г. Томск |
|
16 ноября 2012 г. |
Дело N А03-7723/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2012.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В. А.
судей: Кривошеиной С.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкляр Т.Г.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Сити" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.08.2012 по делу N А03-7723/2012
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Сити" (ОГРН 1092221003005, ИНН 2221171431)
к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (ОГРН 1022200918376, ИНН 2221017172)
о признании бездействия незаконным,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Сити" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка примерной площадью 0,073 га по ул. Павловский тракт, 251б в г. Барнауле и непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка для строительства, и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 29.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с таким решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что законодательством не предусмотрена возможность непринятия какого-либо решения (о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта) по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 24.05.2010 в Управление поступила заявка Общества N 4045 о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке площадью 730 кв. м., расположенном по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, согласно схеме для строительства административного здания с автомойкой на праве аренды.
Рассмотрев заявку, Управление письмом от 16.06.2010 N АН-6571 в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 2.6, 2.7 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - г. Барнаула, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 (далее - Порядок предоставления земельных участков) направило документы по заявке Общества в администрацию г. Барнаула для подготовки акта о выборе земельного участка, утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, необходимой информации о разрешенном использовании земельного участка, документа, подтверждающего соответствие назначения объекта разрешенному виду использования земельного участка, информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
О направлении документов в администрацию г. Барнаула Общество проинформировано письмом от 21.06.2010 N ЛЛ-6755.
26.01.2011 Общество обратилось в Управление с заявлением об отказе от исполнения заявки.
В связи с отказом Общества от своей заявки вся работа по ней была прекращена.
Полагая, что бездействие Управления, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка и непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, является незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам об отсутствии у Управления правовых оснований для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка; об отсутствии нарушений прав и законных интересов Общества.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному правовому акту и нарушения ими гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц.
Согласно статьям 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов, в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
По указанному заявлению орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Основания для отказа в размещении объекта в статье 31 ЗК РФ не установлены, однако это не означает возможность отказа исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в согласовании предварительного места размещении объекта при отсутствии объективных препятствий для этого.
Пунктом 2.4 Порядка предоставления земельных участков установлено, что заявление о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта рассматривается уполномоченным органом в месячный срок.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка предоставления земельных участков в случае отсутствия оснований для отказа в размещении объекта, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, уполномоченный орган в семидневный срок направляет обращение в администрацию города Барнаула: для оформления в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акта о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованного в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; для обеспечения подготовки и утверждения схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора и в случае предполагаемого размещения объекта на застроенной территории, на которой расположены многоквартирные жилые дома, подготовки и утверждения в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекта межевания территории; для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и об их обеспечении объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; для информирования землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с пунктом 4 статьи 31 ЗК РФ.
Положения пунктов 2.5 - 2.9 Порядка предоставления земельных участков свидетельствуют о том, что по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта уполномоченным органом должно быть принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта или решение об отказе в размещении объекта.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что по заявке Общества от 24.05.2010 N 4045 Управлением не приято никакого решения.
Следовательно, со стороны Управления имело место бездействие, выразившееся в непринятии какого-либо решения по заявке Общества.
Выводы суда первой инстанции о том, что у Управления не имелось правовых оснований для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, не опровергает того, что Управлением допущено бездействие.
Действительно, в силу пункта 2.7 Порядка предоставления земельных участков решение о предварительном согласовании места размещения объекта принимается после поступления в уполномоченный орган документов из администрации г. Барнаула.
Поскольку предусмотренные пунктом 2.7 Порядка предоставления земельных участков документы в Управление не поступили, у него не имелось оснований для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
Однако данное обстоятельство не освобождает Управление от исполнения обязанностей по рассмотрению поступившей от Общества заявки в соответствии с требованиями ЗК РФ и Порядка предоставления земельных участков.
Действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
При этом при соблюдении заявителем процедуры обращения с заявлением о предоставлении земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта возможность не рассмотрения уполномоченным органом заявки Общества действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, Управление, являясь в силу статьи 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" и пункта 1.1 Положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 02.02.2006 N 32, уполномоченным органом в сфере управления и распоряжения земельными участками, должно было рассмотреть заявку Общества и принять по ней одно из решений о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что не поступление из администрации г. Барнаула в Управление необходимых документов не освобождает Управление от принятия решения по заявке Общества.
Кроме того, из представленного в материалы дела письма Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от 05.05.2012 следует, что по заявке от 24.05.2010 N 4045 был подготовлен акт от 18.08.2010 о выборе земельного участка для строительства, который был отклонен от согласования, а также на основании письма Управления от 27.10.2010 N АН-12273 была прекращена работа по оформлению исходно-разрешительной документации, в том числе, в отношении заявки N 4045 от 24.05.2010, о чем Управление проинформировано письмом от 15.11.2010 N 923/01-07.
Однако Управление не информировало об этом Общество и не приняло решения об отказе в размещении объекта.
В связи с этим Управлением допущено бездействие, не основанное на нормах действующего законодательства.
Вместе с тем, при отсутствии нарушения таким бездействием прав и законных интересов Общества не имеется оснований для признания его незаконным.
Из материалов дела следует, что 26.01.2011 Общество отказалось от поданной заявки N 4045 от 24.05.2010.
Данное обстоятельство указывает на утрату Обществом интереса к получению в аренду земельного участка примерной площадью 0,073 га по ул. Павловский тракт, 251б в г. Барнауле для строительства административного здания с автомойкой.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что отказ от заявки N 4045 связан с желанием подать новую заявку на получение такого земельного участка, судом не принимается.
Обращение Общества 27.01.2011 с заявкой о предоставлении земельного участка примерной площадью 0,0745 га по ул. Павловский тракт, 251б в г. Барнауле для размещения галереи фактически указывает на отсутствие у Общества интереса на получение в аренду земельного участка примерной площадью 0,073 га по ул. Павловский тракт, 251б в г. Барнауле для строительства административного здания с автомойкой.
Принимая во внимание, что Общество утратило интерес на приобретение в аренду испрашиваемого по заявке N 4045 от 24.05.2010 земельного участка, оспариваемое бездействие Управления не нарушает прав и законных интересов Общества.
В связи с этим не имеется предусмотренных АПК РФ оснований для признания оспариваемого бездействия Управления незаконным.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд отмечает, что Обществом пропущен установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании бездействия Управления, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований Общества.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, бездействие Управления по рассмотрению заявки от 24.05.2010 N 4045 имело место в 2010 году, о бездействии Обществу было известно уже 26.01.2011, однако с заявлением о признании такого бездействия незаконным Общество обратилось в суд только 30.05.2012.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд считает заявленные Обществом требования не подлежащими удовлетворению, в связи с чем судом первой инстанции принято правильное решение.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.08.2012 по делу N А03-7723/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В. А. Журавлева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7723/2012
Истец: ООО "Альфа Сити"
Ответчик: Главное управление имущественных отношений Алтайского края
Третье лицо: Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула