г. Самара |
|
19 ноября 2012 г. |
Дело N А65-11659/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Открытого акционерного общества "Казанский Завод Газовой Аппаратуры" - Сабиров И.И.; доверенность от 23.07.2012 года,
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Казанский Завод Газовой Аппаратуры"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2012 года по делу N А65-11659/2012 (судья Галиуллин Э.Р.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Казанский Завод Газовой Аппаратуры", (ОГРН 1091690058030), г.Казань,
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, г. Казань,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания N 11-12-195/пн от 30.03.2012 г.,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Казанский Завод Газовой Аппаратуры", г.Казань (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе (далее -ответчик) об оспаривании постановления о назначении административного наказания N 11-12-195/пн от 30.03.2012 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Открытое акционерноге общество "Казанский Завод Газовой Аппаратуры" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции не дал надлежащую правовую оценку доводам Общества, касающимся привлечения Общества дважды к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения.
Податель жалобы считает, что Общество было привлечено к административной ответственности за аналогичное правонарушение, следовательно, вынесение Административным органом повторного Постановления незаконно и существенно нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, суд нарушил нормы материального права, не применив ст.2.9 КоАП РФ (малозначительность) при наличии на то законных оснований и исходя из фактических обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель Открытого акционерного общества "Казанский Завод Газовой Аппаратуры" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Открытого акционерного общества "Казанский Завод Газовой Аппаратуры", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе вынесено Постановление N 11-12-195/пн от 30.03.2012 г. о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч.9 ст.19.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 550 000 руб. за не исполнение Обществом предписания РО ФСФР России в ВКР N 11-12-СВ-03/1786-т от 30.12.2011г.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления о признании указанного постановления по делу об административном правонарушении незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
26.03.2012 составлен протокол N 11-12-171/пр-ап об административном правонарушении в отношении ОАО "Казанский Завод Газовой Аппаратуры". Согласно протоколу установлено, что Обществом не исполнено предписание РО ФСФР России в ВКР от 30.12.2011 N 11-12-СВ-03/1786-Т, и в действиях Общества усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с Предписанием от 30.12.2011 N 11-12-СВ-03/1786-т Общество в срок до 31.01.2012 было обязано устранить выявленное нарушение действующего законодательства РФ о ценных бумагах.
В нарушение требований п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - ФЗ "Об АО"), п. 8.2.3., 8.2.4., 8.2.5. Положения о раскрытии информации, Общество не обеспечило доступ на странице в сети Интернет к тексту годового отчета Общества, составленного по итогам деятельности за 2010 год, соответствующему требованиям законодательства РФ.
Так, указанный годовой отчет, опубликованный на странице в сети Интернет, не содержит перечень совершенных акционерным обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с ФЗ "Об АО" сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, с указанием по каждой сделке заинтересованного лица (лиц), существенных условий и органа управления акционерного общества, принявшего решение о ее одобрении.
Для устранения выявленных нарушений требований законодательства РФ в адрес ОАО "КЗГА" 30.14.2011 в соответствии с п. 7. ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п.п. Г,2. ст. 11. Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" РО ФСФР России в ВКР направлено обязательное для исполнения предписание N 11-12-СВ-03/1786-т с требованием в срок до 30.01.2012 устранить выявленные нарушения действующего законодательства РФ о ценных бумагах, а именно:
- обеспечить доступ на странице в сети Интернет к тексту годового отчета Общества, составленного по итогам деятельности за 2010 год, соответствующему требованиям законодательства РФ.
Кроме того, в срок до 01.02.2012 представить в РО ФСФР России в ВКР отчет об исполнении предписания и принятых мерах по устранению указанных нарушений с заверенными копиями подтверждающих документов.
Предписание ОАО "КЗГА" получено 13.01.2012, однако в установленный срок не исполнено.
Данный факт послужил основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что Общество дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения отклоняется апелляционным судом в связи со следующим.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Полномочия РО ФСФР в ВКР по выдаче обязательного предписания предусмотрены пунктом 5.4.15 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации", статьей 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", ст.44 Федерального закона от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг" (далее- ФЗ "О РЦБ").
Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным Законом N 46-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии со ст. 92 ФЗ "Об АО", п.8.2.1, 8.2.3, 8.2.4 Положения о раскрытии информации акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годового отчета. Согласно п. 8.2.3. годовой отчет должен содержать, в том числе информацию о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность.
На основании статьи 42 ФЗ "О РЦБ", Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717, Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22.06.2006 N 06-69/пз-н, Положения о порядке проведения проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-1О8/пз-н, РО ФСФР России в ВКР проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО "КЗГА" на предмет соблюдения требований законодательства РФ о ценных бумагах, об акционерных обществах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, а также на соблюдение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ требований к раскрытию информации о деятельности организации за весь период деятельности.
По результатам проверки вынесено предписание от 11.11.2011 N 11-11-СВ-03/1532-т со сроком исполнения до 12.12.2011, которым Обществу предписано устранить выявленные нарушения требований законодательства РФ, а именно: обеспечить доступ на странице в сети Интернет к тексту годового отчета Общества, составленного по итогам деятельности за 2010 год, соответствующему требованиям законодательства РФ.
Поскольку Общество указанное предписание не исполнило в установленный срок, то РО ФСФР России в ВКР принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ (постановление от 10.02.2012 N 11-12-096/пн), а также о направлении в адрес Заявителя предписания от 30.12.2011 N 11-11-СВ-03/1786-т с требованием в срок до 30.01.2012 устранить выявленные нарушения требований законодательства.
Указанное предписание также Обществом не исполнено, в связи с чем административный орган вынес в отношении Общества постановление от 30.03.2012 N 11-12-195/пн по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ.
Таким образом, каждый отдельный факт неисполнения предписания к установленному в нем сроку образует оконченный состав административного правонарушения по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ.
В силу части 9 статьи 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Согласно п.23.4.2. Административного регламента Предписание ФСФР России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации направляется организации в целях прекращения и/или предотвращения в дальнейшей деятельности выявленных при проведении проверки нарушений законодательства Российской Федерации.
Организация обязана исполнить предписание в указанный в предписании срок, но не позднее 30 дней с момента получения предписания и представить в РО ФСФР России отчет об исполнении этого предписания в рабочий день, следующий за днем исполнения предписания. К отчету должны быть приложены надлежащим образом оформленные (сшитые, пронумерованные, подписанные уполномоченным лицом и скрепленные печатью организации) копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований (п.23.4.3 Административного регламента).
В соответствии с п. 23.4.4. Управление надзора рассматривает предоставленный организацией отчет об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований, и в случае неустранения нарушений устанавливает необходимость направления нового (повторного) предписания, либо необходимость проведения внеплановой проверки.
В случае непредставления организацией в установленные сроки информации об устранении нарушений Управление надзора устанавливает:
- возможность продления сроков устранения нарушений в случае наличия уважительных (объективных) причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения;
- наличие основания для направления нового и/или повторного предписания;
- наличие основания для привлечения виновных лиц к ответственности.
При наличии основания для привлечения виновных лиц к ответственности Управление надзора приступает к возбуждению дела об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или подготавливает материалы для передачи в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
Аналогичный порядок действует в РО ФСФР России в ВКР.
Таким образом, Административным регламентом ФСФР четко установлено, что если общество не исполняет предписания РО ФСФР России в ВКР в установленный предписанием срок, то Региональное отделение в соответствии с п.23.4.4. Административного регламента имеет право направлять в адрес Общества повторные предписания, а также привлекать их к административной ответственности за неисполнение предписания, согласно нормам действующего законодательства.
В рассматриваемом случае выявленные нарушения являются самостоятельными правонарушениями, отраженными в отдельных протоколах об административных правонарушениях, на основании которых вынесены различные постановления о привлечении к административной ответственности.
Схожесть содержания названных выше предписаний сама по себе не свидетельствует о повторности привлечения общества к административной ответственности. Предписания от 11.11.2011 N 11-11-СВ-03/1532-т и от 30.12.2011 N 11-11-СВ-03/1786-т являются самостоятельными нормативно правовыми актами, неисполнение каждого из которых влечет ответственность, предусмотренную нормами административного законодательства.
Учитывая вышеизложенное. РО ФСФР России в ВКР считает привлечение ОАО "КЗГА" к административной ответственности по ч.9 ст.19.5. КоАП РФ за неисполнение каждого конкретного предписания законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.4. КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Соответственно, довод Заявителя об отмене постановления ответчика N 11-12-195/пн от 30.03.12г. в соответствии с ч.5 ст.4.1.КоАП РФ, согласно которым никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение, является необоснованным, так как РО ФСФР России в ВКР действуя в соответствии с нормами закона, строго в рамках своих полномочий, установив нарушения требований действующего законодательства, привлекло Общество к административной ответственности за каждое вынесенное, неисполненное предписание.
Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, а именно:
- Постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.05.2012 по делу N А33-12864/2011;
- Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 года по делу N А65-20694/2009
-Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 30.П.2010 по делу N А65-20694/2009;
-Определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2011 N ВАС-1096/11 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о том, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным, также был предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно отклонен отклонен.
Суд первой инстанции оценил конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, учел факты систематического пренебрежения Обществом требованиями законодательства о рынке ценных бумаг и степень угрозы охраняемым общественным отношениям и пришел к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Согласно п. 18.1 этого же Постановления Пленума (введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным не имеется, поскольку обстоятельства совершения ОАО "КЗГА" административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
Отсутствие в годовом отчете сведений о сделках с заинтересованностью существенно нарушает законные интересы акционеров, которые лишаются возможности оценить законность и целесообразность совершения этих сделок и оспорить их в суде. В результате этого акционеры могут понести значительные убытки.
Доказательств того, что Обществом предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, а равно наличия объективных причин невозможности исполнения возложенных на него действующим законодательством обязанностей, ООО "КЗГА" административному органу не представлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения не имеется.
Доводы, приведенные Открытым акционерным обществом "Казанский Завод Газовой Аппаратуры" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2012 года по делу N А65-11659/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11659/2012
Истец: ОАО "Казанский Завод Газовой Аппаратуры", г. Казань
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе