г.Воронеж |
|
14 ноября 2012 г. |
Дело N А14-10117/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.11.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ТРЭК": Черных Н.И., представитель по доверенности от 09.11.2011,
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Алексеева Ю.В., представитель по доверенности N 280 от 24.08.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРЭК" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2012 по делу N А14-10117/2012 (судья Домарева В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРЭК" (ОГРН 1033600027581, ИНН 3662052670), г. Воронеж, к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, г. Воронеж, о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25.01.2012 N17-552з об отказе в принятии решения о предоставлении ООО "ТРЭК" земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 24 площадью 1 620 кв.м., кадастровый номер 36:34:05 06 045:0020 и обязании Департамент подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 24, площадью 1620 кв.м., кадастровый номер 36:34:05 06 045:0020 с ООО "ТРЭК" и направить его ООО "ТРЭК" в месячный срок с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Воронежской области.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТРЭК" (далее - ООО "ТРЭК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25.01.2012 N 17-552з об отказе в принятии решения о предоставлении в собственность ООО "ТРЭК" земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 24 площадью 1 620 кв.м., кадастровый номер 36:34:05 06 045:0020, и обязании Департамента подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 24, площадью 1620 кв.м., кадастровый номер 36:34:05 06 045:0020 с ООО "ТРЭК" и направить его ООО "ТРЭК" в месячный срок с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Воронежской области (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2012 по делу N А14-10117/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2012 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что ООО "ТРЭК" при подаче заявления о выкупе земельного участка представило перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке. В данном случае на земельном участке по ул. Дорожная, 24 г. Воронежа расположено только одно нежилое здание, состоящее из основанного здания лит. Б и пристройки Б1, что подтверждается справкой БТИ Коминтерновского района г. Воронежа N 256 от 23.08.2012. При этом, по мнению Общества, пристройка Б1 не является ни зданием, ни строением, ни сооружением, а является частью единого здания по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, д.24, в связи с чем, обязанность по указанию в заявлении о выкупе земельного участка сведений о пристройке лит.Б1 у ООО "ТРЭК" отсутствовала.
Также Общество указывает на то, что Департамент располагал сведениями и документами, свидетельствующими об отсутствии зарегистрированных прав на пристройку лит. Б1. Считает, что действующим законодательством не установлено никаких ограничений на выкуп земельного участка, даже если на нем помимо объектов недвижимости с зарегистрированными правами собственности имеются иные объекты недвижимости, права собственности в отношении которых, не зарегистрированы, и в случае если эти объекты являются самовольной постройкой.
Заявитель жалобы полагает, что нарушение прав Общества оспариваемым отказом заключается в том, что до 01.07.2012 ООО "ТРЭК" имело право выкупить земельный участок по 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, а в настоящее время земельный участок можно выкупить только по рыночной стоимости.
Представитель Общества в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, полагая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В представленном суду отзыве Общество указало на необоснованность доводов Департамента.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ТРЭК" является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, 24: нежилое встроенное помещение I в лит. Б, назначение: нежилое, общая площадь 439,3 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане I:1,5-15; нежилое встроенное помещение II, III лит. Б, назначение: нежилое, общая площадь 314,8 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 2-12, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации прав.
Основанием для регистрации права собственности послужили: договор купли-продажи от 15.02.2011, акт приема-передачи недвижимого имущества и имущественных прав от 15.02.2011.
Объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0506045:0020, площадью 1 620 кв.м., по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, 24, разрешенное использование - здания производственного назначения.
Указанный участок находится в аренде ООО "ТРЭК" на основании договора уступки права аренды от 17.06.2011 по договору аренды земельного участка N 889-02/09 м/з от 28.03.2002.
ООО "ТРЭК" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением от 06.12.2011 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 620 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0506045:0020, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, 24.
Письмом от 25.01.2012 N 17-552-з Департамент сообщил об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, 24, ссылаясь на то, что заявителем не были представлены правоустанавливающий документ на объект недвижимого имущества под литерой Б1, расположенный на испрашиваемом земельном участке, а также сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров. Кроме того, заявителю было указано на необходимость предоставления в адрес Департамента заявления о расторжении договора аренды земельного участка от 28.03.2002 N 889-02-09/мз.
Полагая решение Департамента об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка незаконным, ООО "ТРЭК" обратилось в суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд области исходил из того, что обжалуемый отказ по существу не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку не лишает последнего реализовать свое право на приобретение права собственности на земельный участок, находящийся под объектом недвижимости, принадлежащим заявителю на праве собственности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, находит позицию арбитражного суда области верной с учетом следующего.
В соответствии с частью первой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу названной нормы удовлетворение заявленных требований возможно при одновременном наличии двух условий: если оспариваемое действие (бездействие) уполномоченных органов не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений - Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных Перечнем, утверждаемым приказом Минэкономразвития.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, приведен в приложении к Приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок". В указанный Перечень включены:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В пункте 2 Приказа N 475 установлено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 3 Приказа N 475 установлено, что пункт 2 этого же Приказа вступает в силу 1 июля 2012 года в отношении документов, необходимых для приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, до 1 июля 2012 года для решения вопроса о приобретении прав на земельный участок заявителям необходимо предоставлять документы, предусмотренные Перечнем.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что обращаясь с заявлением на выкуп земельного участка под зданием от 06.12.2011 (т.1 л.д. 88-89) Общество в нарушение пунктов 4 и 8 Перечня не сообщило Департаменту о наличии на земельном участке объекта недвижимости Лит. Б1 и не представило документы, свидетельствующие о наличии зарегистрированных прав на данный объект недвижимости.
Согласно сведениям БТИ Советского района г. Воронежа на спорном земельном участке по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, 24 нежилое здание Лит. Б имеет пристройку Лит. Б1 площадью 36,1 кв.м., сведения о собственниках на объект недвижимости Лит. Б1 отсутствуют, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию Лит. Б1 не представлено.
При этом, суд области обоснованно не принял во внимание представленные Обществом сведения об отсутствии зарегистрированных прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку уведомление об отсутствии в ЕГРП от 16.04.2012 было получено ООО "ТРЭК" после принятия Департаментом решения об отказе в предоставлении в собственность спорного земельного участка. В Департамент соответственно, данный документ не представлялся.
Между тем, требование Департамента о необходимости предоставления заявления о расторжении договора аренды земельного участка от 28.03.2002 N 889-02-09/мз, суд правомерно счел необоснованным, указав, что данный документ не является обязательным приложением к заявлению о приобретении прав на земельный участок согласно вышеназванному Перечню.
В то же время, в связи с тем, что ООО "ТРЭК" не были приложены к заявлению о выкупе земельного участка все необходимые документы, в частности предусмотренные пунктами 4, 8 Перечня суд первой инстанции обоснованно не усматрел оснований для признания незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25.01.2012 N 17-552з об отказе в принятии решения о предоставлении ООО "ТРЭК" земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 24 площадью 1 620 кв.м., кадастровый номер 36:34:05 06 045:0020 и обязании Департамента подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 24, площадью 1620 кв.м., кадастровый номер 36:34:05 06 045:0020 с ООО "ТРЭК" и направить его ООО "ТРЭК" в месячный срок с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Воронежской области.
Учитывая изложенное, суд области обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Как верно отметил суд области, после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого отказа, Общество вправе вновь обратиться в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о выкупе спорного земельного участка под зданием, принадлежащим на праве собственности ООО "ТРЭК".
Апелляционная инстанция находит, что представленные доказательства судом оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Довод Общества о том, что пристройка Лит. Б1 не является ни зданием, ни строением, ни сооружением, а является частью единого здания (здание в литерах Б и Б1 имеет единый адрес и единый инвентарный номер) и следовательно, Общество не обязано было указывать в заявлении о выкупе земельного участка пристройку Лит. Б1 отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку является несостоятельным, противоречащим имеющимся в деле доказательствам.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, ООО "ТРЭК" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Фактически доводы жалобы повторяют доводы, приведенные в обоснование требований в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная по чеку-ордеру СБ9013/0184 от 01.10.2012 государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату ООО "ТРЭК".
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2012 по делу N А14-10117/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "ТРЭК" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1000 руб., излишне уплаченной по чеку-ордеру СБ9013/0184 от 01.10.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10117/2012
Истец: ООО "Трэк"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений ВО, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области