г. Москва |
|
22 ноября 2012 г. |
Дело N А41-31462/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Костина Н.В., доверенность от 18.07.2012 N 4,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 17 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20.09.2012 по делу N А41-31462/12, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 17 по г. Москве и Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "ЛАЙННЕТ" о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 17 по г. Москве и Московской области (далее - управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЛАЙННЕТ" (далее - общество, ООО "ЛАЙННЕТ") штрафа в сумме 84 389 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.09.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛАЙННЕТ" зарегистрировано в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации N 17 по г. Москве и Московской области в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за номером 060-017-019573.
ООО "ЛАЙННЕТ" направило по электронной почте в адрес пенсионного фонда индивидуальные сведения о застрахованных у него лицах за второй квартал 2011 года по формам АДВ-6-2, АДВ-6-3, СЗВ-6-2, СЗВ-6-1.
По результатам документальной проверки представленных сведений должностным лицом пенсионного фонда выявлены недостоверные сведения на 31 человека, о чем составлен акт от 20.01.2012 N 6 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, названный акт направлен страхователю почтовым отправлением.
На основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) управлением вынесено решение от 09.02.2012 N 6 о привлечении ООО "ЛАЙННЕТ" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования в виде наложения штрафа в сумме 84 389 руб.
На основании указанного решения обществу выставлено требование от 02.03.2012 N 6 об уплате штрафа в срок до 17.03.2012.
Поскольку в установленный срок сумма штрафа обществом уплачена не была, управление обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением о ее взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что пенсионным фондом существенно нарушена процедура привлечения общества к ответственности.
Обжалуя решение суда первой инстанции, управление указывает, что материалами дела подтверждается факт предоставления ООО "ЛАЙННЕТ" в пенсионный фонд недостоверных сведений. По мнению управления, права общества нарушены не были, поскольку возражения на акт не поступали, и решение обжаловано не было. Кроме того, суд первой инстанции сосался на Методические рекомендации от 23.03.2004 N 67, которые пенсионным фондом давно не применяются, в связи с принятием новых Методических рекомендаций от 17.03.2010 N 08/502.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Общество в судебное заседание апелляционного суда своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителя пенсионного фонда, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно абзацу 8 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11 названного Федерального закона установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", до 01.08.2010, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 01.02.2011.
С 2011 года - ежеквартально до 1-ого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", вступившие в силу с 01.12.2011, в соответствии с которыми сведения о застрахованных лицах необходимо представить не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Пенсионным фондом установлено, что ООО "ЛАЙННЕТ" представлены в орган пенсионного фонда недостоверные сведения на 31 человеке, в связи с чем общество привлечено к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Между тем, лицо, привлекаемое к ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 38 названного Федерального закона акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу пунктов 2, 3 статьи 39 Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ перед вынесением решения по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Данное лицо вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Проверив порядок производства по делу о правонарушении в сфере обязательного пенсионного страхования, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии процедуры привлечения общества к ответственности нормам действующего законодательства.
Как указывает орган пенсионного фонда, дата, время и место рассмотрения материалов проверки отражены в акте от 20.01.2012 N 6 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 9).
В доказательство направления названного акта управлением представлен безымянный документ, в котором указано, что в адрес ООО "ЛАЙННЕТ" 20.01.2012 в 11:06 направлен протокол проверки: расписка, акт Ведениной, пояснения и другие документы, в тот же день ООО "ЛАЙННЕТ" направляет квитанцию о получении документа.
По мнению суда, указанный документ, во-первых, не свидетельствует о направлении в адрес страхователя именно акта от 20.01.2012 N 6, во-вторых, как указано выше, извещение о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в то время как акт от 20.01.2012 N 6 подписан главным специалистом-экспертом.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств направления в адрес организации акта об обнаружении фактов, доказательств надлежащего извещения страхователя, в том числе уполномоченным должностным лицом, о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Более того, нормы Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предоставляют страхователю возможность в течение 15 рабочих дней представить возражения на акт, данная норма также продублирована в акте от 20.01.2012 N 6.
Вместе с тем, акт вынесен 20.01.2012, а рассмотрение материалов проверки состоялось 09.02.2012, то есть в срок менее 15 рабочих дней, и, тем самым страхователь был лишен возможности представить возражения на акт в установленный срок.
Кроме того, ни в акте от 20.01.2012 N 6, ни в решении от 09.02.2012 N 6 не указано существо вмененного в вину организации правонарушения, а именно, в чем выразилась недостоверность сведений в отношении застрахованных лиц, представленных страхователем. Протоколы проверки файлов с указанием выявленных ошибок органом Пенсионного фонда Российской Федерации в суд первой инстанции также не представлены.
Указанные нарушения, допущенные пенсионным фондом при вынесении решения о привлечении к ответственности, не позволяют установить обстоятельства совершенного страхователем нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования и реализовать предоставленные страхователю права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, а органу Пенсионного фонда Российской Федерации при рассмотрении материалов проверки установить, в том числе, наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
Учитывая изложенное, тот факт, что возражения на акт от общества не поступили, и решение обжаловано не было, не свидетельствует о соблюдении прав ООО "ЛАЙННЕТ".
Допущенные нарушения порядка рассмотрения материалов проверки являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть материалы проведенной проверки. Возможность устранения этих недостатков у суда отсутствует.
Апелляционный суд соглашается с доводом пенсионного фонда о том, что суд первой инстанции сосался на Методические рекомендации от 23.03.2004 N 67, которые пенсионным фондом давно не применяются, в связи с принятием новых Методических рекомендаций от 17.03.2010 N 08/502. Между тем применение судом первой инстанции Методических рекомендаций от 23.03.2004 N 67 вместо Методических рекомендаций от 17.03.2010 N 08/502 не привело к принятию неправильного судебного акта.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.09.2012 по делу N А41-31462/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.