г. Москва |
|
27 ноября 2012 г. |
Дело N А40-82037/12-72-599 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
судей: |
Пронниковой Е.В. |
|
Каменецкого Д.В. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.08.2012 по делу N А40-82037/12-72-599 судьи Немовой О.Ю.,
по заявлению ОАО "Порт Коломна" (ОГРН 1025002738144; 140400, Московская область, г. Коломна, Водовозный пер., д. 10)
к Департаменту по недропользованию по Центральному федеральному округу
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: Шмаков Г.А. по дов. от 21.08.2012; Клинцов А.В. по дов. от 30.12.2010; Козлова А.Н. по дов. от 11.10.2012;
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2012 удовлетворено заявление ОАО "Порт Коломна" (далее - Общество) о признании незаконным решения Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу (далее - Департамент) от 12.03.2012 N 03-06/634 "О недопуске к рассмотрению технического проекта".
Суд обязал Департамент по недропользованию по Центральному Федеральному округу направить проектную документацию "Организация добычи строительных песков и ГПМ в русле р. Оки на месторождении "Бачмановское" на рассмотрение Комиссии по согласованию технических проектов в порядке, установленным действующим законодательством.
Департамент не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование указывает на то, что проектная документация заявителя на разработку месторождения песков и песчано-гравийной смеси в русле реки Оки подлежит государственной регистрации, поскольку месторождение полезных ископаемых является особо опасным производственным объектом.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает решение законным и обоснованным, вынесенным в полном соответствии с нормами материального и процессуального права, соответствующим обстоятельствам дела, а заявленные Департаментом в апелляционной жалобе требования не подлежащими удовлетворению.
Обратил внимание, что месторождение по добыче строительных песков и ГПМ в русле р. Оки "Бачмановское" не является объектом капитального строительства, на нем не предусмотрено возведение несущих, ограждающих строительных конструкций, добыча производится непосредственно из водного объекта открытым способом и не требует создания объемных строительных систем, включающих в себя помещения, инженерные сети, в связи с чем у хозяйствующего субъекта отсутствует обязанность проведения государственной экспертизы соответствующего проекта.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Порт Коломна" имеет лицензию на право пользования недрами от 17.12.2008 серия МСК N 80083 ТЭ с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча песков и гравийно-песчаного материала в русле реки Оки на участках 853,6-853,1 км и 852,5-851,3 км судового хода по лоции изд. 1990 года Бачмановского месторождения.
Общество обратилось в Департамент по недропользованию по Центральному федеральному органу с заявлением (исх. N 134 от 14.02.2012) о согласовании рабочего проекта "Организация добычи строительных песков и ГПМ в русле р. Оки на месторождении "Бачмановское", арх. N 87361, выполненного ОАО "Гипроречтранс" (далее - проект).
Заявление с прилагающимися к нему документами было зарегистрировано Департаментом 21.02.2012 за N 698.
Решением Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу, оформленным письмом от 12.03.2012 N 03-06/634, представленный проект не был допущен к рассмотрению в Комиссии по согласованию технических проектов Департамента ввиду несоответствия проекта требованиям по комплектности, предусмотренным п.п.15-17 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N118, а именно: отсутствует копия заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при осуществлении лицензируемой деятельности.
При этом суд правомерно указал на то, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу ст.23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождения полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение), которым предусмотрен вышеуказанный порядок оформления технических проектов разработки месторождений.
Согласно подпункту "в" п.16 названного Положения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к заявлению пользователя недр о согласовании проектной документации прилагаются копии заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Часть 1 ст.49 ГрК РФ предусматривает обязательное проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Таким образом, если в составе разрабатываемого месторождения планируется строительство объектов капитального строительства, то заключение государственной экспертизы рассматривается законодателем в качестве обязательного требования.
В силу ст.4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту (далее - градостроительные отношения) (часть 1). К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
Законом, регулирующим горные работы, как технически опасные работы, является Федеральный закон от 21.07.2007 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в приложении к которому определяются критерии отнесения объекта (в том числе объекта работ) к таковым (применительно к обстоятельствам данного дела - месторождение, как объект горных работ).
Таким образом, суд обоснованно посчитал, что по законодательству о промышленной безопасности опасным объектом является и месторождение, однако, указанное обстоятельства не может являться основанием для вывода о необходимости проведения государственной экспертизы, а только лишь влечет необходимость получения заключения органа промышленной безопасности.
Такие документы Обществом получены были, что, в свою очередь, обеспечило соблюдение установленных законом требований в этой части.
Оценивая ссылку Департамента на подпункт "г" п.11 ч.1 ст.48.1 ГрК РФ, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что указанное положение данной статьи относится не просто к производимым работам, а к объектам, на которых ведутся работы, то есть в системе закрепленных в Градостроительном кодексе Российской Федерации положений - об объектах капитального строительства.
В рассматриваемом случае рабочим проектом "Организация добычи строительных песков и ГПМ в русле р. Оки на месторождении "Бачмановское" не предусмотрено возведение несущих, ограждающих строительных конструкций, добыча производится непосредственно из водного объекта открытым способом и не требует создания объемных строительных систем, включающих в себя помещения и инженерные сети.
Данных о том, что на участке добычи недр предусматривается строительство, реконструкция или эксплуатация каких-либо зданий, строений и сооружений, являющихся объектами капитального строительства, в лицензии от 17.12.2008 серии МСК N 80083 ТЭ не содержится.
Доказательства того, что при производстве работ планируется строительство объекта капитального строительства, ответчиком в материалы дела не представлены.
Соответственно, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено получение разрешения на строительство при добыче полезных ископаемых в месте производства работ при отсутствии на нем объектов капитального строительства, Департамент не вправе был требовать от заявителя получение заключения государственной экспертизы и не допускать проект к рассмотрению по мотиву отсутствия данного заключения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом установленных судом обстоятельств, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2012 по делу N А40-82037/12-72-599 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82037/2012
Истец: ОАО "Порт Коломна"
Ответчик: Департамент по недропользованию по Центральному федеральному округу, ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦФО