г. Томск |
|
16 ноября 2012 г. |
Дело N А45-19719/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2012.
Полный текст постановления изготовлен 16.11.2012.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Терехиной И. И.
судей: Лобановой Л.Е., Нагишевой О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощник судьи Никитиным Е.О.,
при участии:
от истца: Пальцева А.С. по дов. 29.08.2012,
от ответчика: Горбатенко Т.А. по дов. N 6122/12 от 04.06.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Агентство по развитию территорий "Геоника" (07АП-8694/12) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.08.2012 по делу N А45-19719/2012 (судья Хорошуля Л.Н.) по иску ООО "Агентство по развитию территорий "Геоника" (ИНН 5503232720, ОГРН 1125543001341) к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (ИНН 5406214965, ОГРН 1035402457848) о взыскании 885 692,50 руб. и по встречному иску Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области к ООО "Агентство по развитию территорий "Геоника" о расторжении государственного контракта,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агентство по развитию территорий "Геоника" (далее ООО "АРТ "Геоника") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее Департамент) об обязании принять выполненные работы по государственному контракту N 2012.26747 от 16.04.2012 и оплатить выполненные работы в сумме 885 692,50 руб.
Определением от 30.07.2012 к совместному рассмотрению с первоначальным иском судом принято встречное исковое заявление Департамента о расторжении государственного контракта N 2012.26747 от 16.04.2012 (л.д.107-108).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.08.2012 (резолютивная часть объявлена 15.08.2012) в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано. Встречный иск Департамента удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ООО "АРТ "Геоника" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь, в том числе на то, что:
- письмо N 5291-14/12 от 11.05.2012 о том что, условия контракта не предусматривают обязанности заказчика предоставлять запрашиваемые сведения, исполнителю не направлялось;
- заказчик независимо от условий государственного контракта обязан предоставить имеющуюся у него информацию необходимую для разработки градостроительной документации, однако данное требование заказчиком выполнено не было;
- пропустив пятидневный срок на приемку выполненных работ, заказчик 31.05.2012 факсом направил в адрес исполнителя письмо N 5790-14/12 об отказе в приемки выполненных работ по контракту;
- выполнить положения п.7.3 технического задания контракта не представляется возможным по причине отсутствия указания на круг лиц (органов исполнительной власти) с которым необходимо согласовать проект планировки и проект межевания территории, положениями контракта и технического задания не предусмотрена прямая обязанность исполнителя по выполнению работ по подготовке топографической основы масштаба 1:1000;
- для выполнения работ по подготовке топографической основы М 1:100 участнику размещения заказа необходимо было бы обладать соответствующим свидетельством СРО, однако данного требования в аукционной документации установлено не было, что свидетельствует о том, что у заказчика не существовало необходимости в подготовке топографической основы М 1:1000.
В судебном заседании представитель истца (по первоначальному иску) поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании возражали против ее удовлетворения, указав на то, что отдежуренная топографическая основа М 1:1000 является общедоступным документом и может быть предоставлена уполномоченным органом, таким как министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, Станционный совет или администрация новосибирского района. Доказательства того, что истец запрашивал топографическую основу у уполномоченных органов не представлено.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда от 16.08.2012, апелляционный суд считает его не подлежащим отмене (изменению).
Материалами дела установлено, что на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 01512010000112001168-4 от 03.04.2012 между Департаментом (заказчик) и ООО "АРТ "Геоника" (исполнитель) заключен государственный контракт N 2012.26747 от 16.04.2012 (л.д.14-16), согласно которого:
- заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства выполнить работы по подготовке проекта межевания и проекта планировки земельных участков на территории Станционного сельсовета в районе поселка Садовый Новосибирского района Новосибирской области в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), срок выполнения работ по контракту - 30 дней с момента заключения контракта (п.1.1);
- приемка и оценка выполненных работ осуществляется по акту сдачи-приемки выполненных работ (п.1.2);
- цена контракта твердая и составляет 885 692,50 руб. (п.3.1);
- оплата производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 5 рабочих дней после выполнения работы, на основании подписанного сторонами акта выполненных работ. а также выставленного исполнителем счета на оплату (п.2.4);
- исполнитель передает заказчику материалы в объеме, определенном Техническим заданием (Приложение N 1). Передача заказчику оформленных в установленном порядке документов осуществляется сопроводительными документами исполнителя. При завершении выполненных работ исполнитель представляет заказчику акт сдачи-приемки выполненных работ с приложением документации, предусмотренной условиями настоящего контракта, и счет. Заказчик в течение пяти дней со дня получения акта сдачи-приемки выполненных работ и отчетных документов обязан подписать указанный акт или направить исполнителю мотивированный отказ от приемки по причине несоответствия условиям контракта (п.п.3.1, 3.3, 3.4);
- расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ и настоящим контрактом (п.6.2)
В Приложении N 1 к государственному контракту N 2012.26747 от 16.04.2012 стороны утвердили Техническое задание на выполнение работ (л.д.17-19).
Письмом N 038 (исх.) от 17.05.2012 ООО "АРТ "Геоника" уведомило исполнителя о завершении работ по контракту и просило принять и оплатить выполненные работы (л.д.29).
Департамент в письме N 5790-14/12 от 23.05.2012 отказал исполнителю в приемке выполненных работ, указав на невыполнение требований условий контракта в части согласования документации в компетентных органах (л.д.31).
ООО "АРТ "Геоника" требования заказчика о необходимости согласования подготовленной документации отклонило, ссылаясь на то, что данная обязанность лежит на заказчике (письмо N 048 (исх.) от 31.05.2012 - л.д.78-79).
04.07.2012 Департамент направил в адрес ООО "АРТ "Геоника" соглашение о расторжении государственного контракта N 2012.26747 от 16.04.2012 (80-83).
Отсутствие со стороны Департамента действий по принятию и оплате работ послужило основанием для обращения ООО "АРТ "Геоника" в арбитражный суд с настоящим иском.
В свою очередь Департамент оспорил заявленные к нему требования путем предъявления встречного иска о расторжении государственного контракта ввиду его неисполнения ООО "АРТ "Геоника".
Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований и удовлетворяя встречный иск, суд первой инстанции исходил из того, что материалы дела свидетельствуют о невыполнении исполнителем условий заключенного между сторонами государственного контракта.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
В соответствии со ст.758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Статьей 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
На основании п.4 ст.753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
По правилам ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Техническим заданием государственного контракта N 2012.26747 от 16.04.2012 (п.п.7.2-7.4) предусмотрено, что разработку карт-схем вариантов расположения сетей инженерного обеспечения и инженерных сооружений согласовать с органами местного самоуправления и заказчиком. Исполнитель обязан выполнить согласование проекта планировки и проекта межевания территории Станционного сельсовета в районе поселка Садовый Новосибирского района Новосибирской области. Подготовку проекта межевания и проекта планировки вести на отдежуренной топографической основе М 1:1000 согласованной с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.
С учетом изложенного, стороны государственного контракта N 2012.26747 от 16.04.2012 непосредственно определили предметом контракта и установили одно из обязательств исполнителя - согласование выполненной рабочей документации с различными компетентными организациями, что не противоречит положениям ст.ст.421, 760 ГК РФ.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.ст.309, 310 ГК РФ).
В силу ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В обоснование заявленных требований ООО "АРТ "Геоника" указало на выполнение в полном объеме работ по государственному контракту N 2012.26747 от 16.04.2012 и предоставление в адрес заказчика текстовых и графических материалов в электронном виде.
Между тем, каких - либо доказательств выполнения условий контракта относительно согласования выполненной рабочей документации (проектов), в материалах дела не имеется. Не представлено доказательств изменения сторонами данного условия контракта.
Таким образом, обязанность Департамента по принятию работ и их оплате наступает после согласования ООО "АРТ "Геоника" проекта межевания и проекта планировки земельных участков во всех необходимых инстанциях. Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда РФ (определение от 11.02.2010 N ВАС-947/10).
Подлежат отклонению и ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что выполнить положения п.7.3 технического задания контракта не представляется возможным по причине отсутствия указания на круг лиц (органов исполнительной власти), положениями контракта и технического задания не предусмотрена прямая обязанность исполнителя по выполнению работ по подготовке топографической основы масштаба 1:1000.
Договором признается соглашение сторон по принимаемым на себя обязательствам. Заключив государственный контракт N 2012.26747 от 16.04.2012, стороны приняли на себя обязательства исполнять его условия и достичь определенный им результат способами, не противоречащими действующему законодательству, в связи с чем отсутствие в п.7.3 Технического задания контракта круга лиц с которыми необходимо производить согласование проекта не может рассматриваться как невозможность его исполнения, поскольку данные лица установлены законом (иными нормативными (ненормативными) актами) и их перечень не может быть неопределенным.
К тому же, как следует из письма N 617/01-16 от 25.05.2012 (л.д.28) исполнитель обращался в Администрацию Новосибирского района, Новосибирской области за согласованием проекта планировки и межевания земельных участков.
Из п.7.4 Технического задания следует обязанность исполнителя осуществлять подготовку проекта на отдежуренной топографической основе М 1:1000, согласованной с уполномоченным органом, а не обязанность по выполнению работ по подготовке топографической основы масштаба 1:1000.
Наличие либо отсутствие соответствующего свидетельства СРО, на что указывает податель жалобы, не может освобождать исполнителя от принятых на себя обязательств в части соблюдения Технического задания контракта.
Федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (статья 9) предусмотрено, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п.8).
Исходя из п.2 ст.450 ГК РФ договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (ст. 452 ГК РФ).
Факт нарушения условий контракта, подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что ООО "АРТ "Геоника" допустило существенное нарушение условий государственного контракта (в части согласования проектов во всех необходимых инстанциях) и, руководствуясь положениями ст.450 ГК РФ, принял обоснованное решение об отказе во взыскании с Департамента 885 692,50 руб. задолженности и расторжении государственного контракта N N 2012.26747 от 16.04.2012.
Довод подателя жалобы о том, что письмо N 5291-14/12 от 11.05.2012 исполнителю не направлялось, апелляционным судом не принимается.
Так, в письме N 015 от 06.04.2012 (л.д.20) ООО "АРТ "Геоника" запросило у Департамента исходную информацию для выполнения работ, в частности, топографическую съемку территории Станционного сельсовета.
В свою очередь Департамент в письме N 5291-14/12 от 11.05.2012 сообщил исполнителю о том, что условия заключенного государственного контракта не предусматривают обязанности заказчика предоставлять запрашиваемые сведения (л.д.100).
При этом обстоятельства направления письма N 5291-14/12 от 11.05.2012 по сути, не влияют на законность и обоснованность принятого судебного акта, поскольку ООО "АРТ "Геоника" в предусмотренном законом порядке (ст.716 ГК РФ) работы не приостановило, о невозможности их выполнения заказчику не заявило.
Нельзя признать обоснованным и довод подателя апелляционной жалобы о том, что заказчик независимо от условий государственного контракта обязан предоставить имеющуюся у него информацию необходимую для разработки градостроительной документации.
Согласно п.12.1 ст.45 Градостроительного кодекса РФ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет проверку документации по планировке территории и по результатам принимает решение о направлении документации на согласование.
Пунктом 1 раздела VI Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ N 150 от 29.10.2002 установлено, что в соответствии с заданием на разработку градостроительной документации и в сроки, установленные договором с разработчиком градостроительной документации, заказчику рекомендуется обеспечивать подготовку необходимой исходной информации для разработки градостроительной документации.
Как правильно указал суд первой инстанции, Департамент осуществил проверку и, признав документацию не соответствующей требованиям законодательства и условиям контракта, решение о направлении на согласование не принял.
Наличие в материалах дела письма N 5790-14/12 от 23.05.2012 опровергает ссылку подателя жалобы на пропуск пятидневного срока по приемке выполненных работ.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п. 1 ст. 269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.08.2012 по делу N А45-19719/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Терехина И.И. |
Судьи |
Лобанова Л.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-19719/2012
Истец: ООО "Агенство по развитию территорий "Геоника", ООО "Агентство по развитию территорий "Геоника"
Ответчик: Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области