г. Томск |
|
16 ноября 2012 г. |
Дело N А03-6273/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2012.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В. А.
судей: Кривошеиной С.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкляр Т.Г.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.08.2012 по делу N А03-6273/2012 (судья Т. В. Бояркова)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Евробус-Альфа" (ОГРН 1022201516215, ИНН 2224075655) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю,
Администрация Алтайского края,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евробус-Альфа" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю" (далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:63:030506:25 площадью 29 761 кв. м., расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, проезд Южный, 45д, равной его рыночной стоимости, в размере 9 137 000 рублей, и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 22:63:030506:25, площадью 29 761 кв. м., расположенного по адресу: г. Барнаул, пр. Южный, 45д, равной 9 137 000 рублей.
Решением суда от 20.08.2012 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с таким решением суда первой инстанции, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и прекратить производство по делу.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает, что оно не может быть привлечено в качестве ответчика по настоящему делу; суд не наделен полномочиями по установлению кадастровой стоимости земельных участков; судом неправильно применены нормы действующего законодательства; между Обществом и Учреждением отсутствует спор; судом неправомерно отнесены расходы по государственной пошлине на Учреждение.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 29 761,00 кв. м. с кадастровым номером 22:63:030506:0025, расположенный по адресу: г. Барнаул, проезд Южный, 45д.
Являясь плательщиком земельного налога, Общество производит его расчет, исходя из имеющихся в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с кадастровом паспортом земельного участка от 24.03.2010 кадастровая стоимость принадлежащего Обществу земельного участка составляет 35 879 861,60 рубль, удельный показатель кадастровой стоимости составляет 1 205,60 рублей за кв. м.
Данные показатели внесены на основании Постановления администрации Алтайского края N 546 от 28.12.2009, утвердившего результаты кадастровой оценки земельных участков на территории Алтайского края.
Поскольку кадастровая стоимость такого земельного участка, установленная в порядке, предусмотренном законодательством о проведении кадастровой оценки земельных участков, значительно превышает рыночную стоимость данного земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об обоснованности заявленного Обществом требования.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у арбитражного апелляционного суда не имеется.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
При этом пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в ранее действовавшей редакции предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В действующей редакции пункт 3 статьи 66 ЗК РФ устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В настоящем случае заявленные Обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Согласно результатам проведенной в рамках судебного разбирательства экспертизы (заключение ООО "Бюро оценки" от 18.07.2012) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:030506:0025 площадью 29 761 кв. м., расположенного по адресу: г. Барнаул, проезд Южный, 45д, составляет 9 137 000 рублей.
Размер установленной экспертом рыночной стоимости Учреждение не оспаривает.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно установил рыночную стоимость спорного земельного участка и обязал Учреждение внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у суда полномочий по установлению кадастровой стоимости земельных участков подлежат отклонению.
Судом первой инстанции не осуществлялась государственная кадастровая оценка земельного участка. Судом фактически принято решение о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка путем установления такой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка, что соответствует правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
Ссылка Учреждения на то, что пункт 3 статьи 66 ЗК РФ не возлагает на него обязанности по осуществлению каких-либо изменений в сведениях о кадастровой стоимости, апелляционной инстанцией не принимается.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку в ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлена рыночная стоимость принадлежащего Обществу земельного участка, которая значительно меньше кадастровой стоимости такого земельного участка, суд, руководствуясь изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 правовой позицией, обоснованно изменил кадастровую стоимость земельного участка на его рыночную стоимость.
Несогласие Учреждения с правовой позицией ВАС РФ не опровергает выводов суда первой инстанции.
Проведение государственной кадастровой оценки и определение кадастровой стоимости земельного участка до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не препятствует восстановлению прав Общества посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Доводы о неисполнимости решения суда первой инстанции являются необоснованными, поскольку заявительный характер внесения сведений в государственный кадастр недвижимости не освобождает Учреждение от исполнения решения суда, обязывающего Учреждение внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
Апелляционный суд также не согласен с позицией Учреждения о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным законом порядке документов, если иное не установлено этим же законом.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, определено, что ведение государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.
В соответствии с приказом Росреестра от 18.05.2009 N 21 "О наделении федеральных государственных учреждений полномочиями органа кадастрового учета" федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю наделено полномочиями органа кадастрового учета, предусмотренными Законом N 221-ФЗ.
В настоящее время с учетом реорганизации ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю органом, наделенным полномочиями кадастрового учета, является федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю.
Таким образом, Учреждение является уполномоченным органом по ведению государственного кадастра недвижимости, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в том числе учета изменений в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка.
При этом доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ФГБУ "ФКП Росреестра" полномочий по определению и установлению кадастровой стоимости земельного участка подлежат отклонению, поскольку в настоящем случае на Учреждение не возлагается обязанности по определению и установлению кадастровой стоимости земельного участка. На Учреждение возложена обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об установленной в размере рыночной стоимости кадастровой стоимости земельного участка.
Участие ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю в судебном споре является следствием реализации предоставленных ему полномочий, на что прямо указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11.
Права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
С учетом изложенного доводы Учреждения о том, что оно не является надлежащим ответчиком, а также о том, что Общество не предъявляло к нему никаких материально-правовых требований, являются несостоятельными.
Указание в апелляционной жалобе на неправомерное возложение судом бремени несения судебных расходов по рассмотрению дела на Учреждение, в связи с тем, что причиной обращения Общества в суд явилась реализация права на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Вместе с тем, взыскание судебных расходов по оплате Обществом государственной пошлины и проведенной судебной экспертизы не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный частью 1 статьи 110 АПК РФ.
Поскольку Учреждение является стороной по делу (ответчиком) в рассматриваемом споре, с него правомерно взысканы понесенные лицом, в пользу которого состоялся судебный акт, расходы по оплате государственной пошлины и проведению судебной экспертизы.
Фактически доводы апелляционной жалобы в указанной части противоречат положениям АПК РФ.
С учетом изложенного судом первой инстанции полно и правильно установлены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений норм процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.08.2012 по делу N А03-6273/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В. А. Журавлева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6273/2012
Истец: ООО "Евробус-Альфа"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата ФС государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю
Третье лицо: Администрация Алтайского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю