г. Москва |
|
14 ноября 2012 г. |
N А40-38081/12-21-354 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Румянцева П.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
помощником судьи Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Находкинское пассажирское АТП", ООО "Автотранспортное предприятие "Тримас", ООО "РосТранс-Приморье", ООО "РосТранс", ООО "Ориент-Авто-Люкс", ООО "Фурман", ООО "Транспортная компания "Исток-М" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.06.2012 г. по делу N А40-38081/12-21-354, принятое судьей Каменской О.В.,
по заявлению 1) ООО "Находкинское пассажирское АТП"(692900, г. Находка, пер. Безымянный, д. 1), 2) ООО "Автотранспортное предприятие "Тримас"(690089, Владивосток, ул. Днепропетровская, д. 98В), 3) ООО "РосТранс-Приморье"(690091, Владивосток, ул. Посьетская, д. 32), 4) ООО "РосТранс" (690091, Владивосток, ул. Посьетская, д. 32), 5) ООО "Ориент-Авто-Люкс"(692928, Находка, пер. Безымянный, д. 1), 6) ООО "Фурман" (692443, Приморкий край, г. Дальногорск, ул. Менделеева, 3-Ж/1), 7) ООО "Автотранспортное объединение "Приморье-Арсеньев"(692331, Приморский край, г. Арсеньев, ул. 9 Мая, д. 182), 8) ООО "Транспортная компания "Исток-М" (692510, Приморский край, г. Уссурийский, ул. Воровского, д. 159, оф. 25
к Федеральному дорожному агентству (129085, Москва, ул. Бочкова, д. 4)
о признании незаконным приказа N 304 от 01.12.2011 г.,
при участии:
от заявителей: Смирнов В.А. по доверенностям от 01.01.2012 N 1; от 01.01.2012 N 4; от 01.01.2012 N 1; от 01.01.2012 N 1; от 01.01.2012 N 1; от 01.01.2012 N 1; от 01.01.2012 N 1; от 01.01.2012 N 1;
от ответчика: Воловик Д.В. по доверенности от 28.03.2012 N 01-33/4165;
Коновалова А.А. по доверенности от 17.02.2012 N 01-33/2199;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г.Москвы обратились ООО "Находкинское пассажирское АТП", ООО "Автотранспортное предприятие "Тримас", ООО "РосТранс-Приморье", ООО "РосТранс", ООО "Ориент-Авто-Люкс", ООО "Фурман", ООО "Автотранспортное объединение "Приморье-Арсеньев", ООО "транспортная компания "Исток-М" к Федеральному дорожному агентству о признании недействительным пункта 1 Приказа Федерального дорожного агентства "О присвоении категорий транспортным средствам" N 304 от 01.12.2011 года в части присвоения категорий транспортным средствам ООО "Находкинское пассажирское АТП", ООО "Автотранспортное предприятие "Тримас", ООО "РосТранс-Приморье", ООО "РосТранс", ООО "Ориент-Авто-Люкс", ООО "Фурман", ООО "Автотранспортное объединение "Приморье-Арсеньев", ООО "Транспортная компания "Исток-М" в соответствии с приложением к этому приказу (с учетом уточнении предмета требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 05.06.2012 г. в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что проведение оценки уязвимости и принятие решения об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости не являются компетенцией субъекта транспортной инфраструктуры, каковыми являются заявители по настоящему делу.
С решением суда не согласились заявители - ООО "Находкинское пассажирское АТП", ООО "Автотранспортное предприятие "Тримас", ООО "РосТранс-Приморье", ООО "РосТранс", ООО "Ориент-Авто-Люкс", ООО "Фурман", ООО "Транспортная компания "Исток-М" и обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить и требование удовлетворено. В обоснование своих требований заявители ссылаются на то, что категорирование транспортных средств автомобильного транспорта - государственная услуга, осуществляемая Федеральным дорожным агентством на основе, в том числе, принципов заявительности и открытости, заключающаяся в процедуре отнесения транспортного средства к одной из трех категорий путем сравнения с нормативно установленными критериями, осуществляемом в соответствии с разработанным и утвержденным в надлежащей форме административным регламентом.
Представитель заявителя - ООО "Автотранспортное объединение "Приморье-Арсеньев" поддерживает доводы апелляционной жалобы.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
В соответствии с Приказом Федерального дорожного агентства (Росавтодор) N 304 от 01.12.2011г., присвоены категории транспортным средствам субъектов транспортной инфраструктуры, зарегистрированным подразделениями Госавтоинспекции МВД по Приморскому краю, в соответствии с Приложением к которому, транспортным средствам в том числе заявителей, присвоена первая категория транспортного средства.
Заявители, в обоснование доводов, указывают на обстоятельства незаконности данного Приказа в оспариваемой части положениям ФЗ от 09.02.2007г. N 16-ФЗ, ФЗ N 210-ФЗ от 27.07.2010г., отсутствия заявлений заявителей на предмет категорирования транспортных средств, отсутствия утвержденного Административного Регламента по оказанию государственной услуги по категорированию ФДА, нарушения законных прав и интересов заявителей данными действиями.
В соответствии с п.3 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
Постановлением Правительств РФ от 22.04.2009 г. N 354 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам транспортной безопасности" внесены в том числе соответствующие изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г. N 374 "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве" на основании которых в соответствии с п.1 Положения о Федеральном дорожном агентстве федеральное дорожное агентство является (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
В соответствии с пунктами 5.4.15, 5.4.16 Положения о Федеральном дорожном агентстве Росавтодор осуществляет соответственно категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности и ведение реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, включая категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 6 Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденного Приказом Минтранса России от 21.02.2011 г. N 62 по результатам категорирования транспортных средств присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев, согласно приложению N 1 к Порядку.
Доводы заявителей о том, что категорирование транспортных средств, носит заявительный характер со ссылкой на Федеральный закон N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку Федеральный закон от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие категорирование транспортных средств, не предусматривают участие субъекта транспортной инфраструктуры в категорировании объектов.
Согласно подпункту 10 пункта 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу пункта 1 статьи Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 5 и 9 пункта 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры -технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно подпункту 2 пункта 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.01.2010 N 22 утвержден Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предназначенный для ведения федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Согласно пункту 4 указанного Порядка Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта. Основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа (пункт 11 Порядка).
Компетентный орган в течение 15 дней с момента внесения в Реестр соответствующей записи направляет субъекту транспортной инфраструктуры и в Ространснадзор уведомление о включении объекта или транспортного средства в Реестр и о присвоенной категории или об его исключении из Реестра.
Как правильно установлено судом первой инстанции из указанных выше нормативных актов не следует, что субъекты транспортной инфраструктуры - заявители по настоящему делу являются компетентными органами, уполномоченными на включение транспортных средств, находящихся в их владении, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
Таким образом, законодательством не предусмотрена возможность участия субъектов транспортной инфраструктуры в категорировании объектов, а равно не установлена их обязанность по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов.
С учетом изложенного, отказывая в удовлетворении заявления суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что, в соответствии с законодательством о транспортной безопасности, деятельность по категорированию ОТИ и ТС не предполагает заявительного порядка обращения, а также разработки административного регламента в рассматриваемой сфере деятельности.
Кроме того, 21.07.2011 проект административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее ОТИ и ТС) установленной сфере деятельности, был направлен на согласование в Минтранс России.
Письмом Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта Российской Федерации от 11.08.2011 N 11-04-14/ 1358-ис, сообщалось, что в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" исходя из смысла части 2 статьи 6 Федерального закона, категорирование ОТИ и ТС не связано с непосредственным обращением (заявлением) субъекта транспортной инфраструктуры в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, и поэтому процедура категорирования ОТИ и ТС не может являться государственной услугой. В связи с этим Минтрансом России в Минэкономразвития России направлено Предложение от 09 августа 2011 г. N С А-18/893 8 по корректировке Перечня государственных услуг и государственных функций федеральных органов исполнительной власти, для которых должны быть разработаны административные регламенты, и информация о которых должна быть размещена в Федеральном реестре государственных услуг (функций), в соответствии с которым регламентирование категорирования ОТИ и ТС в установленных сферах деятельности подлежит исключению из Перечня. Таким образом. Министерство транспорта Российской Федерации указало, что разработка административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по категорированию ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности нецелесообразна (т.3 л.д.31-32).
Доводы заявителя об отсутствии методики отнесения транспортных средств к определенной категории не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно подпункту 6 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угрозы совершения актов незаконного вмешательства.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями Федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87. В соответствии с указанным Порядком результаты проведенной оценки уязвимости направляются в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.
Таким образом, проведение оценки уязвимости и принятие решения об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости не являются компетенцией субъекта транспортной инфраструктуры, каковыми являются заявители по настоящему делу.
Кроме того, заявители не обосновали каким образом нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности оспариваемым пунктом приказа в связи с присвоением категории транспортным средствам заявителей.
С учетом изложенного заявителями не представило доказательств нарушения прав которые подлежат восстановлению судом в связи с изданием оспариваемого приказа, так несоответствии оспариваемого пункта приказа нормам действующего законодательства и нарушения в связи с этим прав заявителей не установлено.
В соответствии с ч.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2012 г. по делу N А40-38081/12-21-354 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-38081/2012
Истец: ООО "Автотранспортное объединение "Приморье-Арсеньев", ООО "Автотранспортное предприятие "Тримас", ООО "Находкинское пассажирское АТП", ООО "Ориент-Авто-Люкс", ООО "РосТранс", ООО "РосТранс-Приморье", ООО "Транспортная компания "Итсок-М", ООО "Фурман", ООО АО Приморье-Арсеньев, ООО АП Тримас, ООО ТК Исток-М
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНСТВО "Росавтодор", Федеральное дорожное агентсво