срока, если поступят два и более заявления, проводятся открытые торги в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. N 808 "Об организации проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" с соблюдением 30-дневного срока. Во всех случаях проведения торгов данные сроки публикации извещения о торгах соблюдаются.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Статьей 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Советом Нижнекамского муниципального района РТ принято решение N 5 от 22.08.2008 г. "Об утверждении Положения о порядке предоставления на территории Нижнекамского муниципального района земельных участков для целей, не связанных со строительством" (л.д.35).
Согласно пунктам 2.9, 3.7 вышеуказанного Положения при поступлении двух и более заявлений в течение 14 дней с момента публикации в средствах массовой информации сообщения о намерении приобретения прав на один земельный участок для размещения стационарного объекта мелкорозничной сети проводятся открытые торги в порядке, установленном постановлением руководителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района N 275 от 28.09.2006 г. "О порядке проведения торгов при продаже и сдаче в аренду земельных участков и объектов муниципальной собственности", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. N 808 "Об организации проведения торгов по продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" (л.д.38, 40).
По мнению УФАС указанные пункты не соответствуют действующему законодательству, противоречат положениям ч.1 ст. 34 Земельного Кодекса РФ, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого они обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Исходя из анализа указанной нормы, ответчиком сделан вывод о том, что для соблюдения принципа публичности Земельным Кодексом РФ во всех случаях при проведении торгов устанавливается минимальный месячный срок (30 дней) для проведения торгов при поступлении двух и более заявлений с момента публикации в средствах массовой информации сообщения о намерении приобретения прав на один земельный участок.
Следовательно, установление в пунктах 2.9 и 3.7 Положения 14-дневного срока, вместо срока в 30 дней для проведения торгов, по мнению УФАС, не соответствует требованиям, закрепленным ст. 34 ЗК РФ, поскольку сокращает срок, установленный законом для публикации извещения о проведении открытых торгов.
Однако, суд, признавая выводы УФАС неправомерными, обоснованно исходил из того, что п. 1 с. 34 ЗК РФ закреплены основные требования, которым должна отвечать процедура предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2 ст. 34 Кодекса граждане, которые заинтересованы в получении земельных участков, должны подать заявление в исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение истребуемым земельным участком.
После этого орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти в течение одного месяца выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующих территорий.
Заявитель на основании указанной схемы обеспечивает выполнение кадастровых работ и обращается для осуществления кадастрового учета участка и изготовления кадастрового паспорта.
В двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно.
Таким образом, ст. 34 ЗК РФ предусматривает заявительный порядок предоставления земельных участков, проведение торгов при этом не предусматривается.
Установленный заявителем в Положении срок не является сроком проведения торгов по продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а является дополнительным 14-дневным сроком, установленным в целях подготовки информации и доведения до граждан сведений о земельном участке, который планируется к предоставлению, и в том числе путем последующего проведения торгов в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 808 от 11.11.2002 г.(при подаче двух или более заявок).
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ N 808 от 11.11.2002 г. "Об организации проведения торгов по продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
Таким образом, если после публикации сообщения о намерении предоставить земельный участок в течение 14 дней от граждан поступят два и более заявления, в порядке, установленном Правительством РФ, и конкретизированном положениями нормативных актов органа местного самоуправления, уполномоченным органом исполнительной власти начинается процедура проведения торгов, предусмотренная вышеприведенным Постановлением Правительства, а именно: подлежит публикации извещение о проведении торгов не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов, в дальнейшем проводятся торги.
При этом, как правильно указал суд, данная норма не предусматривает императивных требований относительно сроков и порядка подготовки информации о намерении предоставить земельный участок до начала процедуры проведения торгов.
Исходя из изложенного, судом сделан правильный вывод о том, что установленный заявителем в Положении (п.2.9 и 3.7), дополнительный срок для уведомления граждан и юридических лиц о выставлении на продажу (предоставление в аренду) земельного участка, и представления последними своих предложений о возможном желании приобрести участок, в случае подачи одной заявки не нарушает положения ст. 34 ЗК РФ и антимонопольного законодательства, поскольку торги не проводятся и конкуренция отсутствует, а в случае подачи двух и более заявок также не нарушает положения ст. 34 ЗК РФ, поскольку в дальнейшем процедура проведения торгов осуществляется в полном соответствии с Постановлением правительства РФ N 808 от 11.11.2002 г.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 августа 2012 года по делу N А65-17229/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17229/2012
Истец: Совет Нижнекамского муниципального района
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4605/13
23.05.2013 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-17229/12
03.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12923/12
24.08.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-17229/12