г. Москва |
|
03 декабря 2012 г. |
Дело N А40-58543/12-119-554 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей Е.В. Пронниковой, Э.В. Якутова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.Г. Кобяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Алмаз-Пресс"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.08.2012 по делу N А40-58543/12-119-554, принятое судьей Быковой Ю.Л.,
по заявлению ЗАО "Алмаз-Пресс" (ИНН 7703183209, ОГРН 1027700505816, 123022, г.Москва, ул.Столярный пер., д.3/34)
к Московской таможне
о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченной пошлины,
при участии:
от заявителя: |
Ходиков Д.В. по дов. от 23.11.2012, Шитиков В.В. по дов. от 23.11.2012, Павлова Т.А. по дов. от 26.11.2012, Завишнюк И.О. по дов. от 04.04.2012, Липгарт Е.В. по дов. от 03.10.2011, |
от ответчика: |
Бразаускене Н.С. по дов. от 13.02.2012, Волнухина В.В. по дов. от 30.12.2011, |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Алмаз-Пресс" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными действий Московской таможни ЦТУ ФТС РФ (Московская таможня, таможенный орган, ответчик) выраженных в письме от 02.04.2012 N 18-15/4384 о возврате без рассмотрения заявления ЗАО "Алмаз-Пресс", отказе в возврате излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 10432846,32 руб. и обязании рассмотреть заявление общества и принять решение о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины.
Решением суда от 24.08.2012 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме. При этом суд исходил из того, что по декларациям на товар, представленным заявителем, невозможно определить сумму излишне уплаченных таможенных платежей.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "Алмаз-Пресс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что обществом в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к заявлению приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель таможенного органа в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанной правовой позиции представителей заявителя и ответчика, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ЗАО "Алмаз-Пресс" осуществляет коммерческую деятельность в сфере производства периодических печатных изданий, для изготовления которых ежемесячно ввозит из Финляндии по прямым контрактам мелованную бумагу.
Согласно положениям Соглашения от 22.11.1950 "О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера", Протокола к нему от 26.11.1976 и Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 N 795 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему" от уплаты таможенных пошлин при ввозе освобождаются товары, относящиеся к материалам образовательного, научного и культурного характера.
Подтверждение соответствия ввозимых материалов приведенному выше Соглашению возложено на Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, что предусмотрено п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 N 795.
Руководствуясь приведенными нормативными источниками, ЗАО "Алмаз-Пресс" обратилось в Московскую таможню с заявлением от 27.03.2012 о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей на сумму 10432846,32 руб.
Исх. от 02.04.2012 N 18-15/4384 таможенный орган вернул заявление ЗАО"Алмаз-Пресс" без рассмотрения на основании ч. 4 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", указав, что в нарушение требований п. 3 ч. 2 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обществом не представлены документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
Названные обстоятельства послужили основанием обращения ЗАО "Алмаз-Пресс" в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Полномочия Московской областной таможни на рассмотрение спорного вопроса следуют из п. 5.3.1 Положения "О Федеральной таможенной службе" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459).
Как усматривается из оспариваемого ЗАО "Алмаз-Пресс" отказа, содержащегося в письме Московской таможни от 02.04.2012 N 18-15/4384, таможенным органом в соответствии с требованиями Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возвращено обществу заявление с приложенными документами без рассмотрения по существу.
Таким образом, в рассматриваемом случае таможенный орган не рассматривал по существу заявление общества о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей и не принимал решения об отказе в возврате излишне уплаченной таможенной пошлины.
В указанной связи, исходя из предмета настоящего спора, доводы сторон, в том числе апелляционной жалобы, о порядке и возможности определения суммы излишне уплаченных таможенных платежей, таможенной стоимости и количества товаров применительно к каждой декларации на товары являются неотносимыми к рассматриваемому делу.
По тем же основаниям суд апелляционной инстанции считает неотносимыми аналогичные выводы мотивировочной части решения суда. Кроме того, данные выводы сделаны судом на основании ГТД N 10129054/110211/0000332, не входящей в число деклараций, по которым ЗАО "Алмаз-Пресс" заявлено о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей.
Что касается возврата таможенным органом заявления общества.
Согласно ч. 2 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
В соответствии с ч. 4 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
При этом нормой ч. 3 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в ч. 4 - 7 ст. 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.
В обоснование принятого решения таможенный орган указал на не представление заявителем деклараций на товары и прилагаемых к ним документов, считает, что представленные обществом список ГТД и расчет излишне уплаченных платежей по контрактам сами по себе не являются документами, подтверждающими факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Из имеющихся в деле материалов, вопреки утверждению представителя ЗАО"Алмаз-Пресс", не усматривается направление обществом в адрес ответчика деклараций на товары и прилагаемых к ним документов.
Суд апелляционной инстанции предложил заявителю представить имеющиеся доказательства направления названных документов в таможенный орган.
Из представленных заявителем суду материалов не усматривается факт направления ответчику иных документов, кроме указанных в приложении к заявлению от 27.03.2012 о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей.
Исследовав приложенные к заявлению ЗАО "Алмаз-Пресс" о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей документы суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что обществом о не представлены документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату. Односторонне составленный декларантом расчет сам по себе такую функцию не выполняет.
При этом, правило ч. 3 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" на документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, не распространяются.
Таким образом, заявителем не доказаны обстоятельства, свидетельствующие, по его мнению, о незаконности оспариваемых действий таможенного органа.
Согласно норме ч. 4 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с приведенной нормой, обжалуемое решение таможенного органа не нарушает права общества.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.08.2012 по делу N А40-58543/12-119-554 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58543/2012
Истец: ЗАО "Алмаз-Пресс"
Ответчик: Московская таможня, Московская таможня ЦТУ ФТС России