г. Санкт-Петербург |
|
29 ноября 2012 г. |
Дело N А21-4341/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Лебедевой Ю.И., дов. от 13.01.2012 N 2-9
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19747/2012) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.08.2012 по делу N А21-4341/2012 (судья Зинченко С..), принятое
по заявлению ООО "Вест-Алко"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вест-Алко": 236040, Калининград, ул. Сергеева, д. 14, ОГРН 1033902810413 (далее - ООО "Вест-Алко", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу: 191014, Санкт-Петербург, ул. Чехова, д. 6 (далее - управление, МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО) от 27.04.2012 N 10-22/78ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 15.08.2012 суд удовлетворил заявление общества в полном объеме.
МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калининградской области от 15 августа 2012 года по делу N А21-4341/2012 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о недоказанности управлением наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
С учетом отсутствия возражений со стороны МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие общества надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что общество осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции на основании лицензии от 30.06.2011 N А 647773; по производству, хранению и поставке произведенных вин на основании лицензии от 19.07.2011 N Б 089238, а также деятельность по производству, хранению и поставке произведенных спиртных напитков на основании лицензии от 19.07.2011 N Б 089237, выданных Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
По факту несвоевременного предоставления обществом в МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО деклараций об объемах использования этилового спирта по адресу местонахождения обособленного подразделения: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Калининградская, д. 23-В (КПП 391432001) за первый квартал 2012 года на бумажном носителе, а именно:
- декларации об объемах использования этилового спирта (приложение N 2 к Положению);
- декларации об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 3 к Положению);
- декларации об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 4 к Положению);
- декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 5 к Положению);
- декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 6 к Положению);
- декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 7 к Положению), 23.04.2012 управление в отношении ООО "Вест-Алко" составлен протокол об административном правонарушении N 10-22/78ю, действия которого квалифицировал по статье 15.13 КоАП РФ.
Постановлением от 27.04.2012 N 10-22/78ю общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужило нарушение обществом требований статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) и пункта 4 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из недоказанности управлением в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Статья 15.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
В соответствии со статьей 1 Закона N 171-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Порядок представления деклараций установлен Положением о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 N 26, далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (далее - лицензии), а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции (далее - организации).
Организации, использующие этиловый спирт, в том числе денатурированный, для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на технические или иные цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 2.
Организации, осуществляющие производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 3.
Организации, осуществляющие закупку алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использующие ее для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 4.
Организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 5.
Организации, осуществляющие производство и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурированного, и произведенной алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 6.
Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 7.
Организации представляют отдельные декларации по каждому виду продукции.
В силу пункта 4 Положения декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации: с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации; по обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации (в случае, если указанное обособленное подразделение расположено в том же федеральном округе, в котором расположена организация) либо в территориальный орган по месту нахождения обособленного подразделения (в случае, если обособленное подразделение организации и организация расположены в разных федеральных округах).
Организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации. Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде, в утвержденном указанной Службой формате.
С учетом вышеизложенных норм, общество обязано представлять декларации об объемах закупки, продажи и оборота алкогольной продукции по обособленному подразделению в территориальный орган по месту нахождения организации.
Согласно пункту 6 Положения, декларации могут быть представлены организацией в территориальные органы через своего представителя или направлены в виде почтового отправления с описью вложения. При отправке деклараций по почте, датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Таким образом, в соответствии с положениями вышеуказанных норм права ООО "Вест-Алко" должно было представить спорные декларации за первый квартал 2012 года не позднее 10.04.2012. Однако в нарушение указанных требований декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за первый квартал 2012 года были представлены в управление с отметкой Daily International Express, 11.04.2012 (входящий от 12.04.2012 N с2-3414), то есть с нарушением установленного срока, что не оспаривается заявителем.
Наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, подтверждается материалами административного дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 23.04.2012 N 10-22/78ю, копией накладной Daily International Express (л.д. 70).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обосновании отсутствия вины в совершении вменяемого административного правонарушения заявитель указал, что направил спорные декларации в уполномоченный орган по средствам почтовой связи, путем передачи соответствующей корреспонденции по акту приема-передачи курьеру в рамках договора от 10.02.2012 N 10-02-12 отправка которой осуществляется через почтовый сервис DIMEX, либо через почтовое отделение ФГУП "Почта России". Согласно акту приема-передачи корреспонденции общество передало курьеру декларации 10.04.2012, однако курьер в нарушение пункта 2.4.1 договора в соответствии с которым датой отправки корреспонденции является день передачи заказчиком корреспонденции исполнителю (курьеру), если такая передача состоялась до 18:00 час., передал их в почтовое отделение связи только 11.04.2012.
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что общество надлежащим образом исполнило свою обязанность по отправке деклараций в установленный срок посредством передачи декларации курьеру 10.04.2012, поскольку передача заявителем почтового отправления курьеру 10.04.2012, не может являться доказательством надлежащего исполнения обществом обязанности по своевременной отправке деклараций. Кроме того, учитывая требования пункта 6 Положения, в соответствии с которым при отправке деклараций по почте, датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, доказательством исполнения обществом соответствующей обязанности, в данном случае является накладная DIMEX, согласно которой датой оправки деклараций является 11.04.2012.
Следовательно, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Вместе с тем апелляционная инстанция считает возможным квалифицировать совершенное обществом правонарушение как малозначительное, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО не оспаривается, что обществом представлены необходимые декларации 11.04.2012, т.е. с нарушением установленного срока на 1 день. В свою очередь материалы дела не содержат доказательств совершения обществом административных правонарушений в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, свидетельствующих о пренебрежительном отношении ООО "Вест-Алко" к формальным требованиям публичного порядка, равно как и доказательств того, что совершенное правонарушение повлекло искажение отчетности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, воспрепятствовало осуществлению полномочий уполномоченного органа либо причинило организационный вред общественным отношениям, связанным с обеспечением эффективного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что допущенное нарушение носит единичный характер, представление деклараций по месту нахождения юридического лица не свидетельствует о сокрытии информации по обособленному подразделению, учитывая отсутствие вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствие вреда интересам граждан, общества и государства, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Поскольку неправильные выводы суда относительно недоказанности состава правонарушения по статье 15.13 КоАП РФ не привели к принятию неправильного решения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 15 августа 2012 года по делу N А21-4341/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4341/2012
Истец: ООО Вест-Алко
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу, Межрегиональное управление ФС по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу