г. Пермь |
|
27 ноября 2012 г. |
Дело N А50-14604/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Козлова Е.А. (паспорт, доверенность от 25.08.2010), Коржова Е.С. (паспорт, доверенность от 05.09.2011),
от ответчика - представитель не явился,
от третьего лица - представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Департамента земельных отношений Администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 сентября 2012 года
по делу N А50-14604/2011,
принятое судьей Трубиным Р.В.,
по иску Индивидуального предпринимателя Козлова Анатолия Ивановича (ОГРНИП 304594804400034, ИНН 594800028469)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми
третье лицо: Департамент планирования и развития территории города Перми
о признании решения незаконным, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Козлов Анатолий Иванович (заявитель) обратился в арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми (ответчик) о признании незаконным отказа в непредоставлении в аренду земельного участка общей площадью 6809,45 кв.м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Юрша, 25/1 и ул. Пушкарская, 98, для строительства здания детского сада на 190 мест; о возложении на ответчика обязанности принять решение о предоставлении заявителю в аренду указанного земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов), на условиях предусмотренных п. 4 ст. 30 ЗК РФ.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент планирования и развития территории города Перми.
Решением арбитражного суда Пермского края от 17.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 решение суда от 17.11.2011 по делу N А50-14604/2011 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.05.2012 решение арбитражного суда от 17.11.2011 и постановление апелляционного суда от 25.01.2012 отменены, дело передано на новое рассмотрение.
На основании ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным изложенный в письме от 01.07.2011 отказ ответчика в предоставлении земельного участка общей площадью 6809,4 5кв.м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Юрша, 25/1 и ул. Пушкарская, 98, в аренду на 4 года 11 месяцев под строительство здания детского сада на 190 мест, о возложении на ответчика обязанности осуществить действия, установленные п. 4 ст. 30 ЗК РФ, а именно: провести работы по формированию земельного участка; выполнить в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в отношении этого земельного участка работы, в результате которых будет обеспечена подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета; осуществить государственный кадастровый учет такого земельного участка; определить разрешенное использование земельного участка; определить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения на здание детского сада на 190 мест, по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Юрша, 25/1 и ул. Пушкарская, 98; принять решение о предоставлении указанного земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов); опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Решением суда от 14.09.2012 (резолютивная часть от 07.09.2012) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда от 14.09.2012 не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявления отказать. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что при наличии утвержденной градостроительной документации предоставление испрашиваемого земельного участка должно производиться без предварительного согласования места размещения объекта. Ответчик считает, что основания для предоставления земельного участка без проведения торгов отсутствуют. Кроме того, ответчик ссылается на отсутствие у него полномочий на проведение мероприятий, возложенных на него судом первой инстанции.
Третье лицо доводы апелляционной жалобы поддерживает.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что заявленные требования удовлетворены обоснованно, ответчик должен устранить допущенные нарушения путем совершения действий, предусмотренных п. 4 ст. 30 ЗК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 30.05.2011 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 6809,45 кв.м по ул. Юрша, 25/1 и ул. Пушкарской, 98 г. Перми для строительства здания детского сада на 190 мест.
Письмом от 01.07.2011 N И-21-01-09-11415 ответчик сообщил заявителю о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка возможно на торгах. Формирование этого земельного участка для реализации на торгах в настоящее время невозможно ввиду его расположения внутри жилого квартала и ограничения доступа.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий) (п. 11 указанной статьи).
Согласно материалам дела, постановлением администрации города Перми от 10.03.2010 N 102 утвержден проект межевания территории, которым установлены границы незастроенного земельного участка в кварталах 1747, 1748, 1749, 1750 Мотовилихинского района г. Перми площадью 6809,45 кв.м для строительства детского сада.
Следовательно, при наличии утвержденной градостроительной документации предоставление этого земельного участка должно производиться без предварительного согласования места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен в п. 4 ст. 30 ЗК РФ и включает в себя:
1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка (при этом передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Отказывая в предоставлении земельного участка для строительства, ответчик сослался на то, что испрашиваемый земельный участок расположен внутри жилого квартала, доступ к нему ограничен, для обеспечения доступа необходимо установление публичного сервитута.
Как правильно установлено судом первой инстанции, согласно утвержденному проекту межевания доступ к испрашиваемому земельному участку возможен путем использования смежного земельного участка, сформированного за счет городских земель для целей обеспечения прохода, проезда.
Таким образом, изложенный в письме от 01.07.2011 N И-21-01-09-11415 отказ в предоставлении земельного участка не соответствует закону и нарушает права заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу ч. 4 указанной статьи в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Признавая оспариваемое решение незаконным, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность осуществить действия, установленные п. 4 ст. 30 ЗК РФ, а именно: провести работы по формированию земельного участка; выполнить в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работы, в результате которых будет обеспечена подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета; осуществить государственный кадастровый учет такого земельного участка; определить разрешенное использование земельного участка; определить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения на здание детского сада на 190 мест, принять решение о предоставлении указанного земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов); опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Однако, возложение на ответчика обязанности принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов), противоречит положениям п. 4 ст. 30 ЗК РФ и необоснованно ограничивает его полномочия.
В соответствие с подп. 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ ответчик вправе принять решение о проведении в отношении испрашиваемого земельного участка торгов (конкурса, аукциона), либо решение о предоставлении этого земельного участка без проведения торгов (конкурса, аукциона).
Возможность предоставления земельного участка, в отношении которого утверждена градостроительная документация, исключительно без проведения торгов п. 11 ст. 30 ЗК РФ не установлена.
Ссылка ответчика на отсутствие у него полномочий на совершение действий, предусмотренных п. 4 ст. 30 ЗК РФ судом апелляционной инстанции отклоняется.
Ответчик является органом, уполномоченным на предоставление испрашиваемого земельного участка. Следовательно, при рассмотрении соответствующего заявления ответчик обязан обеспечить выполнение необходимых мероприятий, предусмотренных установленной Земельным кодексом Российской Федерации процедурой предоставления земельного участка.
С учетом изложенного, решение суда от 14.09.2012 подлежит изменению как принятое с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Государственная пошлина по иску, апелляционной и кассационной жалобам относится на ответчика (ст. 110 АПК РФ). Вопрос о возврате заявителю излишне уплаченной государственной пошлины может быть рассмотрен при обращении с заявлением в порядке ч. 2 ст. 112 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 сентября 2012 года по делу N А50-14604/2011 изменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Козлову Анатолию Ивановичу в аренду земельного участка, площадью 6809,45 кв.м по адресу: г. Пермь, ул.Юрша,25/1 и Пушкарская, 98, изложенное в письме от 01.07.2011 N И21-01-09-11415.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенные нарушения путем совершения действий, предусмотренных п. 4 ст. 30 ЗК РФ.
Взыскать с Департамента земельных отношений администрации г.Перми в пользу Индивидуального предпринимателя Козлова Анатолия Ивановича (ОГРНИП 304594804400034, ИНН 594800028469) государственную пошлину по заявлению, по апелляционной и кассационной жалобам в размере 400 (четырехсот) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14604/2011
Истец: Козлов А И
Ответчик: Департамент земельных отношений Администрации г. Перми
Третье лицо: Департамент планирования и развития территории г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13591/11
14.09.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-14604/11
23.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2590/12
25.01.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13591/11
25.01.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-14604/11
17.11.2011 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-14604/11